Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природа искусства клоунады связана с природой такого вида смеха, который «возник в ситуации необходимости реагирования на парадоксальные «двусмысленные послания» (социума) «и оказался единственным на тот момент действенным средством их решения в силу своей изначальной когнитивно-аффективной двойственности» (С.З. Агранович, C.B. Березин). М. В. Бороденко в работе «Два лица Януса-смеха» пишет… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. .стр
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ. СТР
    • 1. 1. Развитие творческой индивидуальности младших школьников как педагогическая проблема. стр
    • 1. 2. Взаимосвязь компонентов искусства поэтико-романтической клоунады и компонентов развития творческой индивидуальности младших школьников. стр
    • 1. 3. Педагогические принципы теоретической модели развития творческой индивидуальности младшего школьника. стр
  • Выводы по главе I. стр
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ. СТР
    • II. 1. Направления опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады. стр
  • П. 2. Педагогическая проверка формирования и развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады. стр
  • И.З. Возможности художественных образов искусства поэтико-романтической клоунады в модели развития творческой индивидуальности младших школьников. стр
  • Выводы по главе II. стр

Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Творческая индивидуальность — это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир, как диалектическую систему.

Развитие творческих сил детей, актуализация в школьный период заложенных в них природой способностей и задатков позволяет личности реализоваться, развиваться творческой индивидуальности. Однако в традиционной системе школьного обучения существуют условия, приводящие к угасанию некоторых существенно-важных для творчества художественных задатков детей на протяжении младшего и среднего школьного возраста. В то же время использование экспериментальных программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности существует возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

В трудах отечественных авторов была доказана особая роль искусства в развитии творческой индивидуальности человека (Ю.Г. Аксенов, М. М. Бахтин, Д. Б. Богоявленская, С. Т. Газарян, и др.).

Как отмечал Л. С. Выготский, природа творчества едина, а потому творческие способности, будучи сформированы с помощью художественной деятельности, универсальны, так как относительно легко трансформируются в другие виды и сферы деятельности.

Возможности искусства клоунады в открытии и развитии творческой индивидуальности в разное время отмечаются различными деятелями науки и искусства. Парадоксальную, диалектическую природу клоунады как пример высшей ступени креативности отмечали Ю. М. Лотман, С. Ю. Макаров, В. И. Полунин, Д. Родари, Д. Эдварде.

С.Ю. Макаров писал, что эстетической сердцевиной клоунады является алогичное мышление, способное представить вещи с неожиданной точки / зрения. На иррациональную природу клоунады, на познание ею действительности путем художественного парадокса, обращал внимание французский искусствовед Жак Фабри, заостряя внимание на «культуре парадокса», называя ее «врожденным рефлексом клоуна». В преодолении «парадоксов жизни» «парадоксом клоунады» ученый видел основу природы искусства, творческих открытий, процесса познания.

Филологи Н. В. Гладких, ЕЛО. Рог, Б. Ф. Шифрин отмечают на примере творчества Д. Хармса, что «парадокс клоунады» как прием осмысления, путь познания действительности связан с целым комплексом сохраненных и преобразованных взрослой личностью компонентов детской возрастной одаренности: игрой, нонсенсом, наивным, комическим, инфантильным, художественным образом.

Природа искусства клоунады связана с природой такого вида смеха, который «возник в ситуации необходимости реагирования на парадоксальные «двусмысленные послания» (социума) «и оказался единственным на тот момент действенным средством их решения в силу своей изначальной когнитивно-аффективной двойственности» (С.З. Агранович, C.B. Березин). М. В. Бороденко в работе «Два лица Януса-смеха» пишет о том, что через «контр-знаки» ребенок выявляет себя как индивидуальность. «Когда ребенок прибегает к контр-знакам, «переворачивает» слова, творя мир «наоборот», он рушит устойчивое и обязательное. Тем самым, выявляет для себя свою самость, нередуцируемость «я» ко всему внешнему и привходящему». Чаше всего развитие индивидуальности через «контр-знаки» осуществляется в смеховом мире и в искусстве клоунады.

Искусство клоунады как диалектический «тип восприятия и переживания мира, как способ его осмысления и как реакция на него» рассматривается в современной культурологии, искусствоведении, эстетике, художественной литературе. Философ Леонид Песок в своей книге «Бумажный клоун» размышляет о том, что «настоящая клоунада — это метод познания мира, такой же правомочный, как физика. Только эксперименты поставлены публично, а не лабораторно. В головах зрителей рождается новое знание, которого другим способом не получить». Искусство клоунады, по мнению философа, это инструмент познания, позволяющий исследовать и создавать такие комические несоответствия окружающего мира, которые являются проявлением и воплощением творческого развития. «Самая тонкая клоунада происходит внутри, безо всяких внешних проявлений. Каждый из нас валяет дурака, не показывая вида. В каждом из нас за семью замками условностей изнывает от скуки клоун».

Б. Рассел считал природу клоунского «контр-знака» — алогизма интуитивным приемом вхождения в творческое состояние, которое клоун сохраняет с детства на протяжении всей жизни, что создает условия для его нестандартной выдумки, дара предвидения, продуцирования новых идей, нахождения новых смыслов бытия.

В работах отечественных культурологов и искусствоведов М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, A.M. Панченко, Н. В. Понырко народный карнавальный смех рассматривается как мировоззрение, как творческий процесс. Ученые рассматривали принцип раздвоения в смеховом мире, который через комическую образность и смеховую, карнавальную игру с действительностью, создает благоприятные условия для нелинейного, творческого отношения человека к миру. Смех расширяет творческие возможности через образование и поиск новых личностно важных смыслов, а также снимает стресс перед нормами социума и культуры.

Исследователь народной смеховой культуры А. Зверев отмечает, что качество смеха, которое наблюдается во время очень сильного душевного напряжения, отраженное посредством гротескных образов и художественных мотивов связано с концепцией «амбивалентности» всех главенствующих категорий и понятий, которыми определяется существование человека в истории. А. Зверев считает, что, например, у Федерико Феллини эта амбивалентность скрыта за масками умопомрачительных, смешных клоунов в огромных башмаках и отрепьях, с их полнейшей иррациональностью, неистовством и чудовищными выходками.

В 90-х годах XX века в трудах Н. Е. Вераксы и О. М. Дьяченко была подробно рассмотрена роль карнавала как формы культуры в творческом развитии дошкольников и особенности карнавальных элементов, которые полноценно функционируют только в карнавальном пространстве. Ученые анализировали наличие карнавальной структуры сознания у дошкольников как диалектической, творческой.

Автору исследования представляются актуальными взгляды на искусство клоунады тех ученых, которые считают, что образ клоуна является носителем индивидуального карнавального сознания, который осуществляет такой специфический синтез комического, прекрасного, возвышенного, трагического в поиске Образа мечты.

Представляется ценным философия комического и смешного Федерико Феллини, считавшего, что комическое происходит не от недостатков в человеке, а от того, что «человечность избыточна, смешна и просто не может не волновать». Ф. Феллини считал, что все люди — клоуны. Феллини не раз говорил, что «весь мир населён клоунами /./ клоун воплощает в себе черты некоего фантастического существа, приоткрывающего иррациональную сторону человеческой личности, её инстинктивное начало, импульсы бунтарства и протеста против установленного порядка. Клоун — это воплощённая карикатура, выпячивающая черточки, которые роднят его с ребёнком и животным, с тем, кто смеётся, и с тем, над кем смеются».

В искусстве поэтико-романтического направления клоунады, которое мы рассматриваем в своем исследовании, комическое как синтез эстетических категорий, является сигналом творческого развития клоуна. В таком качестве клоунады творческая индивидуальность клоуна диалектически формируется из взаимовлияния детской мечты и развития творческого потенциала.

Изучая исследования по детскому комическому творчеству, автор пришел к выводу, что искусству клоунады и ее педагогическим возможностям в области развития творческой индивидуальности младших школьников не уделяется достаточного внимания. Это обусловлено, по мнению автора, влиянием на российскую педагогику многочисленных зарубежных и отечественных теорий смеха, комического, карнавала, в которых данные понятия рассматриваются как недостаток в явлениях и как оценочное чувство юмора (Аристотель, А. Бергсон, Н. Гартман, К. Гроос, Л. В. Карасев, Т. Липпс, А. Шопенгауэр, Н. Г. Чернышевский и др.).

В отечественной и зарубежной эстетике, философии, психологии и педагогике долгое время существовало мнение о том, что комическоевторичное чувство, которое формируется после того, как ребенок начинает чувствовать прекрасное. В детской психологии распространено представление, что, если эстетическое чувство предполагает понимание совершенства определенного объекта, его соответствие некоему идеальному образцу, то чувство комического требует осмысления известного недостатка в явлениях, осознания несовершенства воспринимаемого предмета. В психологических исследованиях Р. Н. Жуковской, М. Шустерман чувство комического у детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается в связи с категорией прекрасного.

Ученые Д. Родари, Е. Е. Сапогова, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса рассматривают категорию детского чувства «комического» по карнавальным законам.

При изучении исследований в области детского комического творчества отмечен ряд противоречий:

— между признанием учеными искусства клоунады важнейшим компонентом формирования и развития творческого потенциала личности и бытующим в педагогике представлением об искусстве клоунады только как о комическом творчестве;

— между вниманием со стороны исследователей искусства клоунады к взаимосвязи искусства клоунады и формирования индивидуальной мечты у младших школьников, которая зарождается в творческом воображении и развивается по карнавальным законам и недостаточным пониманием этой взаимосвязи в педагогике;

— между возможностью использования принципов искусства клоунады в становлении творческой индивидуальности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в области исследований детского комического творчества.

На этом основании в диссертационном исследовании выделены следующие позиции.

Объект исследования: творческое развитие младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.

2. Выявить педагогические возможности искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников.

3. Разработать принципы искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников.

4. Апробировать модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческой индивидуальности младших школьников искусством поэтико-романтической клоунады будет эффективным, если: искусство поэтико-романтической клоунады станет компонентом развития творческой индивидуальности младших школьниковпринципы искусства клоунады, применяемые в развитии творческой индивидуальности младших школьников, будут способствовать созданию у детей представлений о высшем комическом, в котором синтезированы категории прекрасного, трагического, возвышенного, комического и который направлен на достижение Образа мечтыв школьной образовательно-воспитательной практике внедряемые программы по комическому творчеству будут ориентированы на сохранение и развитие творческой индивидуальности ребенка через комическое, специфическое для искусства поэтико-романтической клоунады;

— педагогическая среда, основанная на принципах искусства клоунады и музыкальной эксцентрики, будет способствовать развитию в ребенке компонентов творческой индивидуальности.

Методологической основой исследования являются: эстетические теории Г. В. Ф. Гегеля, Жан-Поля, Ф. Шлегеляфилософско-эстетическая концепция личности М. М. Бахтинакультурологическая концепция карнавальной смеховой культуры М. М. Бахтинаисследования по искусствоведению и цирковедению, в которых рассмотрен вопрос особенностей художественного образа в искусстве клоунады Ю. М. Лотмана, С. Ю. Макарова, В. Э. Мейерхольда, В. И. Полунина, Ф. Феллини, Ч. Чаплина, М. А, Чеховатеории развития творческой личности Д. Б. Богоявленской, Д. Гилфорда, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, В. Т. Кудрявцеватруды исследователей детского комического творчества Д. Родари, К. И. Чуковского.

В ходе исследования использовались следующие методы:

— теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблемеанализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детской студии эксцентрики, анализ программ и методик работы детских театровэмпирическоепедагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые искусство клоунады рассматривается как компонент развития творческой индивидуальности младших школьников.

2. Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и важность развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады как наиболее органичного для ребенка в этот возрастной период вида искусства.

3. Выявлены следующие принципы развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады: создание педагогической среды как аналога среды клоунадысоздание карнавальной проблемной деятельностиформирование Образа мечты у младших школьников через алогизмы, парадоксы, абсурд искусства поэтико-романтической клоунадысоздание карнавальной среды как условие формирования Образа мечты у младших школьников. Использование данных принципов развивает компонент творческой одаренностипарадоксальное чувство комического, являющееся предпосылкой развития творческой индивидуальности.

4. Разработана модель развития творческой индивидуальности младших школьников, включающая организацию педагогической среды, построенной на принципах искусства клоунады на занятиях музыкальной эксцентрикой.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в научном обосновании педагогических возможностей развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады;

— в разработке принципов искусства клоунады, применимых к детям младшего школьного возраста, с учетом возрастных и психологических особенностей;

— в теоретической разработке модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, которая состоит из трех компонентов: «Накопления карнавального опыта», «Поиска клоунской маски», «Работы с художественным языком искусства поэтико-романтической клоунады».

Практическая значимость исследования связана с созданием модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады и с разработкой элективного курса «Музыкальная эксцентрика», основанного на принципах искусства поэтико-романтического направления клоунады, впервые введенного автором исследования в программу школьного предмета «Музыка». Представленный материал может быть использован на курсах повышения квалификации учителей в системе общего и дополнительного художественного образования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, положительными результатами экспериментальной работы.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в течение 8 лет.

Содержанием первого этапа (1998;2000) этапа стало изучение литературы и передового педагогического опыта, положений искусствоведения по вопросам теории и практики клоунады и комическогообобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Осуществлен анализ театральных систем, в которых разрабатывались принципы клоунской маски, клоунского существования, отдельные приемы комического. fia втором этапе (2000;2004) осуществлялась практическая деятельность по созданию модели занятий с детьми по курсу «Музыкальная эксцентрика» на базе музыкально-хореографической школы-студии «Антрэ» г. Омск (2000;2002).

В 2004 году автором исследования проводился эксперимент по введению элективного курса «Музыкальная эксцентрика» в программу предмета «Музыка» в школе № 159 г. Москвы. fia третьем этапе (2005;2006) проверялись результаты исследования, формулировались его выводы, оформлялся текст кандидатской диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования и апробация. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических принципов проходила на занятиях по музыкальной эксцентрике в условиях дополнительного образования в джазовой студии «Антрэ» г. Омскана занятиях по музыкальной эксцентрике в школе № 159 г. Москвыв центре «Мир детства" — в спектакле В. И. Полунина «Snow Show" — на проекте В. И. Полунина «Корабль дураков" — в карнавальном пространстве уличных спектаклей «Погорелый театр», «Огонь Откутюр», «Алебастровый балет» Театра — Экс.

Основные положения исследования отражены на 1-ой сибирской региональной научно-практической конференции (3−7 декабря 2001 г.) — на 3 Всероссийском научно-практическом семинаре по исследовательской деятельности в области аспектов досуга (2000 г) — отражены в различных публикациях автора. «.

Положения, выносимые на защиту:

— понятие «творческая индивидуальность» включает в себя компоненты, присущие детской творческой одаренности — художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия. одним из признаков проявления творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является процесс формирования Образа мечты, который в свою очередь связан с развитием карнавального чувства комического, формирующего индивидуальное отношение к действительности. Индивидуальный поиск и достижение Образа мечты осуществляется в комическом процессе искусства поэтико-романтического направления клоунады.

— искусство поэтико-романтической клоунады формирует у детей представления о высшем проявлении комического как о синтезе возвышенного, трагического и прекрасного;

— искусство поэтико-романтической клоунады обладает преимуществом перед другими видами клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников, поскольку комическое в данном виде клоунады содержит качества присущие детской творческой одаренности — художественный парадокс, амбивалентность, аконстантность художественного восприятия.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1 .Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады:

— педагогическая среда строится с учетом развития элементов детской возрастной одаренности: парадоксальный рефлекс, чувство комического, смеховая природа, которые существуют в триединстве, проявляясь полноценно, как качество художественного мышления в ситуации, которая провоцирует сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности.

— педагогическая среда строится с учетом предрасположенности детей 7 лет к комическому художественному парадоксу искусства клоунады, который дифференцирован как в мышлении так и во внешних проявлениях.

— среда, в которой будет соблюден принцип развития трех элементов одаренности, смех является побочным продуктом художественного образа клоунады, а не самоцелью, что способствует созданию у детей представлений о комическом процессе как синтезе прекрасного, возвышенного, трагического и комическогокарнавальное пространство поэтико-романтической клоунады создает условия для индивидуализированного карнавального поиска «творческой мечты», которая обретается по карнавальным законам игры красотой, проявляясь как комический процесс, и является ведущим фактором развития творческой индивидуальности младших школьников.

2. Апробирована модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, в которой раскрепощаются три элемента детской возрастной одаренности: смех, парадоксальное мышление, чувство комического, специфические для искусства поэтико-романтической клоунады (1 этап);

3. Апробация модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады проходила в 3 этапа:

— включение в карнавальную проблемную деятельность, свойственную клоунам поэтико-романтического направления искусства клоунады (1этап);

— создание художественного образа, свойственного поэтико-романтической клоунаде, как способа карнавального обретения мечты, на принципах игры красотой (2этап);

— осмысление парадоксов действительности парадоксом искусства поэтико-романтической клоунады (3 этап).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования, подтвердив исходную гипотезу, позволяют сделать следующие выводы:

1. Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады является актуальной педагогической проблемой.

2. Выявлены педагогические возможности искусства клоунады в развитии таких компонентов развития творческой индивидуальности младших школьников как парадоксальный рефлекс, чувство комического, смеховая природа.

3. Разработаны педагогические принципы использования искусства клоунады в развитии творческой индивидуальности младших школьников: принцип парадоксальности как качества комического творчества, принцип комического как сигнала творческого процесса, принцип карнавальности как формы поиска и достижения Образа мечты.

4. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические принципы модели развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады: — у ребенка 7 лет и у клоуна высокая сензитивность к комическому художественному парадоксу. У клоуна и ребенка мы находим этот «комический парадокс во плоти», выраженный через поведение и продукты мышления, транслирующие парадоксальный смысл.

— клоуну и ребенку младшего школьного возраста необходимо создание карнавальной проблемной деятельности, которая активизирует интуицию, нарушая «готовые логические схемы». алогизмы, парадоксы, абсурд в искусстве поэтико-романтической клоунады способствуют формированию «Образа потребного будущего» у младших школьников.

— карнавальная среда является условием формирования образа потребного будущего, Образа мечты у младших школьников и у клоуна.

5. Апробирована модель развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады, состоящая из четырех этапов:

— развитие трех элементов детской одаренности, являющихся компонентами развития творческой индивидуальности: смех, парадоксальное мышление, чувство комического, специфические для искусства поэтико-романтической клоунады (1 этап);

— включение в карнавальную проблемную деятельность, свойственную клоунам поэтико-романтического направления искусства клоунады (2этап) — -создание художественного образа, свойственного поэтико-романтической клоунаде, как способа карнавального обретения мечты, на принципах игры красотой.(Зэтап);

— перенос принципа художественного парадокса клоунады на различные области искусства, знания с целью формирования творческого опыта, как предпосылки обретения высокой творческой мечты на принципах индивидуализированного карнавала поэтико-романтической клоунады.(4 этап).

Проверка основополагающих и дидактических положений, на которых базируется данное исследование, позволяет сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Вместе с тем автор считает, что данная работа по вопросу развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы в этой области. Идея данной работы заключается, главным образом, в том, чтобы обратить внимание педагогической науки на возможности искусства клоунады, в частности поэтико-романтического направления, в творческом развитии ребенка, открыв, ее неисчерпаемый потенциал. Направлениями дальнейших исследований диссертанта может стать подробное изучение процесса поиска «Образа мечты» младшими школьниками сходного с процессом созидания и поиска мечты в искусстве поэтико-романтической клоунады.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. 3., Березин C.B. Человек, который смеется. М.: Наука, 2002.
  2. A.A. Художественное восприятие детей и взрослых. -автореферат канд. псих. наук. М.: 2001.
  3. Г. С. Формулы талантливого мышления// Техника и наука. M.: Наука, 1979, № 3.
  4. Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  5. А. Теория драмы на западе в первой половине 19 века. М.: Наука, 1980.
  6. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Искусство, 1983.
  7. М.Я. Общие основы педагогики. М.Л.: Изд-ие 2, 1931.
  8. M. М. Философия поступка// Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.
  9. А. Смех. М.: Искусство, 1992.
  10. H.A. О построении движения. М.: Медгиз, 1947.
  11. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  12. М.В. Два лица Януса смеха. — Ростов H/Д.: АО Цветная печать, 1995.
  13. БоревЮ.Б. Комическое.- М.: Искусство, 1970.
  14. Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Наука, 1977.
  15. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005.
  16. Г. В. Современная американская психология развития. М.: Наука, 2001.
  17. К. Духовное развитие ребенка. М.: 1924.
  18. А. Психическое развитие ребенка. Спб: Питер, 2001.
  19. В.В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966.
  20. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. М.: 1987, № 4. — С. 135 — 139.
  21. Веракса Н. Е Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. М.: 1990, № 4. — С. 5 — 14.
  22. Н.М., Альтшуллер Г. С. Как стать гением. М.: Беларусь, 1994.
  23. А. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976.
  24. М. Детский юмор, психологический анализ. С1епсое, 1954.
  25. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка/ Стенограмма лекции прочитанной в 1933 году в ЛГПИ им Герцена// Вопросы психологии. М.: 1966, № 6. — стр.62−76.
  26. Л.С. Кризис семи лет Собрание сочинений в 5 т. Т.1 -С.376 -385.
  27. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. -Т. 4. С. 316−385″. М., 1984
  28. Гегель Г. В. Ф. Система наук часть 2. Феноменология духа. Спб, 1994.
  29. В.Ф. Эстетика, М. «Искусство», 1969 (в четырех томах).
  30. А.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1954.
  31. ГефдингГ. Очерки психологии. -М.: Психология, 1892.
  32. Ф.И. Археография наивности//Философия наивности. М.: Издательство московского университета, 2001.
  33. Н.В. Даниил Хармс, шутовство и юродство.//
  34. В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа, Автореферат доктора филологических наук, 2001.
  35. К. Душевная жизнь ребенка. К.: Психология, 1916.
  36. Э.К. Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1984.
  37. А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Наука, 1981.
  38. Гуревич 3. О жанрах советского цирка. М.: Искусство, 1977.
  39. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  40. Н.М. Льюис Кэрролл, Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.
  41. . Логика смысла. М.: Деловая книга, 1998.
  42. А.К. Итальянская народная комедия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
  43. . О комическом. М.: Прогресс, 1974.
  44. Ю.А. Русский советский цирк. 1961, № 2.
  45. Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности// М.: Гуманитарные науки, 2004, Вып 8.
  46. О.М., Веракса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии. М., 1994, № 2. -стр.77−87.
  47. H.H. Демон театральности. М.: СПб, Летний сад, 2002.
  48. М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психологический институт, 2001.
  49. П.М. Технология актерского искусства. М.:ТОО «ГОРБУНОК», 1992.
  50. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.:1981.
  51. Р.Н. Юмористические картинки// Дошкольное воспитание -М.: 1958, № 4. стр. 38−46.
  52. А .Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1974.
  53. А.Я. В поисках художественного смысла. -М: Искусство, 1991.
  54. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. К.: Лумина, 1988.
  55. Ф. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М.: Искусство, 1978.
  56. Известия российской академии образования. М.: Издательский дом магистр-пресс, 2001.
  57. Э.В. Диалектическая логика. Очерк восьмой. Материалистическое понимание мышления как предмета логики. М.: 1974.
  58. Искусство клоунады. М.: Искусство, 1969.
  59. История зарубежной психологии. М.: 1986.
  60. История зарубежного театра. М.: Просвещение, 1971.
  61. Н.Г. Комическое и трагическое в аспектах исторической эстетики// Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  62. Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. автореф. д. пед. наук, М.: 2005.
  63. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. ЛГУ, 1971.
  64. М.С. Философия культуры. Спб, 1996.
  65. Т.В. Функции комического в прозе Даниила Хармса//
  66. И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1994.
  67. Л.В. Парадокс о смехе // Вопросы философии. М., 1989, № 5. — С. 51.
  68. Л.В. Философия смеха. М.: Наука, 1996.
  69. Коллинз-Суоби.: Comic Langther. New Haven and London, 1961.
  70. Н.Г. Смех: истоки и функции. Спб, Наука, 2002.
  71. М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. -М., 1994.
  72. Г. Д. Пространственность в человеческом сознании. М.: Мир психологии, 1999, № 4.
  73. В.В. Общие основы педагогики. М.: Academia, 2003.
  74. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.
  75. К. Клоуны и клоунада. А., 1979.
  76. В.Т. Культурно-исторические истоки развитого детства/УПсихологический журнал, 1998, № 3.
  77. Н. Природа клоунского образа// Советская эстрада и цирк, М., 1969, № 1.
  78. М.Я. Карнавал в открытии творческой индивидуальности // Мир психологии, № 4, 2001.
  79. Г. Путь к дураку. М.: София, 2004.
  80. В.И. Собр. Соч., т.23.
  81. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Психология, 1959.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977.
  83. Д., Панченко А., Понырко Н. Смеховой мир Древней Руси. -Л.: Наука, 1976.
  84. Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Т.: Ээсти Раамат, 1973.
  85. A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981.
  86. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
  87. С.Ю. Алогичный мир клоунов и детей.//Материалы международной научно-практической конференции", М. «Прометей» 2005.
  88. С.Ю. Советская клоунада. М.: Искусство, 1986.
  89. H.A. Поэтика Даниила Хармса, к. диссертация, филолог. Наук. С., 2000.
  90. А. Мотивация и личность. Спб: Евразия, 1999.
  91. A.M. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. — М., 1989, № 6.
  92. В. Э. Об искусстве, театре. -Театр, 1957.
  93. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н.: Ступеньки к творчеству /Искусство в школе. М., 1995.
  94. М. Источник роста // Советская эстрада и цирк. М.: 1965, № 2.
  95. А. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975.
  96. А. Самоактуализация// Психология личности, Тексты. -М., 1982.
  97. Я. Опыт структурного анализа актерской индивидуальности. (Чаплин в «Огнях большого города»),
  98. Полунин спустя 10 лет и через 1000 спектаклей// Независимая газета 03.02.2003.
  99. А., Новикова JI. Школа и среда. М., 1985.
  100. П.И. О театре для детей // Вестник театра, апрель, 1921, № 87−88.
  101. Э. Происхождение и развитие сознания. Рефл-Бук., 2006.
  102. Одаренность: рабочая концепция// под редакцией профессора Д. Б. Богоявленской, М., 2002.
  103. Г. Актер и детский театр. Экран, 1922, март № 23.
  104. Н.Т. А. Бергсон «Философ-Поэт», комментарии// А. Бергсон, Жан-Поль Сартр. Дороги Фландрии. Смех. Тошнота. — М.: Панорама.
  105. Пейпер Т. Tedy, Варшава, 1930.
  106. JI. Бумажный клоун или четвертое лицо единственного числа. М.: Beseder Ltd, 2004.
  107. Т.И. Историко-культурные истоки мотива маскарада //Сб. сюжет и мотив в контексте традиции. Вып.2, Н., 1998.
  108. . Психология интеллекта / В кн.: Жан Пиаже. Избранные труды. М., 1969.
  109. Л.Е. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения / В кн.: Пинский Л. Е.: Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
  110. H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
  111. В.И. Битва карнавала с великим постом// журнал Театральная жизнь, М., 15.88.
  112. М.Я. Поэтика, семиотика, теория драмы. М.: Международное агенство. А.Д. Т, 2001.
  113. Я.Л. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1960.
  114. О.М. Некоторые особенности восприятия детьми дошкольного возраста комических деталей, представленных отдельно и в ситуации// Вопросы экспериментальной психологии. М., 1974.
  115. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 2002.
  116. И.В. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра. К., 1999.
  117. Психология в школе. М., 1994.
  118. А.И. Интеллектуальность и креативность в истории и теории тестирования детей // сборник статей. М.: ИХО РАО, 2006.
  119. И.С. Записки старого клоуна. М., 1954.
  120. В.В. К теории языковых подсистем// Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия монографий. -М&bdquo- 1971.
  121. Д. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978.
  122. С. JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  123. И. Пантомима в аллегории. М.: Советская Россия, 1976.
  124. М.Т. Эстетика смеха. М.: Ком Книга, 2006.
  125. Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии, М., 1996, № 2.
  126. Т. Как быть совершенным клоуном. Соединенные Штаты Америки, 1980.
  127. P.E. Искусство пантомимы. Репертуар художественной самодеятельности № 30. М.: Искусство, 1962.
  128. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. М.: Наука, 1989.
  129. Смех вестник нового мира// Человек № 6, М., 1999.
  130. Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002.
  131. К.С. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, 1955.
  132. Станиславский репетирует/Записи и стенограммы репетиций // Под редакцией И. Виноградской. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987.
  133. Г. Физиология смеха. Спб., 1881.
  134. М.С. Музыкальная одаренность. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства// Психология одаренности детей и подростков, учебное Пособие/ ред.Н. С. Лейтес. -М., 1996.
  135. Ф. Собр. Соч. т.7. -М.: Правда, 1959.
  136. Д. Философия смеха и плача. Париж, 1949.
  137. Театр, где играют дети/Под редакцией Никитиной. М.: Владос, 2001.
  138. Театральная жизнь // Советская Россия. М., 1988, № 15.88.
  139. Театр парадокса. М.: Искусство, 1991.
  140. Тупичкина Е.: Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству. М.: 1989.
  141. Уварова Е.: Эстрадный театр миниатюры, обозрения, мюзик-холлы^ 917−1945). М.: Наука, 1978.
  142. Улановская М.: Свобода и догма жизнь и творчество Артура Кестлера. — М.: Наука, 1997.
  143. Е.В. Карнавал и психоанализ наложение пространств// Мир психологии 2001, № 4 стр. 20−32.
  144. Федь Н.М.: Искусство комедии. М.: Наука, 1978.
  145. Философия идиотизма// журнал Огонек, 30.01.2003.
  146. Философия наивности. М.: Издательство московского университета, 2001.
  147. К. История новой философии. -Спб, 1903, т.8.
  148. Е. Ролевые игры в воспитательной работе с учащимися 57 классов общеобразовательной школы, М., 1955.
  149. Фрейд 3. Я и Оно. М.: ЭКСМО, Харьков ФОЛИО, 2005. и
  150. И. Человек играющий// Homo ludens. ML: Айрес пресс, 2003.
  151. H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006.
  152. Хэзлит У. Lectures on the English comic writes The worlds classics, London, 1907.
  153. Цирковое искусство в России. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
  154. Н.В. Эстетико-философская концепция личности. (М.М. Бахтин) // Психология личности/ Словарь-справочник. К.: Рута, 2001.
  155. Ч. Моя биография. М.: Искусство, 1966.
  156. А. Эффект инфантильного мышления. Логические построения в поэзии Д. Хармса. М., 1998.
  157. Е.П. Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады, автореферат кандид. диссертации по искусствоведению.
  158. О.Л. Поэтика абсурда// Волгоградский областной информационно-аналитический центр культуры. В., 2002.
  159. Н.Г. Эстетика. М., 1958.
  160. М. А. Актеру. М.: Искусство, 1979.
  161. Е.К. Творчество восприятие — творчество// Искусство в школе. -М., 1993 № 6.
  162. Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
  163. И. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. -М.: Acadeмiя, 2003.
  164. Ф. Письма об эстетическом воспитании. Собр. Соч., Т.6,М., 1957.
  165. А. Мир как воля и представление. М., 1990.
  166. Дж. М.М. Бахтин и Выготский JI.C.: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 4 февраля 2005.
  167. В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста, JL: Психология, 1922.
  168. М.Н. Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) и РТВ (Развитие творческого воображения). М., 2001.
  169. Энциклопедия для детей и родителей // Мир цирка. М.: Кладезь, 1995.
Заполнить форму текущей работой