Формирование ассортиментного портфеля на основе жизненного цикла товара
Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе; Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя. Факторы, обусловливающие образование и изменения запасов — это условия производства, транспортные… Читать ещё >
Формирование ассортиментного портфеля на основе жизненного цикла товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазине:
- § спрос;
- § производство (включая поступление по импорту);
- § ассортиментный профиль магазина;
- § зона деятельности магазина;
- § состояние его материально-технической базы (МТБ).
Потребительские комплексы — это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:
- § возраст;
- § пол («Товары для женщин», «Товары для ребенка»);
- § особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста»);
- § торжественные события в жизни людей («Товары для новобрачных»);
- § общественные события и праздники («Товары к началу учебного года»);
- § покупательские привычки, обусловленные сезоном («Летняя мода», «Товары для дачи»).
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется видом предъявляемого спроса, который может быть:
- § специальным — спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий замену каким-либо другим, даже однородным товаром;
- § импульсивным — спрос, который появляется и формируется под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки);
- § альтернативным спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров., ознакомления с предложенным их ассортиментом.
Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо формулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновление товаров альтернативного спроса.
Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, сформулированных по следующим признакам:
- § однородность сырья, из которого они изготовлены (металлоизделия, молочные продукты);
- § потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);
- § способ производства (трикотажные изделия). Основные звенья товарной классификации:
- § раздел (продовольственные и непродовольственные товары);
- § подраздел (скоропортящиеся и не скоропортящиеся);
- § группа (основанная на признаке однородности производства или общности хранения — бакалейные товары, обувь, мебель);
- § подгруппа (используется для детализации торгового ассортимента данной группы);
- § вид товара (представляет ассортимент каждой группы);
- § разновидность (наименование конкретного товара).
По частоте спроса предлагаемые изделия разделяются на товары частого, периодического и редкого спроса.
Принципы формирования товарного ассортимента:
- § обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;
- § обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;
- § установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;
- § учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.
Устойчивость (стабильность) товарного ассортимента — это обеспечение постоянного ассортимента товаров всех групп, подгрупп, видов и разновидностей, которые должны быть в торговом зале магазина.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется как отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже, к количеству видов товаров, которое установлено магазину (обязательное количество).
Устойчивость ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов.
Факторы, обусловливающие образование и изменения запасов — это условия производства, транспортные условия, условия поставок, условия потребления.
Виды запасов:
- § запасы текущего хранения — товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли;
- § сезонные запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонного изменения спроса или предложения;
- § запасы целевого хранения — запасы товаров, создаваемые на случай определенных обстоятельств.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, предлагаемых магазином.
Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе.
Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.
Заслуживает внимания опыт формирования и размещения товарного ассортимента в странах с развитой рыночной экономикой.
Численность ассортиментных позиций в магазинах этих стран распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении как 66:34.
Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, продукции при магазинных пекарен и отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
Особое внимание здесь уделяют формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают: поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, Корм для домашних животных и птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы для вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.
Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м 2 насчитывает 3000 позиций, из них 1700 — бакалейные товары, 500 — замороженные и молочные продукты, 130 — овощи и фрукты, 180 -гастрономические продукты, 100 — мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров.
Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 600 м 2 насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки — 42%, непродовольственные — 5%. Длина выкладки — 170 погонных метров.