Практическая часть.
Адаптация учащихся 10 классов.
Мотивация на профессиональную деятельность
Э с 65% до 88% увеличилось число учеников, которые высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся, для них важно психологическое состояние, атмосфера в классе. Используя данные школьного психолога по исследованию психологического климата в 9 и 10 классе, мной были выявлены следующие изменения в оценке психологического климата учащихся класса: С целью… Читать ещё >
Практическая часть. Адаптация учащихся 10 классов. Мотивация на профессиональную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для выполнения работы я взяла произвольную группу учащихся нашего класса.
Цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивает реальное выполнение действия.
Эффективность адаптационного процесса зависит от максимально возможного удовлетворения актуальных потребностей личности в этот период. Поэтому, я поставила перед собой задачу: выявить, как влияет «окружающая среда» на учащегося при переходе из среднего звена в старшее. Адаптация работы по психологии личности и формам дезадаптации, можно сформулировать критерии дезадаптации. Адаптированы те, кто:
- 1. Легко и свободно общаются между собой и с окружающими.
- 2. Успевают, согласно уровню подготовленности.
- 3. Интеллектуально развиты.
- 4. Окружены вниманием со стороны родителей и преподавателей.
- 5. Мотиврованы в учебной деятельности, на саморазвитие и самоопределение в жизни, профессиональную ориентацию.
- 6. Способны к профессиональной регуляции.
Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите, которую задает человеку его время, интересы, высокие идеалы. Естественная и неизбежная стартовая площадка этого корабля — семья: от точности и правильности запуска зависит успех всего полета.
С целью выявления влияния «параметров семьи» на учебные мотивы, мной был исследован «Социальный паспорт семьи».
Анализ социального паспорта семей исследуемой группы учащихся показал, что 70% семей имеют средне-специальное образование, 30% - высшее. Сфера деятельности затрагивает сферу услуг и промышленность. 80% полные семьи, где воспитанием детей занимаются оба родителя и 20% - не полные, где воспитанием занимается одна мама. Среди них есть инвалиды.
Но учебная деятельность зависит не только от семьи, её «запросов», но и от психологической атмосферы, в которой находится учащийся в классе. С этой целью мной было проведено исследование микроклимата класса и сравнение с данными по 9-му классу.
В ходе данной работы я выявила, что 88% учащихся нашего класса высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся (в 9-ом классе их было — 65%); 12% учащихся безразличен психологический климат класса, т.к. у них есть другая группа, где общение для них значимо.
Используя данные школьного психолога по исследованию психологического климата в 9 и 10 классе, мной были выявлены следующие изменения в оценке психологического климата учащихся класса:
э сократилось число учащихся, которым было безразлично психологическое состояние класса с 35% до 12%.
э с 65% до 88% увеличилось число учеников, которые высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся, для них важно психологическое состояние, атмосфера в классе.
э уменьшилось количество учеников, для которых климат в классе безразличен.
Это говорит о том, что психосоциальные условия учащихся данной группы позволяют им легко адаптироваться в переходный момент и направить свою учебную деятельность в русла профессиональной ориентации, поскольку основанием для поступления в 10 класс, было заявление о необходимости продолжения учебы для дальнейшего профессионального обучения. Используя тест для определения преобладающих мотивов деятельности, я выявила, что учебная деятельность данной группы осуществляется в основном на репродуктивном уровне. В связи с этим, средний уровень успеваемости и качества обучения в данной группе объясняются:
- 1. Плохой сформированностью навыков учебной деятельности.
- 2. Индивидуальными особенностями интеллектуального развития.
- 3. У 10% до сих пор несформирована мотивация учебной деятельности, учебу воспринимают с позиции необходимости. У 90% мотивация учебной деятельности направлена на самоопределение, личный успех в данный момент времени.
Используя тесты «Ваш творческий потенциал» и «Каков уровень вашей самооценки», я выяснила, что 90% адекватно оценивают себя и свои возможности, 10% имеют низкую самооценку, вследствие физиологического недостатка, но все они способны к произвольной регуляции, адекватно оценивая себя и свои возможности.
Выражаю благодарность учащимся класса за возможность провести исследования.