По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что в настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.
Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей, в свою очередь изготовитель сам выбирает потребителей.
Структура реорганизации оптового звена должна разрабатываться с учетом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей и предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых структур.
Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, именуемые посредниками — предприятия-агенты, предприятия-брокеры. Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота — оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Розничная торговля в настоящее время относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики нашей страны. Учитывая эту благоприятную тенденцию, рынок розничных торговых услуг России стал объектом пристального внимания иностранных розничных операторов и инвесторов. Поэтому российским розничным торговым компаниям необходимо уделить повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ в рамках своей деятельности, направлять свои усилия на удержание доли рынка, формирование лояльности потребителей.
Развитие инфраструктуры розничной торговли идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Из всего множества направлений развития розничной торговой сети приоритетными являются:
- — универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универсамов и универмагов (супермаркеты, минимаркеты, гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр;
- — развитие специализированной торговли, обеспечивающей высокое качество обслуживания и широкий спектр дополнительных услуг;
- — организация магазинов сниженных цен, магазинов-складов, возрождение посылочной торговли, развитие других внемагазинных форм торговли.