Практические аспекты.
Теоретические основы проектирования универсамов самообслуживания
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью… Читать ещё >
Практические аспекты. Теоретические основы проектирования универсамов самообслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика проектируемого предприятия
Супермаркет «Иволга» входит в состав предприятий и сети магазинов ООО «Иволга» г. Челябинска.
Вид деятельности: розничная торговля.
ООО «Иволга» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарные знаки, знаки обслуживания и другую символику.
Основными целями деятельности предприятия на данном этапе его развития являются: получение прибыли; повышение финансовой независимости и устойчивости работы; интенсификация использования трудовых ресурсов.
Основные задачи, стоящие перед ООО «Иволга»:
- — административное и финансовое управление торговой деятельности;
- — организация различных форм торговли в сфере продовольственных и сопутствующих товаров.
В своей деятельности ООО «Иволга» руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющими порядок и правила проведения торговых операций, решением собрания учредителей, приказами и распоряжениями директора. Ориентация на данный тип построения организации вызван наличием широкого круга реализуемых товаров, возможной дальнейшей диверсификацией деятельности. Такая структура легко позволяет присоединять новые элементы без потери управляемости и гибкости.
Супермаркет «Иволга» имеет линейно-функциональный принцип построения структуры (рис. 1). Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Анализ эффективности организационной структуры позволяет сделать вывод о том, что структура управления построена магазином с учетом особенностей направлений деятельности.
Рисунок 1 Организационная структура магазина Для достижения положительных результатов работы предприятию необходимо правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности.
Представлен ассортимент из 5000 наименований продовольственных товаров. Режим работы — 8:00—23:00. Метод продаж — самообслуживание. Система самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то предусмотрен дополнительное фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания.
Очень высокая оснащенность торгового зала. Освещение искусственное, окон торговый зал не имеет вообще. Вход в торговый зал отделен от непосредственно самого магазина. Вход-выход совмещены. Расстояние между параллельными стеллажами — 1,5 м, что просто идеально для магазина, в проходах между стеновыми прилавками и стеллажами расположены товары по сниженным ценам, находящиеся в коробках, что в этой части магазина существенно затрудняет движение. В целом, планировка магазина производит очень благоприятное впечатление, создается ощущение простора.
Все помещения магазина расположены с учётом рациональной взаимосвязи между собой и поэтому планировка торговых помещений, а также зон для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений отвечает основным требованиям: торговые помещения связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; оптимальным является решение, при котором кладовые расположены на одном уровне; помещения для хранения товаров максимально приближёнными к ним помещениями для приёмки и подготовки товаров к продаже; помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположены непосредственно у приёмочного и разгрузочного помещения; административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Товары, которые входят в ассортимент продажи: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни и другие продовольственные товары, а так же сопутствующие товары.
Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии. Основным торговым помещением является торговый зал, который служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Вся торговая площадь магазина разделена на торговые зоны, своеобразный торгово-операционный зал, независимо друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп, проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.
В магазине установлено современное торговое оборудование и средства механизации, позволяющие максимально эффективно использовать торговую площадь, совмещая схемы пристенного и островного его размещения. Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара. Причем зона торгового зала четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе. Кроме того, каждая зона имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада.
Общая площадь 979 кв. м;
Торговая площадь 600 кв. м;
Складские помещения 379 кв.м.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.
В магазинах электронные торговые весы используются как продавцами, так и работниками склада. В последнем случае используется предварительная фасовка развесного товара до его попадания на полку магазина. Торговые электронные весы и предварительная фасовка позволяет увеличить конечную отпускную цену. Существует возможность увеличения стоимости товара в небольшом объеме. Также весы торговые электронные дают возможность ускорить обслуживание покупателей (все товары предварительно взвешены и запакованы).
Для оснащения магазинов используются кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные карты.
Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег непосредственно продавцом или кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг продавцы и кассиры проводят с применением кассовых аппаратов. Все применяемые кассовые аппараты зарегистрированы в государственной налоговой инспекции, как и книги кассира-операциониста. Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (товары, работы, услуги) перед применением зарегистрированы в налоговых органах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности. Они пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью или же на концы шпагата наклеивается плотный четырехугольник и по его углам поставлена чернильная печать, а на последней странице написано прописью количество листов и ставятся подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах — первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами.
Исправления в кассовой книге оговорены («Исправлено») и подписаны кассиром и бухгалтером. Ежедневно в кассовой книге подсчитываются обороты за день и остаток денег на конец дня.
Проанализировал наличие и правильность заполнения сертификатов или деклараций соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации или декларированию соответствия, а также удостоверение качества. Приложил по возможности копии сертификатов, деклараций на 2−3 наименования товара. Установил наличие сертификатов добровольной сертификации на пищевые продукты.
Санитарное состояние предприятия торговли соответствует установленным нормам и правилам. Все помещения содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка. Для проведения текущей уборки используется, в первую очередь, время обеденного перерыва. По окончании работы магазина все помещения остаются только в полном санитарном порядке. Во время исполнения своих служебных обязанностей работники опрятно одеты, соблюдают правила личной гигиены, содержат рабочие места, торговое оборудование, инвентарь и санитарную одежду в чистоте, предохраняют товары от загрязнения и порчи. Работникам запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды, фирменных головных уборов.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, к которому относятся различные инструменты, приборы, приспособления, устройства, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует:
- * ускорению торгово-оперативного процесса;
- * повышению культуры обслуживания покупателей;
- * улучшению условий труда торговых работников;
- * сокращению издержек обращения и др.