Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение имени собственного на уроках русского языка в средней школе (на примере кондитерских изделий)

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Синтаксический анализ. Заключение. Глава 1. Имена собственные в русском языке и в школьном курсе русского языка1. 1. Научное определение и типология имени собственного. Типы упражнений при изучении имени собственного. Изучения имен собственных в средней школе. Правописание имен собственных. Список литературы. Особенности семантики имен собственных. Словообразовательный анализ. Компетенции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Имена собственные в русском языке и в школьном курсе русского языка
    • 1. 1. Научное определение и типология имени собственного
    • 1. 2. Особенности семантики имен собственных
    • 1. 3. Правописание имен собственных
    • 1. 4. изучения имен собственных в средней школе
  • Глава 2. Наименования торговых марок кондитерских изделий
    • 2. 1. Рекламные названия и основные способы их номинации
    • 2. 2. Представленность кондитерских изделий в Московской области
    • 2. 3. Пути номинации кондитерских изделий
      • 2. 3. 1. Семантический анализ
      • 2. 3. 2. Словообразовательный анализ
      • 2. 3. 3. Синтаксический анализ
      • 2. 3. 4. Анализ заимствований
  • Глава 3. Наименования торговых марок кондитерских изделийна уроках русского языка в школе
    • 3. 1. Методы и принципы изучения имени собственного в школе
    • 3. 2. Компетенции школьников, развиваемые при изучении имен собственных
    • 3. 3. Типы упражнений при изучении имени собственного
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 7

Изучение имени собственного на уроках русского языка в средней школе (на примере кондитерских изделий) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная особенность позволяет сопоставлять наименования кондитерских изделий с другими именами собственными, а также с именами нарицательными. На основе этого сопоставления отрабатываются различные орфографические правила и развиваются навыки правописания: заглавная буква в имени собственном, написание имен собственных в кавычках и без кавычек, различение имени собственного и нарицательного при помощи контекста и т. д.

Использование упражнений, построенных на наименованиях кондитерских изделий, в единой системе позволило познакомить обучающихся с понятием «имя собственное», сформировать навык по правописанию имен собственных; развить наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и навык самоконтроля у учеников; сформировать произвольность в поведении, а также понимание и способность к выполнению инструкций учителя.

Метод наблюдения над языковым материалом, использованный в обучении, не требует значительных затрат учебного времени, однако он позволяет добиться высоких результатов в таких процессах, как активная интеллектуальная деятельность, оперирование материалом, речевое оформление выводов. Все это способствует сознательному усвоению материала и долгосрочному удержанию его в памяти, а в процессе подачи учебного материала формируется естественная мотивация учебно-научных высказываний, создаются благоприятные условия по формированию умений произведения монологической речи учащимися.

Таким образом, решение поставленных задач и проведенное нами исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале работы.

Для наилучшего изучения ономастической лексики необходимы соответствующие научно-методические пособия по общей и русской ономастике, ономастические словари (словари личных имен, фамилий, словари географических названий и т. д.). В связи с ростом количества исследований представляется необходимой подготовка словаря-справочника современной ономастической терминологии.

Специфика языкового материала, используемого нами в качестве основы, его доступность для выборки дают возможность использовать самостоятельные формы работы учащихся при изучении имен собственных. Данное направление работы может стать перспективой нашего исследования и стать основой для разработки урока с использованием технологий развития критического мышления школьников или урока, основанного на проектной методике.

Спасибо за внимание!

Показать весь текст

Список литературы

  1. а — Программа по русскому языку. 5−9 классы[Текст] / Авторы: В. В. Бабайцева- редактор, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова. — М.: «Дрофа», 2012.
  2. Бабайцева 2012б — Бабайцева, В. В. Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5−9 классы[Текст] / В. В. Бабайцева. — М.: «Дрофа», 2012.
  3. , В. В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений[Текст] / В. В. Бабайцева: Учебное пособие для 6−7 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
  4. Баранов 2009 — Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5−9 классы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М., «Просвещение», 2009 г.
  5. , М. Т. Обучение русскому языку в 6 классах. Методические указания к учебнику[Текст] / М. Т. Баранов. — М.: Просвещение, 1990.
  6. Т.А., Бараков М. Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1994.
  7. Т.А., Баранов М. Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1994.
  8. .
  9. Русская грамматика. В 2-х т. — М.: Наука, 1982
  10. Русский язык: Учебник для 6 кл.: Давидюк Л. В., Быкова Е. И., Кошкина Ж. А., Стативка В. И. К.: ОсвітаУкраїни, 2006.
  11. Грамматика русского языка. Т. I. Фонетика и морфология. — М.: Изд. АН СССР, 1952 — 720 с.
  12. М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1997.
  13. , А. Ф. Современное состояние и тенденции имянаречения в полиэтническом социуме: На материале русского, башкирского, татарского и немецкого языков [Текст] / А. Ф. Азнабаева: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.20. — Уфа, 2006. — 190 с.
  14. Х. Трактат о критическом разум/ Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
  15. , М. Т. и др. Методика преподавания русского языка[Текст] / М. Т. Баранов. — М.: Просвещение, 1990.
  16. , М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 14−18.
  17. Белецкий, А. А. Лексикология и теория языкознания: (Ономастика)[Текст] / А. А. Белецкий. -Киев: Изд-во Киев. ун-та, 1972. — 209 с.
  18. , В.Д. Русская ономастика[Текст] /В.Д. Бондалетов. — М.: Просвещение, 1983. — 224с.
  19. , Е. А., Львова, С. И., Капинос, В. И., Разумовская М. М., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов[Текст] / Е. А. Быстрова и др. — М., 2004.
  20. , Н. В. Собственное имя в мире текста[Текст] /Н.В.Васильева. — Изд. 2-е испр. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 223 с.
  21. Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
  22. Е.В. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе // Тренинг, 2005.
  23. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139 с.
  24. М. В. В мире имен и названий. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Знание, 1987. — 208 с.
  25. Д. Е. К изучению топонимов и антропонимов в фольклоре Поволжья // Ономастика Поволжья.2. Горький, 1971. — С.331−335
  26. И. И. Знаковая природа имени собственного в авторской волшебной сказке // ФН. — 2011. — № 1. — С. 1−63.
  27. И. И. О двух подходах к интерпретации имени собственного // ФН. — 2010. — № 1. — Ч. 1. — С. 7−80.
  28. Е.Ф. К вопросу о лексическом значении личных имен // Лексика и словообразование русского языка. Пенза, 1972. — 121 с.
  29. Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1985.
  30. Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. М.: Р. Валент, 2001.-200 с.
  31. , Д.И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи/ Д. И. Ермолович. — М.: Р. Валент, 2005. — 416 с.
  32. И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  33. Е. Г. Особенности семантики пословичных собственных имен // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. — М., 1996. — С.138−139.
  34. Е. В. Семантическая трансформация имени собственного в лексике и фразеологии современного русского языка // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. — М., 1996. — С.141−143.
  35. А. С. Лингвопрагматические особенности референции имен собственных в политическом дискурсе // ФН. — 2013. — № 5. — Ч. 2. — С. 94−98.
  36. В. Н. Формирование лингвогуманитарной культуры учителя в сфере раннего иноязычного образования: Монография. — М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 287 с.
  37. Н.И. Имя собственное на газетной полосе // Русская речь. — 2002. — № 1
  38. , З. О. Грамматическая характеристика имен собственных (лингвокультурологический аспект) // Устойчивые фразы в парадигмах науки: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Владимира Леонидовича Архангельского. ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». — Омск: С-Принт, 2015. — С. 377−381.
  39. А.А. Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981. С. 55 — 60.
  40. Ю.А. Исторический аспект развития теории имени собственного // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 7 — С. 186−188.
  41. И.В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие: Учеб. пособие по спецкурс. Волгоград: Перемена, 2003.
  42. В. А. Имя собственное — ключ к истолкованию текста (Анализ повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего») // РЯШ. — 1996. — № 1. — С.63−69.
  43. А.Г., Чабанец Т. А. Русское личное имя собственное // Филологические науки. — 1999. — № 1
  44. А.Ю. Лингвистические основы построения вербальных товарных знаков // Ярославль: Культура,, язык. — 2005., с. 279
  45. В.Н. Словообразовательная специфика собственного имени в художественной речи.//Русское языкознание, Вып. 13. Киев, 1986. -120 с.
  46. Г. Л. Цветообозначения, образованные от имен собственных // ФН. — 2012. — № 7. — Ч. 2. — С. 130−134.
  47. В. А. На пути к теории собственных имен // Конференция по топонимике Северо-Западной зоны СССР: тез.докл. и сообщений. — Рига, 1966. — С. 12−13.
  48. В.А. Этнография и ономастика (на материале Украины). — Советская Этнография. 1971, № 5, с. 25−36.
  49. , М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации : диссертация … доктора филологических наук: 10.02.19. — Воронеж, 2004. — 351 с.
  50. Ю.В. Очерки по этимологии. СПб., 2001, с. 6−68
  51. Е.О. Имена собственные в функции нарицательных как средства оценочной категоризации // ФН. — 2012. — № 7. — Ч. 1. — С. 159−162.
  52. Ю.К. Речевое воздействие и игровые приёмы в рекламе // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2000. — С. 167−190.
  53. Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. 1990.
  54. О.В. К вопросу об ономасиологических категориях // Филологические науки. — 1999. — № 1.
  55. Разумовская 2012 — РазумовскаяМ. М., КапиносВ. И., ЛьвоваС. И., БогдановаГ. А., ЛьвовВ. В. Программа по русскому языку. 5−9 классы. — М.: «Дрофа», 2012.
  56. Розенталь 1971 — Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. — 636 с.
  57. Д. И. Собственные имена в контексте современных теорий референции // ВЯ. — 1988. — № 3. — С.55−68
  58. , Н.Д. Фонетические особенности русских антропонимов. — Фонетика сегодня 2010. Институт русского языка. С. 113−115.
  59. , А. А.Никоним в виртуальном дискурсе: лингвопрагматический аспект: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.01. — Владимир, 2014. — 169 с.
  60. М. А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие (2003) // «Вопросы психологии».
  61. A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. — 368 с.
  62. А. В. Калакуцкая Л. П.Фамилии. Имена. Отчества. Написание и склонение // ВЯ. — 1995. — № 3. — С.150−152.
  63. , Д. Я. Социально-философский анализ феномена имени в российской культуре : автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11 / Тарасов Дмитрий Яковлевич; [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. — Тверь, 2007. — 18 с.
  64. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Сабаткоева Р. Б.), Дейкина А. Д., Воителева Т. М., Архипова Е. В. и др. — М., 2005.
  65. , Е. А. Теоретико-методологическая концептуализация топонимических практик : на примере Москвы и Санкт-Петербурга: автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.01 / Терентьев Евгений Андреевич; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики"]. — Москва, 2016. — 29 с.
  66. В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте // Этнография имен / отв. ред. В. А. Никонов, Г. Г. Стратанович. — М., 1971. — 262 с.
  67. Л.А. Изучение морфологии как процесс // Русский язык в школе, 1986. № 3.
  68. Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973.
  69. Н. И. Имя человека в аспекте «Язык и культура» // Слово и текст в диалоге культур. — М., 2000. — с. 279−293.
  70. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова/ - М.: Просвещение, 2013.
  71. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 1996.
  72. А. В. Современная дидактика. — СПб., 2001.
  73. В. М. Собственные имена в революционно-демократической стихотворной сатире 60-х годов XIX века // Ономастика Поволжья.2. Горький, 1971. — С.315−318
  74. М. К. Изучение собственных имен в лингвистике // Вопросы лексики и грамматики русского языка / Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. — № 264. — М., 1967. — С.14−26.
  75. М. К. О значении собственных имен // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции. Т.1. — М., 1996. — С.118−120.
  76. , А. М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / А. М. Шахнарович, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М.: Либроком, 2009. — 328 с.
  77. Е.Ф. Имя собственное с относительной единичностью в названиях предметов одежды // ФН. — 2013. — № 11. — Ч. 1. — С. 206−208.
  78. , Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. — М.: Интор, 2012. — 112с.
  79. Яковлева О. Е. Семиотические типы прагмонимов современного русского языка (на материале номинации продуктов питания): автореф. дис. …канд. филол. Наук.-Новосибирск.2006
  80. Ян Ке. Окказионализмы, образованные на основе собственных имен, и их лингвокультурная ценность // ФН. — 2008. — № 1. — Ч. 2. — С. 66−168.
  81. Янко-Триницкая Н. А. О некоторых особенностях имен собственных // Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина, т. XLII, вып. 4. — М., 1957.
  82. Т. Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И. А. Бунина: отбор и использование: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Воронеж, 2000. — 23 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ