Компоненты стратегического планирования
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Для описания характера и уровня деловых притязаний, применяются термины «цели» и «задачи… Читать ещё >
Компоненты стратегического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определение миссии организации.
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Формулирование целей и задач.
Для описания характера и уровня деловых притязаний, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:
а. количественные цели;
б. качественные цели;
в. стратегические цели;
г. тактические цели.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
Анализ и оценка внешней среды.
Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:
а. макросреды;
б. непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:
а. состояние экономики;
б. правовое регулирование;
в. политические процессы;
г. природная среда и ресурсы;
д. социальная и культурная составляющие общества;
е. научно-технологический уровень;
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
а. покупатель;
б. поставщик;
в. конкуренты;
г. рынок рабочей силы.
Анализ и оценка внутренней среды.
Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
а. кадровый потенциал;
б. производство;
в. финансы;
г. маркетинг;
д. организационная структура и т. п.
Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии.
Здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Реализация стратегии.
Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может «провалиться», если не принять мер по его реализации.
Случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:
а. неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
б. непредвиденные изменения во внешней среде;
в. неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
Оценка и контроль стратегии.
На этом этапе обеспечивается обратная связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, собственно самими целями.
Главная задача такого контроля — выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.