Внедрение технологии оценивания учебных успехов
Е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка — характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка — среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные… Читать ещё >
Внедрение технологии оценивания учебных успехов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.
1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.
Во — первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.
Во — вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.
- 2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).
- 1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).
- 2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.
- 3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
- 3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.
- 1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
- 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
- 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
- 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
- 5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
- 6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
- 4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. | За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена. |
- 5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.
- 4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
- 5-е правило. «Когда ставить отметки?».
За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
Необходимый уровень (типовая задача — «хорошо»);
Повышенный уровень (нестандартная задача — «отлично»);
Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача — «превосходно»).
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка — характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка — среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи [13, С.67].
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.