Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный строй Германии по конституции 1871 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законодательная власть в империи распределялась между ее председателем-императором (он разрабатывал и вносил законопроекты, обладал к тому же правом вето), Бундесратом (рассматривал внесенные в Рейхстаг законопроекты) и Рейхстагом — однопалатным парламентом, избиравшимся прямыми, тайными и всеобщими выборами сроком на три года {ст. 20 и 24). Рейхстагу и бундесрату также принадлежало право… Читать ещё >

Государственный строй Германии по конституции 1871 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной особенностью конституции 1871 г. было то, что она практически никак не затрагивала вопрос о правовом положении личности в империи. Вся она целиком была посвящена вопросам организации союзной власти (ее органов) и распределению компетенции между Союзом и государствами-членами.

Так, гл. II конституции устанавливала приоритет имперского законодательства: «На протяжении этой союзной территории империя пользуется правом законодательствовать… с таким действием, что имперские законы имеют преимущество над законами областными», — гласила ст. 2 конституции. К области исключительного ведения империи конституция относила вопросы обороны, внешних сношений, передвижения населения (право гражданства), охраны авторских прав, транспорта, почты и телеграфа, нотариата, законодательства о прессе, гражданского, уголовного и банковского права и организации судопроизводства. Таможенная политика, внутренняя и внешняя торговля были отнесены к исключительному праву империи. Однако ганзейским городам — Бремену и Гамбургу были предоставлены права свободной таможенной зоны. В трех южных германских государствах производство и торговля шнапсом и пивом также оставались в компетенции местных властей (ст. 35). После 1871 г. германские вооруженные силы стали едиными, но для баварских и вюртембергских офицеров в качестве привилегии была сохранена их старая форма. Общее имперское налоговое законодательство было ограничено исключительно за счет взносов союзных государств и доходов от тех статей, которые были отнесены к ведению Союза. Например: «Доход с почт и телеграфов — общий для всей империи. Расходы производятся из общих доходов. Излишки поступают в имперскую казну» (ст. 49) или: «Для покрытия расходов на всю германскую армию и относящиеся к ней учреждения императору должно быть предоставлено до 31 декабря 1871 г. по 225 талеров на каждого солдата… После 31 декабря 1871 г. эти взносы от отдельных государств союза в имперскую казну продолжают уплачиваться» (ст. 62).

Законодательная власть в империи распределялась между ее председателем-императором (он разрабатывал и вносил законопроекты, обладал к тому же правом вето), Бундесратом (рассматривал внесенные в Рейхстаг законопроекты) и Рейхстагом — однопалатным парламентом, избиравшимся прямыми, тайными и всеобщими выборами сроком на три года {ст. 20 и 24). Рейхстагу и бундесрату также принадлежало право законодательной инициативы.

Исполнительная власть или председательство (Presidium) «принадлежала королю прусскому, который носит титул германского императора (Deutscher Kaiser)», — гласила ст. 11 конституции. Власть его была обширной. Прежде всего ему полностью подчинялось имперское правительство, возглавляемое канцлером. Министры и канцлер несли ответственность только перед кайзером. Император созывал и распускал Бундесрат и Рейхстаг, он же мог отсрочить их заседание. Вся внешняя политика империи определялась им; ему же принадлежало и решающее слово в делах внутренней политики, поскольку он назначал всех чиновников союзной администрации и офицеров армии и флота.

Квазисудебными полномочиями (рассмотрение споров между государствами-членами) был наделен Бундесрат. Судами общей юрисдикции с однообразным устройством объявлялись судебные присутствия государств-членов. Конституция в ст. 75 предусматривала создание Высшего апелляционного суда. Такой суд (Reichsgericht) был создан в 1877 г. и находился в Лейпциге.

Конституционная эволюция Германской империи продолжилась в рамках постиндустриального общества, когда на политическую арену стали выходить массовые политические движения (см. ниже), главнейшим из которых стала германская социал-демократия. Требования демократизации государственного строя страны становились все сильнее, и в ходе германской революции 1918 г., разразившейся на фоне проигранной Германией войны, были осуществлены конституционные реформы, которые, тем не менее, не предупредили крушение Второго германского рейха.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой