Методика и организация исследований
На первом этапе (сентябрь, 2012 г.) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировалась и уточнялась цель, задачи и гипотеза исследования. Статистические данные, которые были получены в ходе анализа педагогического тестирования контрольной и экспериментальной групп, обрабатывалась с использованием персонального… Читать ещё >
Методика и организация исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика исследования
Анализ научно методической литературы позволил сформулировать цель, определить задачи и гипотезу исследования, выявить средства и методы для исследования стопы у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития. Было использовано 16 литературных источников.
При наружном осмотре программа исследования физического развития включает: оценку развития мускулатуры, степени жироотложения и костной системы, определение формы позвоночника и грудной клетки, ног и стоп. Описательные признаки оцениваются по трехбалльной системе: 1, 2, 3, или «малая», «средняя», «большая» выраженность признака. Мышечная система оценивается по степени ее развития, выраженности рельефа отдельных мышечных групп и их упругости (тонус). «Малая» — когда рельеф мускулов слабо выражен, «большая» — ясно выражен, «средняя» — промежуточная между этими двумя оценками.
Стопы, как правило, имеют нормальную форму, но могут быть уплощенными и плоскими. Плоскостопием называют деформацию стопы, обусловленную уплощением ее сводов. Различают 5 видов плоскостопия: паралитическое, рахитическое, травматическое и статическое. Первые четыре вида плоскостопия встречаются редко. О причинах развития этих видов плоскостопия говорят сами названия. Все дети до 3 — 4 лет, как правило, имеют уплощенную стопу. Часто встречается статическое плоскостопие, причинами которого считают хроническую перегрузку стоп, слабое развитие мышц сводов, и пользование обувью, не отвечающей гигиеническим требованиям.
Для проведения саматоскопии пациент становится коленями на стул спиной к окну, стопы отвисают от стула, мышцы ног расслаблены, в такой позе плоскостопие хорошо диагностируется.
Мышечный тонус — это степень упругости мышц и то сопротивление. Мышечный тонус может быть нормальным, повышенным или пониженным.
При оценке мышечного тонуса необходимо, взяв стопу больного в свои руки, произвести пальпацию мышцы. Тонус мышц оценивается по 3 бальной системе.
Повышенный тонус:
- 3 балла — деревянистой плотности;
- 2 балла — палец продавливается на 3−4 мм;
- 1 балл — легкое повышение плотности мышц.
Пониженный тонус:
- 3 балла — желеобразность;
- 2 балла — продавливается до кости;
- 1 балл — легкое понижение тонуса мышц.
- 2.1.4. Метод подометрии по Фридланду.
Метод подометрии по Фридланду — это, вычисление отношения в процентах высоты стопы к ее длине. Высота свода стопы, выраженная в миллиметрах, умножается на показатель 100, затем полученную величину необходимо разделить на длину стопы, измеренную от кончика большого пальца до наиболее выступающей задней части пятки, также выраженную в миллиметрах. Нормальный подометрический индекс по Фридланду составляет от 29 до 31. Индекс, равный 27−29, свидетельствует о снижении свода стопы.
Плантография — это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стопы на бумаге. Отпечаток получают на специальном устройстве — плантографе, представляющем собой рамку, затянутую резиновой мембраной. Перед каждым измерением нижняя поверхность мембраны смазывается типографской краской. Затем под мембрану подкладывается лист бумаги, пациент встаёт на мембрану, а врач очерчивает специальным «шпателем» периметр стопы.
На получаемом отпечатке вручную соединяют определённые реперные точки и рассчитывают показатели, количественно характеризующие состояние стоп пациента. Степень изменений при плоскостопии оценивается по величине соотношения нагружаемой и ненагружаемой частей стопы (от 0 до 1 — нормальные показатели; от 1,1 до 2 — некоторое уплощение свода стопы; более 2 — клиника плоскостопия).
Педагогический эксперимент проводился с целью исследования стоп у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития.
Для его проведения были исследованы 20 детей младшего школьного возраста.
Статистические данные, которые были получены в ходе анализа педагогического тестирования контрольной и экспериментальной групп, обрабатывалась с использованием персонального компьютера с помощью программы EXEL.
При обработке данных определили следующие статистические показатели: среднее значение (М), среднеквадратическая ошибка (у ±), стандартное отклонение (m ±).
Организация исследования
Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь, 2012 г.) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировалась и уточнялась цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (октябрь, 2012 г.) определялось содержание исследования стоп у детей младшего школьного возраста с нарушением психического развития с помощью тестирования.
Третий этап (ноябрь, 2012 г.) был посвящен:
- 1. Организации педагогического эксперимента.
- 2. Аналитическое обобщение полученных данных.
На четвертом этапе (декабрь-январь, 2012;2013 г.) были обработаны полученные данные и оформлена курсовая работа.