Понятие стратегии и тактики
Стратегия маркетинга — это формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.
Стратегия маркетинга предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
- 1. Проникновение на рынок.
- 2. Развитие рынка.
- 3. Разработка товара.
- 4. Диверсификация.
В зависимости от маркетинговой стратегии формируется маркетинговые программы. Маркетинговые стратегии могут быть ориентированны на достижение:
- § максимального эффекта независимо от риска;
- § минимального риска без ожидания большого эффекта;
- § различных комбинаций этих двух подходов.
Тактика маркетинга означает формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный (краткосрочный) период времени на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов. Например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и т. д.
Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:
- 1. Провести усиленную рекламную компанию в связи с падением спроса.
- 2. Расширять номенклатуру товара на основе уточненных данных о потребительском спросе.
- 3. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей.
- 4. Увеличить долю рынка в связи с сокращением объема продаж конкурентами.
- 5. Конструктивно улучшить товар в соответствии с требованиями конкретного рынка.
- 6. Провести мероприятия по стимулированию персонала.