Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология разработки управленческих решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы разработки управленческих решений, рассмотренные выше, позволяют увеличить эффективность управления, т.к. в данном случае анализируется целый ряд факторов, влияющих на развитие организации. Факторы или условия, которые могут быть не замечены отдельно взятым руководителем в случае принятия им решения, при использовании групповых и экспертных методов анализируются комплексно, системно… Читать ещё >

Технология разработки управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технология менеджмента имеет следующие составляющие:

Общее руководство принятия решения.

Правила принятия решений.

Планы в принятии решений.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия. [16;С.431−432].

Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).

Матричный тип взаимодействия. 13;С.128−129].

Первый тип составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три — горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

Общее руководство принятия решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственного руководителя. Такой механизм характерен для американского менеджмента. [20;С.217−219].

Правила принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типы выпускаемых изделий и услуг, виды заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирм и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений. [14;С.139−141].

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирм, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирм, их правила ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, пределах в которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. [42;С.234−236].

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществления конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях, качествах координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. [13; С.137−139].

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решении, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений.

В матричных структурах, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем. [13; С.141−143].

Методы разработки управленческих решений Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые решения имеют значительные преимущества перед индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений. В данном случае руководители и специалисты, участвующие в разработке решений, могут рассматриваться как эксперты по избранной проблеме. Методы экспертных оценок предполагают организацию работы со специалистами, обработку их мнений, выраженных в количественной и качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.

Пример дерева причинно-следственной связи для туристической организации.

Рис. 3. Пример дерева причинно-следственной связи для туристической организации

Экспертные методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами. [16;С.143−148].

Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».

Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы. Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (См.: таблица 5). [17;С.210−212].

Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения в турфирме.

Допустим, в туристической организации возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).

Цель: выработать оптимальное управленческой решение посредством групповой сессии и использования приемов экспертных оценок.

  • 1 этап. Проблема обсуждается в группе специалистов, строится дерево причинно-следственной связи (дерево проблем) (См. рис. 3)
  • 2 этап. Используя метод мозговой атаки, определяется 5−8 альтернатив, которые являются способами решения рассматриваемой проблемы.
  • 3 этап. На основе таблицы Дельфи (См. таблица 2), определяются наиболее весомые альтернативы.

Таблица 1. Распределение экспертных оценок альтернатив методом Дельфи.

Ф.И.О.

Альтернативы.

эксперта.

Найти надежного туроператора, зарекомендо-вавшего себя на рынке.

Обучить персонал турагентства и повысить заработную плату.

Изменить внутренний дизайн помещений по приему посетителей — потенциальных туристов.

Использовать современные технологии бронирования и электронные системы продаж.

Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений. [41;С.123−126].

Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (См. таблица 3). По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений. Допустим, четыре фирмы-туроператора: А, Б, В, Г.

Таблица 2. Данные для определения качества поставок туроператоров по критериям выбора.

Критерии выбора.

Вес.

А.

Б.

В.

Г.

Цена за турпутевки.

Бонусы за объемы поставок.

Скидки и льготы.

Своевременность и надежность поставок.

Безопасность и страхование туристов.

Статус туроператора.

На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (См. таблица 4). [41;С.129−132].

На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т. е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (См. таблица 3). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков турпродуктов.

Моделирование управленческого решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей возможность изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Основная цель моделирования управленческого решения — выбор наилучшего варианта с учетом предсказуемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения. [12;С.117−120].

Таблица 3. Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров.

Критерии выбора.

А.

Б.

В.

Г.

Цена за турпутевки.

Бонусы за объемы поставок.

Скидки и льготы.

Своевременность и надежность поставок.

Безопасность и страхование туристов.

Статус туроператора.

Суммарная взвешенная оценка.

Функционально-декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования. Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или векторной модели (См.: рис. 4).

Представление системы в виде агрегата.

Рис. 4. Представление системы в виде агрегата

Методы разработки управленческих решений, рассмотренные выше, позволяют увеличить эффективность управления, т.к. в данном случае анализируется целый ряд факторов, влияющих на развитие организации. Факторы или условия, которые могут быть не замечены отдельно взятым руководителем в случае принятия им решения, при использовании групповых и экспертных методов анализируются комплексно, системно. Групповые формы разработки решений более эффективны и надежны по сравнению с индивидуальными методами. [49;С.240−242].

Эффективность управленческих решений — это 1) совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; 2) основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации. [4;С.148−150].

Эффективность управленческих решений можно проследить опосредованно, через результаты деятельности компании. Основными являются:

1) Показатели экономической эффективности:

Прибыль (выручка-расход); выручка от реализации; доходность; себестоимость; рентабельность; ликвидность; управленческие затраты.

2) Показатели качества и результативности труда:

Качество продукции или услуги; производительность труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы; фонд оплаты труда (ФОТ); средняя заработная плата; потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни); качество труда персонала (баллы или %).

3) Показатели социальной эффективности:

Текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала); уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала); соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих; равномерность загрузки персонала; коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ); социально-психологический климат в коллективе. [55;С.231−233].

Таким образом, качество управленческого решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства) (См.: рис. 5.).

Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.

Контроль за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий. [23;С.330−332].

Методы контроля за исполнением управленческих решений.

  • 1) Фиксация результатов проведенных мероприятий.
  • 2) Анализ отчетной документации.
  • 3) Беседы и деловые совещания.
  • 4) Корректировка планов.
  • 5) Анализ показателей деятельности отделов, служб, организации в целом.
  • 6) Мотивирование за участие в разработке решений.
Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений.

Рис. 5. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений

Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений. [45;С.216−219].

В современной теории используются приемы и методы, которые позволяют выявить причины ухудшения качества, обнаружить причинно-следственные связи между рядом факторов.

Управленческие решения, принимаемые в туристических организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом. [50;С.170−172].

Процесс управления в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление — это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения. [33;С.89−91].

В задачу управляющих органов входит следующее:

  • — разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направления деятельности предприятия, организации или учреждения не долговременную перспективу;
  • — поэтапное разукрупнение и ранжирование стратегического курса и доведение его до уровня текущего и оперативного управления;
  • — конкретизация общих стратегических и текущих задач предприятия, фирмы и доведение их до уровня повседневных функций, количественных и качественных оперативных заданий подразделениям и персоналу;
  • — набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование численности и профессионального состава;
  • — организация исполнения установленных функций и полученных персоналом организации заданий;
  • — организация надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником, разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы организации;
  • — оперативное и повседневное регулирование деятельности предприятия, организации или учреждения и его структурных подразделений; устранение сбоев в работе, ликвидация диспропорций в производственном процессе; устранение причин, нарушающих нормальный режим работы предприятия;
  • — повышение эффективности деятельности организации за счет увеличения объемов выпуска и сбыта продукции или услуг, снижения издержек производства, использования достижений науки и техники и др. [48;С.47−52]

Задачи, стоящие перед органами управления, различаются на каждом предприятии в зависимости от конкретной внутренней и внешней социально-экономической ситуации. Однако любые органы управления обязаны решать весь комплекс задач независимо от их фактического количественного и качественного наполнения. Невозможно добиться устойчивого успеха при спонтанной, импульсивной реакции на любые возникающие проблемы.

Функционирование механизма управления обеспечивается администрацией предприятия. Орган, управляющий производством на предприятии, концентрирует внимание на конечном целевом результате и контролирует промежуточные результаты в целях недопущения их отклонений от конечного. [18;С.150−152].

Чтобы своевременно получить заданный результат орган управления осуществляет непрерывный контроль, координацию и корректировку деятельности людей на подведомственном участке. Для этого устанавливается порядок сбора и подготовки необходимой информации о расстановке персонала на рабочих местах и движении ресурсов в производственном процессе и обороте.

Система управления предприятием, организацией, учреждением представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

На основе выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формируется его политика. [58;С.156−158].

Реализация принципов, целей, приоритетов, политики предприятия осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов, которые на основе единства принципов их подготовки группируются в связанный между собой реальный механизм управления. Достигается долговременная слитность конкретных методов и форм управления. [59].

Принципы организации управления различают следующие: функциональный (профессионально направленный), количественный — пространственный и временный. Ни их основе строятся как общие, так и частные конкретные принципы управления: целевая совместимость и сосредоточение; непрерывность и надежность функционирования системы; планомерность, пропорциональность и динамизм управления; демократизм в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принимаемых решений; эффективность управления; совместимость личных, коллективных и государственных интересов в управлении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой