Средства массовой информации: теоретические вопросы
Средства массовой информации — это организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
Необходимо подчеркнуть, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса. Эти условия создавали объективные предпосылки для превращения информации в продукт купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделенного тремя основными функциями:
- — развлекательность;
- — распространение новостей о текущих событиях;
- — рекламирование новинок торговли и услугШишкина М. А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. СПб: Питер, 2003. С. 215.
Благодаря этому процессу, начавшемуся на Западе в XIX веке, в XX столетии информационные средства связи, рассчитанные на массовую аудиторию, органически связываются с различными экономическими структурами индустриального развития общества. Качественные сдвиги в развертывании этого процесса отмечаются во второй половине XX века, когда в атмосфере электронно-компьютерной революции происходит концентрация и монополизация информационных средств, обретающих значение движущих факторов развития и функционирования массовой культуры и общества и приобретающих глобальные масштабы. Некоторые исследователи видят в этом путь к планетарной демократизации общественных отношений, но им возражают противники монополизации информационных средств. Они полагают, что сосредоточение информационного капитала в лоне крупного частного бизнеса, принося ему огромные доходы, противоречит общественной природе информационных связей. Кроме того, многие современные критики процессов информационной глобализации подчеркивают, что неконтролируемая коммерциализация СМИ приводит к формированию устойчивой тенденции консюмеризма, т. е. потребительской психологии массовой аудитории под воздействием навязчивого рекламирования новых товаров и культа вещизма.
К современным средствам массовой информации, как правило, относят:
- — прессу (газеты, журналы, книги);
- — радио;
- — телевидение;
- — кинематограф;
- — Интернет;
- — звукозаписи и видеозаписи;
- — видеотекст и телетекст;
- — рекламные щиты и панели;
- — домашние видеоцентры.
Всем этим средствам присущи объединяющие их качества — обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информацииЧумиков А. Н. Связи с общественностью. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 337.