Операторы сотовой связи в Украине
Расти рынку особо некуда. Существующих сетей достаточно для обслуживания абонентской базы, возможности инвестирования в связь будущего поколения нет. Расценки операторов сейчас мало отличаются друг от друга. Но в нынешних боях за повышение стоимости тарифных планов операторы рискуют получить пусть и небольшое, но уменьшение числа абонентов. Аналитики считают, что в 2013;м расходы… Читать ещё >
Операторы сотовой связи в Украине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Минувший 2012 год прошел под знаком борьбы операторов за увеличение доходности бизнеса. Так, в марте «Киевстар» увеличил на 20−30% стоимость SMSи MMS-сообщений и начал вводить ежедневную абонплату (в размере 1 грн.) в некоторых тарифных планах. «МТС Украина» повысил тарифы на разговоры на 20−50%. В результате в июне Антимонопольный комитет (АМК) Украины обязал компании снизить тарифы и пригрозил двум крупнейшим операторам мобильного рынка Украины штрафом в размере десяти процентов от их годового дохода. В случае подобного развития событий «Киевстар» вынужден бы был уплатить 1,3 млрд. гривен штрафа, а «МТС Украина» — 0,91 млрд. Компания «Астелит» (ТМ Life:)) также подняла цены на некоторые свои тарифные планы, но не попала под санкции со стороны АМК, так как занимает около 13% рынка, в то время как на двоих лидеров приходится более 80%.
После этого операторы заявили о снижении цен в некоторых тарифных планах, но при этом продолжили поднимать в других. Тогда Антимонопольный комитет снова поставил ультиматум. Договориться противоборствующим сторонам удалось лишь в декабре, когда была значительно снижена стоимость роуминга.
Однако успели участники рынка уладить свои разногласия с АМК, как уже с начала 2013 года операторы инициировали новые повышения тарифов. В январе компания «МТС Украина» в 14 тарифных планах вдвое повысила стоимость активации услуги «Супер» (в ее рамках предоставляются бесплатные минуты для звонков), увеличив при этом объем предоплаченного трафика. К тому же оператор ввел ежедневную абонплату — 0,50 грн — в тарифных планах «МТС Первый» и «МТС Свободный», а также на 50% повысил плату за соединение в отдельных старых тарифных планах.
В феврале на 15−30% выросла абонплата в 16 тарифных планах «Киевстара», за этим последовали еще повышения. Компания поспешила сообщить о снижении стоимости отправки SMSи MMS-сообщений на 50% для 80% абонентов. Правда, в некоторых тарифах плата за предоставление SMS-сообщений увеличилась с 10 до 15 гривен в месяц (при этом объем предоставляемого пакета вырос со 100 до 150 сообщений).
Это грозит компаниям переходом недовольных абонентов к конкурентам. Впрочем, для массового бегства абонентов «Киевстара» и «МТС Украина» аналитики причин не видят. Фактор привыкания к номеру важнее. При этом совокупная абонбаза трех крупнейших мобильных операторов Украины (включая «Астелит» (ТМ Life:)) медленно растет. Например, за два последних месяца 2012 года она увеличилась на 653,5 тыс. абонентов.
«У оператора есть сетевой ресурс, который никогда не используется на сто процентов, и есть возможность дать людям больший физический объем услуг в рамках существующей емкости, но оператор взамен хочет фиксированный стабильный ежемесячный доход (ARPU)», — считает консультант консалтинговой группы Netton Telecom Роман Химич. Например, во время сентябрьской акции, участницей которой стала София Микаэлян, оператор удерживал абонента, заодно выполняя требования АМК о снижении цен на услуги. Правда, во время борьбы за лидирующие позиции на рынке 2012 года финансовые показатели «Киевстара» несколько пострадали. За девять месяцев прошлого года EBITDA компании упала на 4,7% — до 632 млн. долларов, а средний ежемесячный доход с одного абонента снизился на два процента — до 42,30 грн., при этом наблюдался рост абонентской базы на два процента — до 25,2 млн. абонентов.
Рис. 2. Рынок мобильной связи Украины в 2012 году. Динамика изменений абонентской базы (млн. чел.).
В целом же, по данным Укрстата, рынок мобильной связи в Украине в 2012 году составил 26,8 млрд. грн. (без НДС) (по сравнению с 25,8 млрд. грн. В 2011). «Операторы старались, как могли, но совокупный доход вырос лишь на четыре процента. Слабовато. Рынок насыщен голосовыми услугами (126% проникновения), а это 70−80 процентов всего дохода. Демонстрировать высокую динамику всё тяжелее», — отмечает Николай Олиярник, аналитик консалтингового агентства iKS-Consulting. Примечательно, что в 2011;м рост составил 7,6% по сравнению с предыдущим годом, а в кризисном 2008 году — 17% (причем влияние курсовых скачков на этот показатель невелико, кризис ведь разразился в самом конце года). Уже в 2009;м операторы массово поднимали тарифы, ссылаясь на рост курса.
На каких основаниях операторы мобильной связи поднимают цены сегодня? Какой-то определенной формулы для формирования цены на услуги мобильной связи не существует, уверяют аналитики. Основаниями для повышения тарифов могут стать несколько факторов. Снижение общей выручки — как минимум она должна расти со скоростью, покрывающей темпы инфляции. При этом уровень инфляции операторы рассчитывают самостоятельно, не доверяя официальной статистике. Очень чувствительны тарифы и к валютным рискам. К тому же государство постоянно повышает плату за частотный ресурс. В 2008 году ставка за 1 МГц составляла 1580 гривен в месяц, в 2010;м она была увеличена до 7900 гривен, а в 2011 году уже составила 8666,30 грн., притом что само государство никаких дополнительных затрат по обеспечению физического существования частоты не несет. «Киевстар», кроме всего прочего, является донором всей группы «Вымпелком», чьи акционеры постоянно ставят украинскому менеджменту задачу повышения доходности бизнеса. При этом связь в Украине, несмотря на недавние повышения расценок, остается одной из самых дешевых в мире — в среднем один-два цента за минуту против, например, пяти центов в Российской Федерации.
Расти рынку особо некуда. Существующих сетей достаточно для обслуживания абонентской базы, возможности инвестирования в связь будущего поколения нет. Расценки операторов сейчас мало отличаются друг от друга. Но в нынешних боях за повышение стоимости тарифных планов операторы рискуют получить пусть и небольшое, но уменьшение числа абонентов. Аналитики считают, что в 2013;м расходы среднестатистического украинца на мобильную связь вырастут до 50 гривен в месяц против примерно 45 гривен в прошлом году. Причем, по информации «Эксперта», АМК возражать не будет[11].