До начала XVIII в. практически единственным типом коммерческих коммуникаций оставался вербальный. Его доминирующее значение сохранилось до начала XIX в.
Зачастую функции зазывалы не ограничивались словесным воздействием. Прохожих затаскивали в торговые лавки. Эта практика продолжалась до начала XX века. В 1912 г. издававшийся в Санкт-Петербурге журнал «Вестник приказчика» писал: «На состоявшемся недавно в Ярославле совещании большая часть приказчиков высказалась против затаскивания покупателей в магазин» .
Лубки
Значительную роль в распространении разнообразной информации среди простых людей в XVIIIXIX вв. играли народные картинки — лубки. Лубки представляли собой рисунки, нанесенные на бумагу.
Одной из тем лубков XVIII в. стала пропаганда прививок против оспы.
Ярмарки
реклама коммерческий вербальный печатный В условиях формирования рынка большая роль принадлежала ярмаркам. Первоначально ярмарки как традиционные торжища проводились у монастырей по храмовым праздникам. Люди стремились посетить ярмарку не только чтобы приобрести что-нибудь, но и чтобы услышать последние новости политического и экономического характера. В связи с большой конкуренцией на ярмарках, торговцам приходилось всеми силами привлекать внимание к собственному товару. Чаще всего торговцы прибегали к выкрикам в стихотворной форме: различные песенки и прибаутки могли привлечь потенциального покупателя не столько рекламным, сколько развлекательным характером. Например:
" Оладьи, оладушки, Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,.
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило, Лишь бы сердцу вашему было мило!" .
Простота, рифма и особый национальный юмор, использующийся в таких прибаутках, был рассчитан на соответствующего потребителя, и потому всегда находил отклик у адресата. Торговец, подшучивая над покупателем и над самим собой, создавал радостную, позитивную атмосферу вокруг продажи и тем самым стимулировал потребителей к совершению покупки.
В целом же оборот только украинских ярмарок по данным дореволюционного исследователей составил в 1854 г. 80 млн руб. серебром. К концу XIX-началу XX вв. роль ярмарок резко падает в связи с окончательным формированием всероссийского рынка, развитием сети железных дорог и налаживанием постоянных хозяйственных связей между товаропроизводителями.