1) конкурентоспособность каждого вида продукции по отношению к аналогичной продукции конкурентов по охвату рынка;
Определим темп роста объема реализации в текущем году по сравнению с предыдущим.
Т1 = (6,3: 8,3) 100% = 76%; Т2 = (18,1: 17) *100% = 106%;
Т3 = (5,2: 4,6) *100% = 113%; Т4 = (6,8: 5) *100% = 136%.
Средний темп роста = 107,7%.
Определим долю фирмы и долю конкурента на рынке.
ДФ = Объём реализации / Ёмкость рынка ДФ1 = (6,3: 111) *100% = 5,7%;
ДФ2 = (18,1: 85) *100% = 21,3%;
ДФ3 = (5,2: 113) *100% = 4,6%;
ДФ4 = (6,8: 38) *100% = 17,9%.
ДК1 = (23: 111) *100% = 20,7%;
ДК2 = (10,2: 85) *100% = 12%;
ДК3 = (8,6: 113) *100% = 7,6%;
ДК4 = (4,2: 38) *100% = 11,1%.
Определим относительную долю рынка.
ОДР = ДФ / ДК ОДР1 = 5,7: 20,7= 0,27;
ОДР2 = 21,3: 12 = 1,77;
ОДР3 = 4,6: 7,6 = 0,60;
ОДР4 = 17,9: 11,1 = 1,6.
Подведём итог: наиболее конкурентоспособным товаром фирмы является «4», т.к. для него относительная доля рынка и темп роста являются самыми высокими.
2) положение производимых фирмой видов продукции согласно матрице Бостон консалтинг групп;
|
Темп роста объемов продаж. Низкие 100% Высокие. | Звезды. | Трудные дети. |
Дойные коровы. | Собаки. |
Высокая 1 Низкая Относительная доля на рынке. |
Анализируя полученные данные, можно сказать, что товар «4» относится к товарам «звезды» (высокая относительная доля на рынке, высокие темпы роста); товар «3» — «трудные дети» (низкая относительная доля на рынке, высокие темпы роста); товар «2» — «дойные коровы «(невысокая относительная доля на рынке, невысокие темпы роста); товар «1» — «собаки» (низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста);.
3) этап ЖЦТ для каждого вида товара;
Товар «1» — «собаки», следовательно, этап упадка;
Товар «2» — «дойные коровы» следовательно, этап роста;
Товар «3» — «трудные дети», следовательно, этап внедрения на рынок;
Товар «4» — «звезды», следовательно, этап роста;
4) стратегию фирмы по дальнейшему формированию товарного портфеля.
Так как товар «2» и «4» находятся на этапе роста, то фирма в целях сохранения роста объёмов продаж и прибыли должна принять одно или несколько решений:
Выйти на новые сегменты рынка Увеличить число ассортиментных позиций товара;
Повысить уровень качества товара;
Снизить цену на товар;
Обеспечит более высокий уровень политики продвижения товара на рынок;
Повысить значимость увещевательной рекламы;
Усовершенствовать политику распределения товара Напоминающая реклама.
Так как товар «1» находится на этапе упадка, то следовало бы уйти с рынка, чтобы фирма не понесла еще больших затрат.
Товар «3» находится на этапе внедрения на рынок. Следует:
Завоевывать рынок;
Привлекать внимание потенциальных клиентов;
Реклама в СМИ.