Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят финансовое положение предприятия, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию. Прочную и надежную связь с потребителями обеспечивают такие факторы, как действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией… Читать ещё >

Факторы, определяющие конкурентоспособность и конкурентные преимущества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с конкуренцией, по мнению экспертов, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

  • * концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • * качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • * цена товара с возможной наценкой;
  • * финансы — как собственные, так и заемные;
  • * торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • * послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • * внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • * предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. 2, 201]

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 1.3.).

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рис. 1.3. — предприятия, А и Б).

Недостатком такого подхода является то, что данная схема отражает реальное положение фирм, но не дает информации об их возможном дальнейшем развитии в одном из направлений.

В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят финансовое положение предприятия, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию. Прочную и надежную связь с потребителями обеспечивают такие факторы, как действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией и кредитоспособность основных покупателей.

Анализ отобранных факторов заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой — использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий.

Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. …Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других» (рис. 1.4.). [20, 192].

Ромб М. Портера.

Рис. 2. Ромб М. Портера

Чтобы получить и удержать преимущества в отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.

М. Портер напрямую связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

  • * Людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  • * Физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, электроэнергии.
  • * Ресурс знаний — рыночная информация, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг.
  • * Денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т. д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
  • * Инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы. [20, 198]

Деловые стратегии побеждают, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете, фирма обходит своих соперников, если имеет прочное конкурентное преимущество, то есть если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.

Конкурентное преимущество получают не те, кто располагает неограниченными ресурсами, а те, кто конструктивно мыслит. Далеко не всегда условием долгосрочного роста компании является высокая норма возврата инвестиций.

Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: предлагать высококачественную продукцию, организовать отличное обслуживание клиентов, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое расположение, обеспечивать внедрение нового продукта в более короткие сроки, иметь хорошо известную собственную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены). При этом чтобы преуспеть в создании конкурентного преимущества, компания должна предлагать покупателям то, что они считают наиболее приемлемым для себя, — хороший товар по низкой цене или товар улучшенного качества, но дороже. 21, 234].

Проблема анализа конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако этот анализ необходим предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и так далее. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразием подходов и методов к ее анализу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой