Изучение потребительского поведения в современных условиях
Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг. Решение о покупке может быть сдержано отношением других людей или непредвиденными обстоятельствами. Выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени… Читать ещё >
Изучение потребительского поведения в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные понятия изучения потребительского поведения в деятельности предприятия
Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.
Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг.
Рынок — это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.
Социальное действие проявляется в разных формах Позитивное действие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки или возврата товара. [11, с. 79].
Негативное действие — это действие, которое субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил. Негативное действие — это тоже действие, хотя его не видно.
Оно проявляется в двух основных вариантах:
- а) воздержание — это отказ от действия, которое можно совершить, но от которого лучше воздержаться по тем или иным причинам. Например, человек имеет потребность в данном товаре и деньги, чтобы его приобрести, но не покупает, поскольку ищет более качественный товар того же вида или считает, что есть более насущные потребности;
- б) терпение — это несовершение действия в силу неспособности его совершить. Например, покупатель нуждается в товаре, но не может купить его в силу отсутствия денег или отсутствия товара в доступном магазине.
Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. [3, с. 56].
Развернутая модель покупательского поведения представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Побудительные факторы маркетинга. | Прочие раздражители. | " Черный ящик" сознания покупателя. | Ответные реакции покупателя. | |
Товар, цена, методы распространения, стимулирования сбыта. | Экономические, научно-технические политические и культурные. | Характеристики покупателя. | Процесс принятия решения покупателем. | Выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объекта покупки. |
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках товаров и их свойствах. В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если товару не удается проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. [12, с. 14].
Решение о покупке может быть сдержано отношением других людей или непредвиденными обстоятельствами.
Прежде чем разрабатывать маркетинговые планы, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков таких, как рынок молодежи, пожилых людей и т. п.
На поведение покупателя оказывают влияние четыре основных группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), социальные факторы (референтные группы, семья, роли, статусы), факторы личного порядка (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, убеждение и отношение). Все они дают представление о том, как эффективно обслужить и охватить покупателя. [3, с. 21].
Задача деятеля рынка — понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение для создания эффективной программы маркетинга.