Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коротко о бухгалтерском учете и балансе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бухгалтерия вплотную занимается подсчетом издержек фирмы, расчетом ее затрат, отслеживанием величины прибыли и рентабельности (отношения прибыли к себестоимости). Бухгалтерские работники постоянно следят за бюджетом фирмы, соответствием доходов и расходов, возможным дефицитом, вырабатывают пути его устранения. Наконец, бухгалтер должен разбираться в налогах и подсказывать руководителям, каким… Читать ещё >

Коротко о бухгалтерском учете и балансе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерию называют языком финансовой деятельности предпринимательских фирм. Состояние и движение финансовых ресурсов фирмы находит свое отражение в бухгалтерских документах, составление которых является основным предметом бухгалтерского учета. Ведь слово «бухгалтер» в переводе с немецкого означает «держатель книг», так что ведение бухгалтерских книг и документов есть главное содержание бухгалтерской деятельности.

Бухгалтерский учет — это процесс получения, обработки и документальной записи всех финансовых операций, проводимых фирмой. В ходе своих предпринимательских действий фирма продает и покупает товары, тратит и получает деньги по самым разнообразным каналам, в чем можно было убедиться, рассматривая источники финансирования. Если не вести строгий учет денежных доходов и расходов, не фиксировать, когда и на что затрачены денежные средства, откуда и за что они получены, то наступит финансовый хаос и фирме не удастся свести концы с концами. Поэтому ведение бухгалтерской документации, регистрация финансовых операций и сведение их в систему посредством бухгалтерского учета составляют неотъемлемую часть деятельности любой фирмы.

Бухгалтерское дело настолько важное и нужное, что вести бухгалтерский учет обязаны все без исключения фирмы.

Не будь этого зеркала, отражающего движение, накоплен расходование денежных средств, государство не могло контролировать и собирать налоги, предотвращать против законные финансовые сделки и операции, привлекать к ответственности лиц, виновных в финансовых правонарушениях. Без услуг бухгалтера не может работать ни одна фирма Бухгалтер — второе лицо после руководителя фирмы.

Содержание бухгалтерской работы чрезвычайно разнообразно. Кроме учетных функций, являющихся определяющими в бухгалтерском деле, бухгалтерия оказывает содействие дирекции фирмы в управлении финансами и всей фирмой в целом.

Сложность предпринимательства находит свое отражение в огромном количестве показателей, цифр, которые характеризуют предпринимательство и находят отражение в бухгалтерской документации фирмы. В связи с этим руководство фирмы вынуждено прибегать к услугам бухгалтера, который, собирая и систематизируя данные бухгалтерских книг, отчетов, анализируя их, доводит до сведения руководителей легко воспринимаемую, понимаемую, концентрированную информацию о денежном состоянии и финансовых проблемах фирмы.

В задачу бухгалтерии входит проведение финансового анализа деятельности фирмы, на основе которого определяются исходные данные для составления бизнес-планов и вырабатываются рекомендации о целесообразных путях развития фирмы. Одновременно выявляются «болевые точки» в денежном организме фирмы и способы лечения финансовых болезней. Иногда анализ финансовой деятельности фирмы и выработку рекомендаций о путях ее улучшения осуществляют специальные службы, называемые аудиторскими.

Бухгалтерия вплотную занимается подсчетом издержек фирмы, расчетом ее затрат, отслеживанием величины прибыли и рентабельности (отношения прибыли к себестоимости). Бухгалтерские работники постоянно следят за бюджетом фирмы, соответствием доходов и расходов, возможным дефицитом, вырабатывают пути его устранения. Наконец, бухгалтер должен разбираться в налогах и подсказывать руководителям, каким образом уменьшить налоговое бремя Вдобавок бухгалтерия занята начислением и выплата заработной платы работникам фирмы. При всем разнообразии видов бухгалтерских работ и документов все они опираются на один фундамент и скрепление единым стержнем. Такой основой бухгалтерской деятельности фирмы является ее бухгалтерский баланс. Все определяющие, наиболее важные данные, показатели финансовой деятельности фирмы заносятся в ее главную книгу которая именуется бухгалтерским балансом. Итоговый баланс, в котором сведены данные о финансах фирмы за определенное время, составляется периодически, чаще всего за месяц, квартал и год. Представленный в виде балансового отчета такой документ являет собой концентрат сведений о финансовом состоянии фирмы, ее имуществе, доходах, расходах, долгах, о том, как они изменялись во времени. Балансовый отчет фирмы можно назвать ее финансовым паспортом.

Само слово «баланс» означает равенство, равновесие. Как известно со времен Ломоносова, в мире действуют законы сохранения вещества и энергии, выражаемые в простой форме: «Где сколько убудет, столько и прибудет». В экономике закон равенства прихода и расхода тоже действует, но выражается в денежных единицах.

Когда предприниматель что-то покупает, то от него уходят деньги, но взамен он получает эквивалентное количество товаров. Когда же осуществляется продажа, то от бизнесмена уходят товары, но к нему приходит адекватное количество денег. При натуральном обмене, бартере уходит один товар, а приходит другой. При обмене денег на деньги, в Финансовом бизнесе взамен одних денег приходят другие. Выплачивающий работникам заработную плату обменивает Деньги на продукт труда. Хотя приход и расход могут быть Разделены во времени, в целом соблюдается баланс, происходит их уравновешивание, что и отражается в таблицах бухгалтерского баланса.

Главная логическая формула баланса выглядит следующим образом: приход=расход+остаток. Смысл формулы достаточно очевиден. В условиях наличия прихода и расхода средств разность между приходом и расходом представляет остаток средств, откуда и следует приводимая формула. Применительно к финансовым ресурсам фирмы она удобна тем, что все три входящие в нее величины измеряются в денежном выражении, в одних и тех же денежных единицах, что позволяет вычитать и складывать их.

Применительно к бухгалтерскому балансу исходная формула имеет вид: «активы минус пассивы образуют собственный капитал». Под активами понимается вся совокупность поступлений, доходов фирмы, превращенных в ее основные и оборотные средства, материальные и денежные запасы. Это активные, принадлежащие фирме средства ее вложения 'в дело. Под пассивами понимаются обязательства фирмы, то есть подлежащие возмещению привлеченные ею из внутренних и внешних финансовых источников средства. По своей сути пассивы — это задолженность фирмы, то, что необходимо компенсировать, возвратить в соответствии с принятыми обязательствами. Активы характеризуют направления использования денежных средств, тогда как пассивы — откуда и каким образом заимствованы средства. А собственный капитал — это денежные средства, внесенные владельцами фирмы, которые вместе с пассивами идут на образование активов.

Активы и пассивы фирмы сводятся в общую балансовую таблицу, имеющую следующий примерный вид:

Активы Сумма Пассивы Сумма.

  • 1. Оборотные средства 1. Краткосрочные обязательства
  • 2. Основные средства 2. Долгосрочные обязательства
  • 3. Запасы 3. Прочие обязательства

Данная балансовая таблица схематична в том смысле, что в реальном балансе фирмы представлены конкретные и более детальные виды активов и пассивов. Каждую строчку в балансовой таблице именуют статьей баланса. В реальном балансе фирмы представлено множество статей и в колонке «активы», и в колонке «пассивы», которые соответстистинной картине поступлений денежных средств и Неясных обязательств.

Наличие баланса, составленного на начало отчетного периода (конец предыдущего периода) и на конец периода, позволяет следить за изменением активов, пассивов и собственного капитала фирмы, что дает возможность судить, как изменяется финансовое состояние фирмы.

Каждая статья баланса служит самостоятельным объектом бухгалтерского учета, и на нее заводится специальный бухгалтерский документ, именуемый счетом. Счета, составленные по статьям актива, называются активными, а по счетам пассива — пассивными. В целях унификации бухгалтерского дела счетам на каждый вид активов и пассивов Присваиваются стандартные номера. Это дает возможность Разным фирмам вести однотипные счета, что позволяет бухгалтеру или работнику финансовых органов быстро разобраться в бухгалтерском отчете любой фирмы.

Предположим, что фирмой получены материалы всего сумму 1,5 млн руб., из которой на сумму 1 млн руб. израсходованы за отчетный период, а на 0,5 млн руб. — остались Тогда в активном счете делается запись: «Дебет — 1,5 млн руб кредит — 1 млн руб., сальдо — (1,5 — 1) = 0,5 млн руб."' Дебет обозначает движение средств в фирму, а кредит — Из фирмы, тогда как сальдо есть разность между дебетом и кредитом в активном счете и между кредитом и дебетом — в пассивном счете.

В бухгалтерской практике широко распространено правило двойной записи при составлении счетов. Согласно этому правилу любая денежная сумма, проходящая по счетам фирмы, заносится в обязательном порядке в два счета: в один — по дебету, а в другой — по кредиту. С точки зрения экономической логики это подчеркивает, что расход в одном месте есть приход в другом, и наоборот. А с позиций бухгалтерского учета это удобно, чтобы видеть, откуда ушли деньги и куда пришли. Двойная бухгалтерская запись подобна тем, которые делают в командировочных удостоверениях, где есть графы: «Прибыл», «Убыл». В каждом месте фиксируется дата прибытия в данное место и дата убытия из него в другое место.

Двойная бухгалтерия позволяет обеспечить соответствие прихода и расхода средств, которое называют корреспондированием счетов. Кроме того, можно проверить правильность бухгалтерских записей путем сверки суммы средств по дебетам и кредитам всех счетов. Эти суммы должны быть равны в силу условия соблюдения баланса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой