Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя термин «новые информационные технологии», мы можем воспользоваться следующими определениями. А. Ю. Жегин, И. А. Румянцев, В. А. Смирнов указывают, что «Под НИТ понимаются любые виды автоматизированного информационного обслуживания, организованные на базе персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей». Н. В. Бочкина определяет НИТ следующим образом: «В самом общем виде новые… Читать ещё >

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие информационно — коммуникационных технологий в педагогике.

80-е годы двадцатого века отличились сменой «индустриального» общества «информационным». В усложняющихся условиях жизни важным становится отношение людей к информации. Наше общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Это составляет основу процесса информатизации, информация является стратегическим ресурсом общества, преобразуется в товарный продукт.

Вся собранная человечеством к концу ХХ века и вновь создаваемая информация переводится в компьютерное представление. Появляется мировая информационная сеть, охватывающая рабочие места пользователей и их домашние хозяйства. Современный специалист должен владеть компьютером, понимать функциональные возможности информационнокоммуникационных технологий и уметь определять их место как в профессиональной деятельности, так и в быту.

Эти тенденции обусловлены острой необходимостью в увеличении объема доступной информации, разнообразием форм ее представления.

Информатизация сопровождается бурным внедрением электронно-вычислительной техники (персональных компьютеров, ноутбуков и т. д.) во все сферы человеческой деятельности и развитием систем связи, приводящим к созданию машинно-информационной среды и ускорению обработки знаний. Этот процесс порождает сильные изменения в структуре общественного производства: быстро преобразуя характер технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения более новых технологий, увеличение требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства. Это предполагает, что в течение трудовой жизни большей части участников общественного производства предстоит не единожды менять свою квалификацию, пополнять свои знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют «обучающимся обществом» .

В связи с этим, одним из главенствующих направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предусматривающий использование информационно-коммуникационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в условиях постоянно меняющегося мира.

Быстрое расширение границ применения компьютеров и их периферийного оборудования привело к созданию новых общеупотребительных понятий: «информационные технологии обучения», «компьютерные технологии обучения», «новые информационные технологии» в обучении (НИТ). В качестве синонима НИТ часто выступает такое понятие, как «компьютерная технология», однако, в первом понятии выделяется объект технологической обработки — информация (в отношении обучения — учебная информация), а во втором — техническое средство реализации информационной технологии — компьютер. Здесь важно отметить, что техническими средствами НИТ обучения являются не только компьютеры. НИТ предполагает использование всего разнообразия современных устройств обработки информации, включая ЭВМ, их периферийное оборудование (видеоматериалы, принтеры, устройства для преобразования данных из графической и звуковой формы представления в числовую и обратно и т. п.), средства связи, видеотехнику и т. д. Это техническая база развивающегося на наших глазах процесса информатизации общества.

Если мы заглянем в исторические аспекты развития в целом информационных технологий, то до второй половины 19 века их основу составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществляется путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых так же вручную, не было другой информации для принятия решений.

Начало XVI века — Леонардо да Винчи создал эскиз тридцатиразрядного суммирующего устройства с десятизубными кольцами.

  • 1723 г — нем. ученый Кристиан Людвиг Гестен создал арифметическую машину.
  • 1751 г. — Француз Перера изобрел более компактную арифметическую машину.
  • 1820 г. — первый промышленный выпуск цифровых счетных машинарифмометров.
  • 1822 г. — англ. Математик Чарльз Бэббидж создал программноуправляемую счетную машину.

На смену «ручной» информационной технологии в конце 19 века пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты — все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу «механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

Начало 20 века — появился арифмометр с клавишами для ввода цифр.

  • 40 — 60-е гг. 20 века характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге, портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов.
  • 1937;1943гг. — вычислительная машина на электромагнитных реле — «Марк 1».
  • 1947 год — Марк 2.
  • 1943 г. — под руководством Джона Мочли и Проспера Эккерта, математика Джона фон Неймана изобретена ламповая вычислительная машина.
  • 1948 г. — изобретен транзистор.
  • 1955 г. — начали выпускать компьютеры на транзисторах. 1958 г. — изобретена первая интегральная микросхема.
  • 1959 г. — разработаны решения по созданию микропроцессора.

Создание во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило смесить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это послужило началом формирования «электронной», или «компьютерной» технологии. Как известно, информационная технология управления должна содержать как минимум 3 важнейших компонента обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в «вязкой» среде — бумажном «море» документов, которое становится с каждым годом все более необъятным, особенно в педагогической деятельности, при обилии различной отчетной документации по проведенным мероприятиям, подготовке к урокам, по проделанной работе [41].

1964 г. — разработан компьютер 3-го поколения с применением электронных схем.

Сложившиеся в 60-х годах концепции применения автоматизированных систем управления (АСУ) не всегда и не в полной мере отвечают задаче совершенствования управления и наилучшей реализации компонентов информационной технологии (учет, анализ, принятие решений). Методологически эти концепции нередко опираются на идеи о неограниченных возможностях «кнопочной» информационной технологии при непрекращающимся наращивании вычислительной мощности систем АСУ в применении наиболее общих имитационных моделей, которые в ряде случаев далеки от реального механизма оперативного управления.

Название «автоматизированная система управления» не совсем корректно отражает функции, которые такие системы выполняют, точнее было бы «автоматизированные системы обеспечения управления» (АСОУ), ибо в существующих АСУ, понятие «система» не включает основного, принимающего решения звена управления — пользователя. Игнорирование этого принципиального обстоятельства, по видимому, привело к тому, что расширение сети АСУ и повышение мощности их вычислительных средств обеспечили благодаря большим массивам первичных данных, улучшение в основном учетных функций управления (справочных, статистических, следящих). Однако учетные функции отражают только состояние объекта управления в прошлом и не дают возможности оценить перспективы его развития, т. е. обладают низким динамизмом.

1975 г. — на основе процессора Intel 8080 создан первый массовый ПК — Альтаир.

Начиная с 70-х годов появилась тенденция перенесения центра тяжести развития АСУ на фундаментальные компоненты информационных технологий (особенно на аналитическую работу) с максимальным применением человеко-машинных процедур. Но по-прежнему вся эта работа проводилась на мощных ЭВМ, размещенных централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны повысить качество, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения лиц, принимающих решения, эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа анализируемых задач.

Однако внедрение подобных систем дало весьма отрезвляющие результаты. Оказалось, что применяемые экономико-математические модели имеют весьма ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходят в отрыве от реальной ситуации и не подкрепляются информационным процессом создания. Для каждой новой задачи требуется новая модель, а так как модель создавалась специалистами по экономико-математическим методам, а не пользователем, то процесс принятия решений происходит как бы не в реальном времени и теряется творческий вклад самого пользователя, особенно при решении нетипичных управленческих задач.

Август 1984 г. — появился IBM PC.

С появлением персональных компьютеров на «гребне микропроцессорной революции» происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления, к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решений (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления по существу — этап персонализации АСУ. Системность — основной признак СППР и признание того, что самая мощная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессах работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя — за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа: «что будет, если???», не тратя времени на трудоемкий процесс программирования [41, 42].

1990 г. — создается система баз данных Internet Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий (менее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. печатного станка.

Вопрос о роли современных информационных технологий, а в последнее время именно информационно-коммуникационные технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он приобрел в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

В толковом словаре «Dictionary of computing» информационные технологии (ИТ) определяются как области деятельности человека, связанные с созданием и использованием систем и устройств для обработки и передачи информации.

Определяя термин «новые информационные технологии», мы можем воспользоваться следующими определениями. А. Ю. Жегин, И. А. Румянцев, В. А. Смирнов указывают, что «Под НИТ понимаются любые виды автоматизированного информационного обслуживания, организованные на базе персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей». Н. В. Бочкина определяет НИТ следующим образом: «В самом общем виде новые информационные технологии — это совокупность моделей, методов и средств обработки данных с непосредственным интеллектуальным доступом человека в вычислительную среду». В определении Е. А. Филиппова расставлены несколько иные акценты, понятие «новые информационные технологии» определяется более узко, как совокупность средств: «Под новыми информационными технологиями мы понимаем программноаппаратные средства, обеспечивающие продуцирование, сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации в реальном времени, в объемах, многократно превышающих возможности человека». Это определение близко по содержанию к определению понятия «средства новых информационных технологий» Н. А. Пугал и Д. И. Трайтака: «…программноаппаратные средства и устройства, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению и передаче данных, функционирующие на базе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники и систем связи». Две последние дефиниции восходят к определению И. В. Роберт (сформулированному применительно к средствам НИТ): «средства новых информационных технологий — это программно-аппаратные средства и устройства, современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче информации». В дальнейшем при употреблении термина «средства новых информационных технологий», соглашаясь с мнением И. В. Роберт, мы будем подразумевать определение этого автора. Можно привести также и другое определение (Т.Н. Носкова): «Под информационными технологиями обычно понимается организация такого процесса обучения, в котором управление познавательной деятельностью учащихся осуществляется через специально разработанный информационный продукт, передающий подлежащее усвоению учебное содержание».

В работах ряда исследователей были сформулированы определения понятий «педагогическая информационная технология» (ПИТ) Определения понятий «педагогическая технология» широко представлены в современной методической и дидактической литературе, они разнообразны по подходам и содержанию. Но мы представим ПИТ как систему средств обучения, согласно которой: «педагогическая современная технология-система материальных (технологических) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи, распространения информации и преобразования способов ее представления».

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)/INFORMATION AND COMMUNICATION.

TECHNOLOGIES) (ICT) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ».

Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.

Несмотря на это, остается целый ряд элементов учебно-воспитательного процесса, которые не могут быть заменены компьютерными средствами и технологиями. Так, по мнению С. В. Алексеева «НИТ не должны доминировать над теми образовательными технологиями, которые исторически выводят биологические и экологическое образование на особый, даже уникальный статус — статус предметов, изучающих системные явления природы. Имеется ввиду практико-ориентированная, исследовательская деятельность школьников в естественной окружающей природной среде: полевые практикумы, экскурсии на природу, лабораторные эксперименты с натуральными объектами и др. Моделирование на компьютере не заменяют указанные направления работы».

Дальше стоит рассмотреть понятия «средства обучения», «учебное оборудование», «технические средства обучения», «средства современных информационно-коммуникационных технологий».

Н.А. Пугал и Д. И. Трайтак разделяют понятия «средства обучения» и «учебное оборудование».

«Средства обучения» являются более объемным понятием и включают в себя, помимо учебного оборудования (натуральные и изобразительные средства наглядности, приборы и лабораторное оборудование, ТСО, ИКТ, литература для учителя и учащихся), также специализированную мебель, приспособления и оргтехнику, необходимые для организации той информационной среды, в которой осуществляется процесс обучения биологии. В дальнейшем будет использоваться термин «средства обучения» в более узком смысле, в качестве синонима «учебного оборудования».

К средствам современных информационно-коммуникационных технологий относят компьютеры, мультимедия-проекторы, цветные жидкокристаллические панели и прочее периферийное оборудование, цифровые фотои видеокамеры, лазерные указка и т. д. Кроме того применяются различные устройства и датчики, совместимые с компьютером, необходимые для получения разнообразной информации (о каких-либо процессах, о состоянии окружающей среды и т. д.).

Помимо вышеуказанного к ИКТ необходимо отнести разнообразное программное обеспечение и информационные ресурсы на электронных носителях, которые можно использовать на уроках, на внеурочной, и домашней и внеклассной работе по биологии.

Рассматривая вопрос о месте современных информационно-коммуникационных технологий в системе средств обучения, необходимо привести ряд классификаций, описывающих положение ИКТ среди других средств, а также разнообразие компьютерных средств обучения.

В литературе классификация информационно-коммуникативных средств обучения осуществляется по разным признакам: роль и функции в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения. Время появления. Степень технической сложности, вид и степень воздействия на органы чувств и пр.

В.А. Смирнов в основу классификации положил признак — к какому поколению относиться то или иное средство [30]. О. И. Беляков подразделяет технические средства на проективные и не проективные. Не проективные включают в себя таблицы, схемы, чертежи, фотографии, радио, телевидение, магнитофон, компьютер. [4].

Классификацию средств обучения в основе которой лежит ТСО в учебно-воспитательном процессе, предложена В. П. Беспалько [8] и Л. П. Прессман [25]. Средства делятся на три группы:

  • 1. Передающие информацию.
  • 2. Помогающие осуществлять контроль знаний учащихся. 3. Соединяющие многие функции — универсальные (полифункциональные)

В.Н. Аниськин, В. И. Богословский, Г. А. Сухонкин [3] рассматривают компьютерные средства обучения в системе других средств педагогических информационных технологий:

  • 1. Аудиальные средства ПИТ, к которым относятся различные технические устройства для воспроизведения звуковой информации (проигрыватели, магнитофоны, современные стереомузыкальные центры).
  • 2. Визуальные средства современных информационнокоммуникационных технологий, представлены традиционным проекционным оборудованием так и современное презентационное оборудование (электронные доски, проекторы разного рода: 3D проектор, DLP проектор, Full HD проектор, LED проекторы, лазерный проектор, мультимедийным проектор др.), а также носители визуальной информации.
  • 3. Аудиовизуальные средства современных информационнокоммуникационных технологий, к которым относятся электроннотехнические устройства, предназначенные для определения информации по двум каналам: слуховому и зрительному. В данную категорию средств относят: телевидение, видеокамеры, видеомагнитофоны, персональные компьютеры и мультимедиа-системы, а так же кинопроекционные аппараты.
  • 4. Компьютерные средства современных информационнокоммуникационных технологий включают: персональные компьютеры, мониторы, мультимедиа-проекторы, ПК-совместимые аудиои видеосистемы и др. Применение ИКТ нашло свое отражение в классификации средств обучения С. Г. Шаповаленко [38]. Сюда включаются:
  • 1. натуральные объекты:
    • · живые объекты;
    • · фиксированные натуральные материалы;
    • · объекты неживой природы.
  • 2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ.
  • 3. изобразительные средства обучения (объемные, плоскостные и традиционные экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО)).
  • 4. ТСО.
  • 5. ИКТ.
  • 6.

    Литература

    для учащихся и учителей.

Термин «аудиовизуальные средства обучения», по мнению И. Л. Дрижуна [11], значительно шире термина «экранно-звуковые средства обучения». Он включает все средства обучения, воспринимаемые зрением, это не только ЭЗСО, но и картины, таблицы, графики, диаграммы, модели, приборы и др.).

Многолетний педагогический опыт использования технических средств обучения в биологическом образовании позволяет использовать существующие научные и практические наработки в этой области также применительно к ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Особенность новых информационно-коммуникационных технологий заключается в том, что они дают пользователям — учителям и учащимся — огромные возможности. Использование компьютеров увеличивает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить временя, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на USB-носитель, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность — один из приоритетов в целях общего образования, и это связано не только с внутриобразовательными причинами. полностью меняется характер жизни, невообразимо возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее — активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Выделены основные направления ИКТ в процессе обучения:

  • • Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи, обработки и хранения информации.
  • • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое стимулирует познавательную активность детей и дает возможность участвовать в освоении новых знаний.
  • • ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, актуальное и удобное информирование родителей об успеваемости ученика.

Системное, успешное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, что успешность обозначенных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация — это важнейшее направление модернизации системы образования.

Информатизация (компьютеризации) учебного процесса посвящено множество трудов различных преподавателей, педагогов. Вопросам использования компьютерных технологий в процессе обучения, как необходимым условиям повышения эффективности образования в последние десятилетия посвящены труды: В. В. Александрова, А. И. Берга, Е. П. Велихова, A.M. Гатаулина, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, М. П. Лапчика, B.C. Леднева, И. В. Марусевой, Н. Д. Угрйнович, В. Ф. Шолоховича, С. Г. Юдакова и др.

Поводом для использования в преподавании биологии современных компьютерных технологий может служить аргумент, сформулированный еще в середине 1970;х гг. B.C. Ледневым и А. А. Кузнецовым: «Кибернетика, вводя понятие об информационных связях, присущих системам различной природы, об общности строения управляющих органов всех целесообразно действующих систем, способствует формированию представлений о единстве мира». Если взять понятие «кибернетика» в широком смысле — то это наука об управлении, обработке информации в любых, включая и биологические системы. И. П. Павлов писал: «Человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина), подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но единственная по высочайшему саморегулированию.

Разнообразно саморегулирующихся машин мы уже достаточно знаем между изделиями человеческих рук. С этой точки зрения, метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы." Данное высказывание носит методологический характер взаимодействия наук о человеке и технике, и основывается на философском принципе всеобщей связи и взаимосвязи предметов и явлений объективной действительности. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» Ф.Энгельс.

Разнообразные аспекты применения компьютерных технологий обучения в преподавании биологии раскрыты в работах З. В. Абрамовой, О. И. Белякова, С. А. Бешенкова, A.M. Гатаулина, Д. П. Гольневой, H.JI. Луниной, В. В. Пасечника, А. В. Пименова, В. А. Смирнова, В. Н. Стародубцева и др. Но не смотря на столь большое количество трудов, посвященных этой теме, в методике преподавания биологии, методической литературе и образовательной практике уделяется недостаточное внимание вопросу применения современных компьютерных технологий обучения в преподавании биологии в школе. В связи с тем, что совершенствование компьютерных технологий происходит слишком быстро, а разработка подходящих методик идет слишком медленно, и как только она готова и получает широкое распространение, она устаревает, так как прошло достаточно много времени и уровень развития ИКТ ушел сильно далеко.

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году, с государственной реформы образования 1984 года, когда правительством было принято исключительно важное решение о направлении в образовательную сферу нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В сознание общества начало входить новое понятие — «компьютерная грамотность». Оно приняло значение, владения навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В информатизации отечественного образования можно выделить несколько основных этапов:

  • 1. 1985 — 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;
  • 2. 1993 — 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;
  • 3. 1998 — 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998;1999 годах.
  • 4. 2002 г. — по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.

Этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом «компьютеризации», основными результатами которого стали:

  • · введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;
  • · начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;
  • · оснащение образовательных учреждений различной компьютерной техникой — комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ) Yamaha MSX-1, MSX-2 (производство Японии); КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011, «Корвет», «Гамма-48», «Гамма-64» (отечественного производства); классы вычислительной техники, которые были объединены в локальную сеть на базе компьютеров IBM PS/2 286 (производство США) и поставлявшиеся в СССР с 1990 г. в рамках реализации государственного опытного проекта;
  • · создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, который состоял из информационной и программной частей. Ядром информационной части РОСФОКОМП является Информационносправочная система «РОСФОКОМП», которая по факту выполняет функции системы регистрации программных средств учебного назначения;
  • · в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, определившая основные направления и этапы развития значимого процесса развития нашего общества. В концепции отмечалось, что информатизация образования — это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулирует развитие новых информационных технологий, что она способствует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

Одним из ключевых направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была предложена на Втором международном конгрессе «Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии», созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитие Постановления Правительства РФ № 498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному обучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФ утвердил ФЗ № 11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии в оба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционного обучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного) образования (приказ от 18.12.02 № 4452) и лицензионные нормативы (приказ № 4452 и распоряжение № 985−24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано множество систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их использования.

Дальнейшему развитию и реализации созданной концепции помешал экономический кризис, который произош? л в стране в августе 1998 г. С этого момента начали появляться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования.

Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т. д.

И только в 2001 г., в связи с постепенным выходом из кризиса, государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого момента финансирование принимает конкурсный характер.

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России намечены основные мероприятия проекта «Компьютеризация сельских школ — 2001». В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы» (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам — обучать.

В 2002 г. проводятся мероприятия Минобразования по реализации одобренных и утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. ключевых направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. — мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:

  • 1. Подготовка кадров для информационного общества
  • 2. Развитие электронных образовательных ресурсов
  • 3. Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования
  • 4. Поддержка региональных программ информатизации
  • 5. Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению повлияло на пересмотр отечественной системы образования. В настоящее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что и повлекло начало ее модернизации.

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был предложен на государственном уровне проект «Образование». Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» главенствующими мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставки в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Осуществление этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. В ходе его реализации уже в 2006 г. были достигнуты следующие результаты: обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений к началу 2006 г. достигла соотношения: 1 компьютер на 13−45 учащихся; в сфере профессионального образования — 1 компьютер на 4−15 студентов. От 11 до 60% образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, 11−14% школ подключены к системам удаленного доступа. В течение 2006 запланировано обеспечить 633 школы новыми компьютерными классами, из них 233 впервые. К 1003 школам, имеющим выход в сеть Интернет, в текущем году добавится еще 1545 (в целом это составит 69%), из них около 750 — в сельской местности.

В современной России образование становится личностноориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. НА сегодняшний день ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, которая могла бы в полной мере подготовить его у жизни в постоянно изменяющемся обществе и обилии информации поступающей отовсюду. Другими словами, основной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения, способность анализировать и предусматривать последствия принятых решений и нести за них ответственность. Только в этом случае современное образование становится качественным и способным соответствовать современным тенденциям общества. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Особенно в свете того, что XXI век мировое сообщество определило веком биологии и экологии, развитие этих направлений стало особенно важным и от того возлагает на нас еще большую ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения. И без всяких сомнений, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование образовательных технологий.

Положительные и отрицательные стороны применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Порой может сложиться впечатление, что применение средств информационно-коммуникационных технологий всегда оправданно, во всех областях образовательной деятельности. И без всяких сомнений, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования обязательно знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Если рассматривать положительные стороны, то использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к следующим значимым возможностям:

  • · совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
  • · введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения;
  • · внесение изменений в обучение традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • · повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • · организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • · совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

Проблема использования наглядности на уроках биологии является «вечной», ибо дети при изучении дисциплины имеют дело с объектами и явлениями, которые в большинстве своем можно только представить или вообразить в своем первозданном виде, но никак не пронаблюдать в естественных условиях. Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий и материалов для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П. В. Гора, Г. М. Донской, Ф. П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д. Н. Никифоров и др.). Со временем школы утратили старые пособия и сегодня не имеют возможности приобрести новые (в связи с отсутствием подходящих материалов, а в некоторых случаях их производство прекратилось еще в том же XX веке, либо их стоимость неоправданна высока) и ввиду их отсутствия старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность.

Каждый современный преподаватель, предполагаем, задавался еще одним вопросом: интересна ли ученику, часами играющему на персональном домашнем компьютере и просматривающему мультимедиа, та учебная наглядность, которую ему могут предложить в кабинете биологии? В то же время есть дети, не имеющие дома компьютера и никогда не державшие в руках иллюстрированных пособий, которыми столь богат книжный рынок. В нынешний век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся «ненаглядной» ситуации является, как считает М. В. Короткова, применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных средств на уроке биологии.

Не смотря на все трудности, информационно-коммуникационные технологии уже широко применяются учителями, у которых сложилось сво? мнение о положительных и отрицательных сторонах их применения.

Появилось множество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И. Г. Захарова в своей работе «информационные технологии в образовании» положительными сторонами применения ИТО считает:

  • 1. Использование ИТО способствует обеспечению тесного взаимодействия между учителем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО гарантируют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты возможно представить и обсудить на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Webcaйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные, биологические и др.) не только в вузах, но и во многих школах, лицеях появляются электронные журналы, для которых не возникают проблемы с тиражированием и распространением. Каждый желающий может познакомиться с их материалами через Internet, даже при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта — через локальную сеть.
  • 2. ИТО увеличивают возможности образовательной среды как различными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых, их индивидуальности. К числу таких программных средств можно отнести: моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Практически во всех современных электронных учебниках делается упор на развитие творческого мышления. Для этого в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т. д. Коммуникационные технологии способствуют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Ученики могут включиться в дискуссии, которые ведутся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров и других обучающих ресурсах. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.
  • 3. Новое содержание образовательной среды создает и новые возможности для стимулирования любознательности обучаемого, его познавательного интереса. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря обширным возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научнотехническим, научно-методическим, справочным и т. д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям. Через Internet ученик имеет возможность обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, выдвинуть его на обсуждение в электронной конференции или чате. Большое разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогают педагогу направить обучаемых к поиску собственного взгляда, отношения на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.
  • 4. Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы учителей предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть ученикам «дверь» в свою творческую мастерскую. На подобных страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проводимые исследования, лучшие работы «учеников, превзошедших учителя». Выход в мировое информационное пространство дает возможность увидеть большое количество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих деятельность научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в данных электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

Персональный компьютер возможно использовать как универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое техническое средство обучения дает возможность упорядоченно хранить колоссальное количество материала и готовых разработок уроков.

Периодическое использование персонального компьютера на занятиях приводит к целому ряду любопытных последствий:

  • 1. Увеличение уровня использования наглядности на уроке.
  • 2. Увеличение производительности труда.
  • 3. Установление межпредметных связей с информатикой и другими предметами.
  • 4. Создается возможность организации проектной деятельности учеников по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и биологии.
  • 5. Преподаватель, создающий и использующий информационные технологии, вынужден обращать много внимания на подачу учебного материала. Что в свою очередь, положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся, структурированности образовательного процесса.
  • 6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от биологии, особенно с увлеченными компьютерами.
  • 7. Изменяется, особенно у младших и средних классов, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают смотреть на него, как на универсальный инструмент для работы в любой области человеческой деятельности.

Применение новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать сильное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении биологического материала.

Существует достаточно большое количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них можно выделить следующие:

  • 1. сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея монитора;
  • 2. отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;
  • 3. проблем с взаимодействием учитель-ученик. Так как компьютер не способен заменить полностью учителя. Только преподаватель имеет возможность заинтересовать учащихся, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, подтолкнуть их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

Еще можно выделить несколько, определенно недостатков при использовании ИКТ. Наиболее ощутимый — это заданность урока, необходимость следовать заранее разработанному плану, ну, а в случаи, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но подобное случается и с обычным уроком, когда в ходе урока преподаватель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй недостаток применения информационно-коммуникационных технологий, характерен для всех новых технологий в начале их применения — очень большие затраты времени для подготовки к уроку.

Общим недостатком в большинстве существующих мультимедийных средств обучения является то, что после их разработки начинаются или продолжаются «исследования» сфер и придумываются все более новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи появления мультимедийных продуктов с заранее определенными качествами и свойствами, для реализации строго определенной методики обучения и решения дидактических задач. При создании мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается не на обучение, не на помощь ученику, а непосредственно на технологию программной реализации. Существует большое количество, достаточно общих возможных отрицательных аспектов применения мультимедийных средств обучения в системе открытого образования. В их числе отмечают следующие: рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи, большие временные затраты, недостаточная доступность и ряд других аспектов. К ним так же можно отнести и самостоятельное обучение, так как некоторые ученики не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Рассеивание внимания. Регулярно запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала, из-за различных несоответствий. А так же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» идти по предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может привести к негативным последствиям и отвлечь от основного порядка изложения материала. Большие объемы информации представляемые мультимедийными приложениями, помимо повышения нагрузки на психику ребенка, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Другим существенным минусом повсеместного использования средств ИКТ в общем и среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального общения, тотальный индивидуализм, который не помогает развиваться личности в современном обществе, а наоборот ограничивает общение ученика.

Не смотря на подобные недостатки и проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии способствуют:

  • 1. формированию высокой степени мотивации, повышению интереса к процессу обучения;
  • 2. повышению интенсивности обучения;
  • 3. достигнуть индивидуализации обучения;
  • 4. объективности оценивания результатов;
  • 5. увеличению доли самостоятельной работы.

В частности, один из положительных эффектов обучения с использованием ИКТ является индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией, о чем говорилось выше. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и учеников, школьников между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Процесс информатизации образования, поддерживает интеграционные тенденции осознания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует создание подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личностных и моральных качеств школьников. Этот процесс увеличивает уровень активности и реактивности ученика, развивает способности альтернативного мышления, формирует умения разрабатывать стратегии поиска решений как учебных, так и практических задач, дает возможность прогнозировать, предполагать возможные результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними. Также, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала. ИКТ позволяют проводить.

индивидуальную работу как с учащимися, испытывающие трудности в обучении, так и с успешными учениками. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности. Повышение уровня наглядности. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью звукового сопровождения, видеофрагментов.

Наглядность является ведущим средством в обучении младших школьников и не менее важна при обучении учеников средних классов. Средства наглядности обеспечивают полноценное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка [40].

Информационные технологии выполняют множественно дидактических функций: образовательную (формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению), развивающую (ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности), воспитательную (определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром).

Конечно же, определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить «заигравшихся» школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью. Средства информационно-коммуникационных технологий, могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т. п. .

Условия эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.

В реалиях нынешнего времени и исходя из потребностей современного общества, а так же из стандартов второго поколения, ИКТ-компетенцией должны обладать все учащиеся школы.

Как же объясняет ИКТ-компетенцию учащихся ФГОС? ИКТкомпетентность — это способность обучающихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

В III разделе ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» написано, что программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии, дает возможность максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, увеличивают уровень мотивации при изучении данного предмета, способствуют выработке самооценки у обучаемых, что в свою очередь создает достаточно комфортную для ребенка среду обучения. Чаще всего в рамках урока используются:

  • — мультимедийные презентации (подготовленные учителем или обучающимися);
  • — применение образовательных порталов в сети Интернет для поиска информации необходимой к уроку (как самим педагогам, так и учащимися по заданной тематике);
  • — участие в интернет олимпиадах по биологии;
  • — подготовка и организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • — использование ИКТ технологий во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии;
  • — работа с интернет-технологиями на основе сервисов Web 2.0 (создание фотоальбомов по определенной тематике в Panoramio, составление опорных схем или интеллект карт в MindMeister, работа по созданию интерактивных плакатов в Glogster, размещение познавательной информации в блог учителя, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике, участие).

В последнее время главными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.

Но что же такое Їкомпетенция? В книге «Мониторинг качества образования» авторы пишут: Ї Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению.

Что же значит — ключевые компетенции? Наиболее общее определение этого термина: ключевая компетенция — это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации до определенной степени универсальным.

В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. сложно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • · коммуникативная — умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • · информационная — владение информационными технологиями;
  • · автономизационная — способность к самоопределению, самообразованию;
  • · социальная — умение жить и работать в коллективе;
  • · нравственная — способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Преподаватель на уроках биологии может развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя для этого компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности.

Для развития ключевых компетенций на уроках биологии требуется: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Для развития коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной компетенций мной была успешно использована типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект, план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки.

Оптимальное использование уроков с применением ИКТ, формируют положительную мотивацию к изучению биологии. Применение информационнокоммуникационных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет: отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки; отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности; развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций; происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций; повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий; происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.

Следует так же признать, что объективно оценить уровень сформированности компетенций фактически невозможно, но, принимая положение ЇКлючевые компетенции проявляются в форме умений и навыков?, можно по набору умений и навыков отследить личностный рост.

При использовании данной педагогической деятельности по внедрению ИКТ необходимо формирование особых условий. Организация информационно-образовательного пространства: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, электронный журнал, школьный сайт. Педагогам и учащимся обеспечить свободный доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером. Создать образовательный ресурс: медиатеку, в составе которой будут электронных пособия и учебники по биологии; создать банк тестов, проектов, контрольноизмерительных материалов, разработок уроков.

При реализации данного принципа очень важно учитывать психофизиологические закономерности в восприятии человеком различных видов информации и их сочетаний, возрастных особенностей учащихся.

Взаимное сочетание различных типов информации тесно связано с интенсификацией обучения. Как указывают В. П. Соломин и З. И. Тюмасева, «проблема интенсификации приобретает принципиально иное содержание, а именно, — подбор таких типов информации, одновременное усвоение которых не только не мешало бы усвоению каждого из них, но, по возможности, способствовало бы этому. В таком случае интенсификация процесса усвоения комплекса разнотипной информации выразится в одновременной оптимизации усвоения информации каждого из типов, образующих данный комплекс» [32]. Принцип дублирования информации тесно связан с описанным ниже принципом смены раздражителей.

Принцип соответствия виртуального образа конкретному объекту должен выразиться в учете того, насколько экранный образ должен соответствовать натуральному объекту. Известно, что между восприятием реального и виртуального объектов существует значительное различие, на что неоднократно указывалось в психолого-педагогической и методической литературе. Задача разработчика программной продукции в данному случае — максимально приблизить за счет средств мультимедиа изображаемое к конкретному. С другой стороны, компьютерные средства предоставляют нам массу разнообразных возможностей для моделирования абстрактных объектов и ситуаций. При разработке методик использования компьютерных средств обучения и программного обеспечения к ним необходимо определить в каких ситуациях и насколько виртуальный образ должен копировать, а в каких моделировать реальные и абстрактные объекты и ситуации.

Принцип смены раздражителей. Наиболее эффективное усвоение учебного материала возможно, если осуществляется дублирование информации поступающей на один из анализаторов или группу анализаторов информацией, поступающей на другие анализаторы. Так, например, для учащихся 5 — 9 классов, у которых для познания окружающего мира чрезвычайно важны двигательная активность и тактильные ощущения, в связи с чем налицо необходимость подкрепления звуковых, графических, текстовых блоков информации, получаемых с компьютера объемными пособиями, и особенно — натуральной наглядностью. Для учащихся 10 — 11-х классов большее значение приобретает теоретическая информация, следовательно, содержание и структура предоставляемой ученику информации будут другими и соотношение средств обучения может быть иным.

Принцип оптимальной загрузки ученика логически вытекает из предыдущего принципа. Благодаря тому, что компьютерные средства, используемые в учебном процессе позволяют интенсифицировать процесс получения, контроля и закрепления знаний, изменяется и время работы с конкретным информационным блоком или может быть изменен объем материала, изучаемого за определенный отрезок времени. Учет этого момента позволяет оптимизировать учебную нагрузку, либо более фундаментально рассматривать какой-либо вопрос школьной программы, либо высвободить время на изучение нового материала. Применение данного принципа связано с реализацией двух важнейших дидактических принципов — дифференциации и индивидуализации обучения.

Принцип содержательной доминанты. Разнообразие дидактических (особенно иллюстративно-наглядных) возможностей тех или иных средств обучения не должно маскировать информацию, отодвигать на второй план учебный материал. Логика использования учебного оборудования должна соответствовать логике учебного содержания и не отвлекать от изучаемого материала. С другой стороны, в некоторых учебных ситуациях возможно иное: новое высокотехнологичное средство обучения способствует развитию интереса не только к себе самому, но стимулирует более заинтересованное и активное отношение ученика к биологическому материалу. При планировании учебного процесса необходимо учитывать эти моменты и конструировать систему средств обучения для определенного этапа учебновоспитательного процесса с приоритетом предметных знаний, умений и навыков.

Принцип единого источника информации заключается в таком использовании различных средств обучения, при котором учебная информация, поступающая через эти средства обучения идет к ученику единым потоком, а не сразу несколькими. Это необходимо для максимальной концентрации внимания на определенном учебном материале, так как трудно, а то и невозможно эффективно усвоить информацию, одновременно работая с учебником и, например, просматривая учебный видеофрагмент, часто переключая внимание от одного средства обучения к другому, в результате теряя логику представления учебного материала.

Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребенку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

В.А. Болотов пишет: «…если все учителя — предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи …».

Основной целью при переходе на федеральные государственные стандарты состоит в достижении нового качества образования — качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы, для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды.

Необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Информационные технологии создают новые требования к профессиональнопедагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации.

— чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, появляется возможность для интенсивного обмена между участниками образовательного процесса.

«…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Председатель директоров Intel Крейг Баррет.

Анализ мирового и отечественного опыта показал, что современный этап и общие тенденции внедрения информационных технологий в систему общего образования России, как и ряда других стран, характеризуются следующим образом: информатизация становится неотъемлемой частью модернизации системы образования в целом, позволяет увеличить спектр обоснованных в российской и мировой педагогике методик и технологий, гарантировать эффективное достижение приоритетных и перспективных образовательных целей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Уровень методических разработок и образцов деятельности российских учителей в области информатизации соответствует мировому, а в отдельных отношениях — порой и опережает его.

Основой сбалансированной, гармоничной информатизации является согласованное развитие следующих направлений: кадрового потенциала образования и общественной осведомленности о целях информатизации; технологического обеспечения (оборудование повсеместной информационной среды, цифровые инструменты, пространство образовательных информационных источников, телекоммуникационные каналы, технические сервисы); содержания образования и активных форм учебной деятельности, системы аттестации; внешней (учредитель, регион, федерация) и внутренней (локальной) нормативной базы. В ходе информатизации образования происходит изменение всех школьных предметов: их целей, содержания, системы оценивания и педагогических технологий применяемых для решения поставленных задач. В число целей образования в каждом предмете входит создание общей и предметной ИКТкомпетентности как базового компонента универсальных учебных действий.

С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии.

Если когда-то в прошлом, далеко не каждый человек имел полноценный доступ к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то на протяжении последнего десятилетия, он получает полный доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии.

Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.

В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

На основе изученной литературы мы выделили базовые рекомендации по информатизации системы общего образования, ряд которых был реализован в Федеральном проекте «Информатизация системы образования». Основной системной рекомендацией является комплексность, гармоничность процесса информатизации, его согласованное развитие по следующим направлениям: формирование человеческого потенциала информатизации; широкая трансформация содержания образования и системы оценивания, как по форме, так и по содержанию; формирование теоретического, методологического и методического фундамента для системы методической поддержки и профессионального образования. Одним из первоочередных шагов должно быть обеспечение научных исследований, общего и профессионального педагогического образования всеми инструментами информационных и коммуникационных технологий для применения в образовательном процессе — как общепользовательскими, так и профессиональными, с приоритетным оснащением научно-педагогических организаций и подразделений, методических служб, институтов повышения квалификации, педагогических вузов. Кроме того, необходимо сформировать национальный банк (депозитарии, коллекции, библиотеки и т. д.) цифровых образовательных ресурсов: источников и инструментов для работы учащегося и учителя, общедоступный и бесплатный для образовательных учреждений; стандартизировать форматы источников, учебных портфолио, управленческого взаимодействия, вести мониторинг здоровья учащихся и его зависимости от нагрузок в работе с ИКТ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой