Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады
Диссертация
Природа искусства клоунады связана с природой такого вида смеха, который «возник в ситуации необходимости реагирования на парадоксальные «двусмысленные послания» (социума) «и оказался единственным на тот момент действенным средством их решения в силу своей изначальной когнитивно-аффективной двойственности» (С.З. Агранович, C.B. Березин). М. В. Бороденко в работе «Два лица Януса-смеха» пишет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. .стр
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ. СТР
- 1. 1. Развитие творческой индивидуальности младших школьников как педагогическая проблема. стр
- 1. 2. Взаимосвязь компонентов искусства поэтико-романтической клоунады и компонентов развития творческой индивидуальности младших школьников. стр
- 1. 3. Педагогические принципы теоретической модели развития творческой индивидуальности младшего школьника. стр
- Выводы по главе I. стр
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВОМ КЛОУНАДЫ. СТР
- II. 1. Направления опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады. стр
- П. 2. Педагогическая проверка формирования и развития творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады. стр
- И.З. Возможности художественных образов искусства поэтико-романтической клоунады в модели развития творческой индивидуальности младших школьников. стр
- Выводы по главе II. стр
Список литературы
- Агранович С. 3., Березин C.B. Человек, который смеется. М.: Наука, 2002.
- Адаскина A.A. Художественное восприятие детей и взрослых. -автореферат канд. псих. наук. М.: 2001.
- Альтшуллер Г. С. Формулы талантливого мышления// Техника и наука. M.: Наука, 1979, № 3.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
- Аникст А. Теория драмы на западе в первой половине 19 века. М.: Наука, 1980.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Искусство, 1983.
- Басов М.Я. Общие основы педагогики. М.Л.: Изд-ие 2, 1931.
- Бахтин M. М. Философия поступка// Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.
- Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992.
- Бернштейн H.A. О построении движения. М.: Медгиз, 1947.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
- Бороденко М.В. Два лица Януса смеха. — Ростов H/Д.: АО Цветная печать, 1995.
- БоревЮ.Б. Комическое.- М.: Искусство, 1970.
- Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Наука, 1977.
- Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005.
- Бурменская Г. В. Современная американская психология развития. М.: Наука, 2001.
- Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М.: 1924.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. Спб: Питер, 2001.
- Ванслов В.В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. М.: 1987, № 4. — С. 135 — 139.
- Веракса Н. Е Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. М.: 1990, № 4. — С. 5 — 14.
- Верткин Н.М., Альтшуллер Г. С. Как стать гением. М.: Беларусь, 1994.
- Вулис А. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976.
- Вулфенстайн М. Детский юмор, психологический анализ. С1епсое, 1954.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка/ Стенограмма лекции прочитанной в 1933 году в ЛГПИ им Герцена// Вопросы психологии. М.: 1966, № 6. — стр.62−76.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет Собрание сочинений в 5 т. Т.1 -С.376 -385.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. -Т. 4. С. 316−385″. М., 1984
- Гегель Г. В. Ф. Система наук часть 2. Феноменология духа. Спб, 1994.
- Гегель В.Ф. Эстетика, М. «Искусство», 1969 (в четырех томах).
- Герцен А.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1954.
- ГефдингГ. Очерки психологии. -М.: Психология, 1892.
- Гиренок Ф.И. Археография наивности//Философия наивности. М.: Издательство московского университета, 2001.
- Гладких Н.В. Даниил Хармс, шутовство и юродство.//
- Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа, Автореферат доктора филологических наук, 2001.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К.: Психология, 1916.
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1984.
- Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Наука, 1981.
- Гуревич 3. О жанрах советского цирка. М.: Искусство, 1977.
- Дадонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
- Демурова Н.М. Льюис Кэрролл, Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.
- Делез Ж. Логика смысла. М.: Деловая книга, 1998.
- Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
- Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974.
- Дмитриев Ю.А. Русский советский цирк. 1961, № 2.
- Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности// М.: Гуманитарные науки, 2004, Вып 8.
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии. М., 1994, № 2. -стр.77−87.
- Евреинов H.H. Демон театральности. М.: СПб, Летний сад, 2002.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психологический институт, 2001.
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.:ТОО «ГОРБУНОК», 1992.
- Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.:1981.
- Жуковская Р.Н. Юмористические картинки// Дошкольное воспитание -М.: 1958, № 4. стр. 38−46.
- Зись А .Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1974.
- Зись А.Я. В поисках художественного смысла. -М: Искусство, 1991.
- Злотин Б.Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. К.: Лумина, 1988.
- Зольгер Ф. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М.: Искусство, 1978.
- Известия российской академии образования. М.: Издательский дом магистр-пресс, 2001.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк восьмой. Материалистическое понимание мышления как предмета логики. М.: 1974.
- Искусство клоунады. М.: Искусство, 1969.
- История зарубежной психологии. М.: 1986.
- История зарубежного театра. М.: Просвещение, 1971.
- Исупов Н.Г. Комическое и трагическое в аспектах исторической эстетики// Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
- Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. автореф. д. пед. наук, М.: 2005.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. ЛГУ, 1971.
- Каган М.С. Философия культуры. Спб, 1996.
- Казарина Т.В. Функции комического в прозе Даниила Хармса//
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1994.
- Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Вопросы философии. М., 1989, № 5. — С. 51.
- Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Наука, 1996.
- Коллинз-Суоби.: Comic Langther. New Haven and London, 1961.
- Козинцев Н.Г. Смех: истоки и функции. Спб, Наука, 2002.
- Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. -М., 1994.
- Костинский Г. Д. Пространственность в человеческом сознании. М.: Мир психологии, 1999, № 4.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Academia, 2003.
- Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.
- Кровер К. Клоуны и клоунада. А., 1979.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развитого детства/УПсихологический журнал, 1998, № 3.
- Кузнецова Н. Природа клоунского образа// Советская эстрада и цирк, М., 1969, № 1.
- Куклинская М.Я. Карнавал в открытии творческой индивидуальности // Мир психологии, № 4, 2001.
- Курлов Г. Путь к дураку. М.: София, 2004.
- Ленин В.И. Собр. Соч., т.23.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Психология, 1959.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977.
- Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смеховой мир Древней Руси. -Л.: Наука, 1976.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Т.: Ээсти Раамат, 1973.
- Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
- Макаров С.Ю. Алогичный мир клоунов и детей.//Материалы международной научно-практической конференции", М. «Прометей» 2005.
- Макаров С.Ю. Советская клоунада. М.: Искусство, 1986.
- Масленкова H.A. Поэтика Даниила Хармса, к. диссертация, филолог. Наук. С., 2000.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Спб: Евразия, 1999.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. — М., 1989, № 6.
- Мейерхольд В. Э. Об искусстве, театре. -Театр, 1957.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н.: Ступеньки к творчеству /Искусство в школе. М., 1995.
- Местечкин М. Источник роста // Советская эстрада и цирк. М.: 1965, № 2.
- Михайлова А. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975.
- Морено А. Самоактуализация// Психология личности, Тексты. -М., 1982.
- Мукаржовский Я. Опыт структурного анализа актерской индивидуальности. (Чаплин в «Огнях большого города»),
- Полунин спустя 10 лет и через 1000 спектаклей// Независимая газета 03.02.2003.
- Низова А., Новикова JI. Школа и среда. М., 1985.
- Новицкий П.И. О театре для детей // Вестник театра, апрель, 1921, № 87−88.
- Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. Рефл-Бук., 2006.
- Одаренность: рабочая концепция// под редакцией профессора Д. Б. Богоявленской, М., 2002.
- Паскар Г. Актер и детский театр. Экран, 1922, март № 23.
- Пасхарьян Н.Т. А. Бергсон «Философ-Поэт», комментарии// А. Бергсон, Жан-Поль Сартр. Дороги Фландрии. Смех. Тошнота. — М.: Панорама.
- Пейпер Т. Tedy, Варшава, 1930.
- Песок JI. Бумажный клоун или четвертое лицо единственного числа. М.: Beseder Ltd, 2004.
- Печерская Т.И. Историко-культурные истоки мотива маскарада //Сб. сюжет и мотив в контексте традиции. Вып.2, Н., 1998.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта / В кн.: Жан Пиаже. Избранные труды. М., 1969.
- Пинский Л.Е. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения / В кн.: Пинский Л. Е.: Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
- Полунин В.И. Битва карнавала с великим постом// журнал Театральная жизнь, М., 15.88.
- Поляков М.Я. Поэтика, семиотика, теория драмы. М.: Международное агенство. А.Д. Т, 2001.
- Пономарев Я.Л. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1960.
- Попова О.М. Некоторые особенности восприятия детьми дошкольного возраста комических деталей, представленных отдельно и в ситуации// Вопросы экспериментальной психологии. М., 1974.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 2002.
- Пругова И.В. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра. К., 1999.
- Психология в школе. М., 1994.
- Радомский А.И. Интеллектуальность и креативность в истории и теории тестирования детей // сборник статей. М.: ИХО РАО, 2006.
- Радунский И.С. Записки старого клоуна. М., 1954.
- Раскин В.В. К теории языковых подсистем// Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия монографий. -М&bdquo- 1971.
- Родари Д. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978.
- Рубинштейн С. JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
- Рутберг И. Пантомима в аллегории. М.: Советская Россия, 1976.
- Рюмина М.Т. Эстетика смеха. М.: Ком Книга, 2006.
- Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии, М., 1996, № 2.
- Саундерс Т. Как быть совершенным клоуном. Соединенные Штаты Америки, 1980.
- Славский P.E. Искусство пантомимы. Репертуар художественной самодеятельности № 30. М.: Искусство, 1962.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. М.: Наука, 1989.
- Смех вестник нового мира// Человек № 6, М., 1999.
- Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, 1955.
- Станиславский репетирует/Записи и стенограммы репетиций // Под редакцией И. Виноградской. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987.
- Спенсер Г. Физиология смеха. Спб., 1881.
- Старчеус М.С. Музыкальная одаренность. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства// Психология одаренности детей и подростков, учебное Пособие/ ред.Н. С. Лейтес. -М., 1996.
- Стендаль Ф. Собр. Соч. т.7. -М.: Правда, 1959.
- Стерн Д. Философия смеха и плача. Париж, 1949.
- Театр, где играют дети/Под редакцией Никитиной. М.: Владос, 2001.
- Театральная жизнь // Советская Россия. М., 1988, № 15.88.
- Театр парадокса. М.: Искусство, 1991.
- Тупичкина Е.: Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству. М.: 1989.
- Уварова Е.: Эстрадный театр миниатюры, обозрения, мюзик-холлы^ 917−1945). М.: Наука, 1978.
- Улановская М.: Свобода и догма жизнь и творчество Артура Кестлера. — М.: Наука, 1997.
- Улыбина Е.В. Карнавал и психоанализ наложение пространств// Мир психологии 2001, № 4 стр. 20−32.
- Федь Н.М.: Искусство комедии. М.: Наука, 1978.
- Философия идиотизма// журнал Огонек, 30.01.2003.
- Философия наивности. М.: Издательство московского университета, 2001.
- Фишер К. История новой философии. -Спб, 1903, т.8.
- Фомин Е. Ролевые игры в воспитательной работе с учащимися 57 классов общеобразовательной школы, М., 1955.
- Фрейд 3. Я и Оно. М.: ЭКСМО, Харьков ФОЛИО, 2005. и
- Хёйзинга И. Человек играющий// Homo ludens. ML: Айрес пресс, 2003.
- Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006.
- Хэзлит У. Lectures on the English comic writes The worlds classics, London, 1907.
- Цирковое искусство в России. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
- Чепелева Н.В. Эстетико-философская концепция личности. (М.М. Бахтин) // Психология личности/ Словарь-справочник. К.: Рута, 2001.
- Чаплин Ч. Моя биография. М.: Искусство, 1966.
- Червинский А. Эффект инфантильного мышления. Логические построения в поэзии Д. Хармса. М., 1998.
- Чернов Е.П. Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады, автореферат кандид. диссертации по искусствоведению.
- Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда// Волгоградский областной информационно-аналитический центр культуры. В., 2002.
- Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., 1958.
- Чехов М. А. Актеру. М.: Искусство, 1979.
- Чухман Е.К. Творчество восприятие — творчество// Искусство в школе. -М., 1993 № 6.
- Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
- Шендрик И. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. -М.: Acadeмiя, 2003.
- Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. Собр. Соч., Т.6,М., 1957.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1990.
- Шоттерн Дж. М.М. Бахтин и Выготский JI.C.: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 4 февраля 2005.
- Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста, JL: Психология, 1922.
- Шустерман М.Н. Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) и РТВ (Развитие творческого воображения). М., 2001.
- Энциклопедия для детей и родителей // Мир цирка. М.: Кладезь, 1995.