Некоторые вопросы, определяющие структуру игровой деятельности
Фундаментальной социальной проблемой является проблема сохранения такой структуры игры, которая поддерживала бы необходимый уровень напряжения между ее участниками. Исторический анализ периодов расцвета и упадка игр вообще и спортивных игр в частности показывает, что эту проблему решить нелегко. Например, требует постоянного внимания к себе такой фактор, как гарантия неизвестности исхода… Читать ещё >
Некоторые вопросы, определяющие структуру игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Некоторые вопросы, определяющие структуру игровой деятельности
Формирование структур игровой деятельности. Формализация и установление разработанных правил игры имеют место уже в играх раннего детства. Игры раннего детства, которые часто проходят в уединении и носят досоциальный характер, представляют собой рудиментарные остатки тех первоначальных игр, из которых развились структуры современных систематизированных игр.
В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что рудиментарное регулятивное поведение возникает даже тогда, когда оно имеет исключительно сенсомоторный источник.
Можно предположить, что одна из основных социальных функций игр низшего порядка в области сенсомоторной деятельности — содействие развитию у ребенка тех навыков, которые затем, видоизменившись, преобразуются в более систематизированную игровую деятельность. Можно также допустить, что приобретение этих первичных навыков является необходимым предварительным условием происходящего позднее приспособления к формализованной структуре социальной реальности, а также к определенной игровой реальности.
Имитация. Поскольку ребенок включен в замкнутый мир игры, постольку его способность к социальному взаимодействию ограничивается в процессе двусторонней игры взаимодействием с теми людьми, которые находятся в поле его зрения. Следовательно, самое раннее социальное воздействие, включающее подражательное поведение, начинается с общения грудного ребенка с матерью.
Подражание играет основную роль в усвоении новых образцов поведения. Предполагается, что схемы поведения, усвоенные через взаимное подражание, видоизменяются, как только эгоцентричный тип игры сменяется кооперативным, в котором появляются элементы формализации. Пока ребенок играет в одиночку, не существует никаких правил игры в собственном смысле этого слова. Разумеется, определенная упорядоченность и формализация возникают уже здесь, но они, будучи частью внутреннего мира ребенка, не вызывают того подчинения безликому высшему авторитету, которое характерно для любых правил игры.
Также важна роль подражания (и опознания) в процессе первичной социализации. Ребенок склонен к играм в отца, мать, учителя и вообще в любое лицо, имеющее в его глазах важное значение. У ребенка, играющего роль другого, возникает отраженный образ самого себя, который, хотя и соотносится с объектом подражания, в то же время отличается от него. Через подражание ребенок получает представление о программах предписанного статусного поведения тех лиц, которым он подражает, и таким образом осознает, что образцы предписанного поведения подкрепляются определенными социальными нормами.
Иными словами, ребенок постигает, что для имитируемого им лица приемлем определенный тип поведения. Так, подражая родителям, ребенок не только начинает рассматривать себя в качестве самостоятельного социального объекта, но и осознавать типологию поведенческих ролей родителей, У ребенка, играющего с куклой, развиваются формы поведения, которые могут быть повторены при игре в отца или мать, а также усваивается «образец» роли родителя, соответствующий типичным чертам понятия «родитель», складывающимся в сознании людей.
Исследование. Развивающийся ребенок непрерывно исследует окружающие предметы и людей. В процессе исследования игрушек ребенок вырабатывает навыка подчинения их своей воле. Предметы приобретают значение благодаря исполняемым ими функциям, которые, в свою очередь, формируются социальными процессами. Организм приспосабливает свое поведение к миру окружающих его предметов в определенной форме. Значения, закрепляющиеся за предметами, фактически порождаются последовательностью поведенческих реакций, вызываемых этими предметами. В процессе игры с людьми ребенок изучает не только их физические свойства, но и их реакции на его поступки. Ребенок постигает границы между игровой и повседневной практической деятельностью, в его сознании формируются представления о том, какой тип поведения допустим с тем или иным лицом.
Проверка. Чтобы проверить себя в игре, ребенок изобретает бесчисленное количество средств. Характер самоиспытания определяется ситуацией: ребенок, например, может проползти под чем-то только, если есть предмет, под которым нужно проползти. Можно предположить, что эта проверка своих двигательных навыков является формой подготовки к систематическим занятиям спортом.
Можно предположить, что детская игра служит адекватным средством формирования личности, с помощью которого ребенок учится постигать начальные ступени искусства и техники «манипуляции впечатлениями» или образования и осуществления «образцов поведения», которые имеют решающее значение для выполнения ролей последующей взрослой жизни.
Как у взрослых, так и у детей отношение к себе формируется через отношение к их личности со стороны окружающих людей.
Моделирование. Наконец, последняя форма познания — это моделирование. Оно синтетично по своей природе. Ребенок стремится с исключительным своеобразием синтезировать элементы своего жизненного опыта.
С концептуальной точки зрения ребенок стремится синтезировать рудиментарные формы игры в более систематизированные. Синтезированная таким путем модель, вызывающая у ребенка радостное настроение, воспроизводится вновь его сознанием и становится привычной. Образуется модель поведения, важным психологическим результатом которого является сужение возможных вариантов поведения. Образование модели поведения означает, что один из возможных способов поведения в данной ситуации становится единственным. Следование нормам или образцам поведения играет важнейшую роль в регуляции поведения и, следовательно, в сохранении социальных форм. Норма — это тот единственно возможный в данной ситуации способ поведения, который признан обществом.
Синтезирование рудиментарных форм в детстве служит своего рода предвестником возможной выработки в будущем новых форм поведения, которые могут привести к определенной реконструкции социальных форм.
Развитие формальной игровой деятельности. Фактор равенства и взаимоуважения имеет большое значение не только для перехода от разнообразия, «гетерогенности», к «автономности», но и для сохранения созданной формы. Появляющееся вместе с «автономными» игровыми формами взаимоуважение делает возможным сохранение определенной структуры игровой реальности.
Правила «автономных» форм игры становятся переменчивыми, т. е. по взаимному согласию их можно изменять. Поскольку непостоянны правила игры, постольку непостоянны и сами игровые формы, В результате перехода от «гетерогенности» к «автономности» возрастает ответственность человека за создание и поддержание игровых форм. Если изменчивы правила и формы игры, то должна изменяться и сама игровая форма. Однако она мало изменяется, да и сами изменения не носят радикального характера. Если форма установилась, если на это была затрачена энергия, то изменить форму уже нелегко. Игровые формы — это настоящие социальные институты, и существуют независимо от воли играющих людей.
Человек осуществляет определенный образец поведения на основе типизаций, принимаемых за сами собой разумеющиеся. Чтобы обладать способностью к участию в игре, ребенок должен уметь узнавать намерения других людей, принимающих участие в ней. Эти намерения представляют собой типизации. Игрок, выбивающий в бейсболе мяч, уверен не только в том, что он правильно приписывает мотивы всем остальным игрокам, но и в том, что он знает сами эти мотивы. Участие в регламентированных играх требует знания их типизации. Поскольку игры становятся институционализированной формой действительности, постольку институционализируются также и исполняемые в них роли.
Для игрока, занимающего в игре ту или иную позицию, устанавливается соответствующий образец поведения. Подводя итоги всему сказанному выше, можно сделать следующее заключение: для того чтобы игра приобрела статус универсальной игровой формы, образцы поведения этой игры должны развиться до восприятия их как самих собой разумеющихся. Сама игра становится возможной, когда становятся предсказуемыми значения данной игровой формы. В большинстве игр их участники испытывают чувство удовольствия именно от возможности правильно предвидеть ход развития событий.
Сохранение игровых структур. Поддержание структуры игровой деятельности. Для сохранения структуры игры ее участники должны занимать определенные ценностные позиции. Это означает, что игровой деятельностью нужно заниматься ради нее самой, а поведение ее участников должно при этом способствовать увеличению привлекательности игры.
Цели игры, структура игровой реальности сохраняются только в том случае, когда люди играют именно ради этих целей и заявляют о признании предельной сферы игровой реальности, отделяющей игровую деятельность от повседневной жизни. При соблюдении этих условий с помощью игры можно достичь социально обусловленной цели — создания радостного настроения у людей. поведение игра спорт социальный ребёнок В любом виде игровой деятельности чувства удовольствия или удовлетворения, испытываемые ее участником, теснейшим образом связаны с такими же чувствами тех, с кем он взаимодействует. Игровая сфера реальности может поддерживаться только тогда, когда все участники придерживаются этого принципа. Там, где силы соревнующихся явно несоотносимы, вероятность разрушения сферы игровой реальности увеличивается. Дело в том, что при резких различиях в уровне мастерства исход состязания перестает быть проблемой, загадкой. В результате утрачивается социально значимая цель—достижение в ходе упорной спортивной борьбы высокого чувства радости. Отсюда, если результат состязания не отражает правильного соотношения сил, разрушается структура игрового общения. Принцип справедливости не должен нарушаться ни в коем случае.
Участие в игровой деятельности является функцией чувства удовольствия или радости, испытываемого человеком в пределах структуры игры. Однако радостное настроение зависит от равенства сил. Там, где существуют заметные различия в силах противников, там для взаимного достижения «социально одобренных целей» игры необходимо систематически делать все для того, чтобы выравнять эти различия.
Для устранения различий применяются, в частности, вненормативные компенсации. Цель соревновательной игровой деятельности состоит «…не в том, чтобы подавить более слабого соперника, а в том, чтобы предоставить соревнующимся средства осуществления общих устремлений, получить радость от спортивной борьбы».
Мир игры — это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществить демократию равных. Этот мир населен людьми, желающими только одного — абсолютно чистого взаимодействия друг с другом. Они всегда стремятся к честному спортивному поведению, к тому, чтобы быть «хорошими спортсменами». Это означает, что каждый из них чувствует себя обязанным поддерживать престиж игры, строго соблюдая правила этикета и такта. Хорошим спортсменом считается тот, кто понимает, что он не имеет права жаловаться на неудачи, сетовать на судьбу за поражения, возможность которых была им добровольно признана и принята при его вступлении в сферу спорта. Иными словами, хороший спортсмен тот, кто достаточно трезв, чтобы не смешивать условную реальность сферы спорта с реальностью повседневной жизни.
Сохранение структуры игровой деятельности возможно только через поддержание духа справедливой спортивной борьбы. Неадекватное следование образцу поведения «хорошего спортсмена» может привести к разрушению душевного настроя или структуры игры.
Сохранение формы игровой деятельности. Сохранение формы зависит от функционального регулирования напряжения. Даже для придерживающихся самых фундаментальных форм социального поведения, например религии, национализма, политики, характерно стремление сохранять их, пока это возможно.
Что касается игровой деятельности, то здесь существуют два порога напряжения. Нижний порог—это точка, напряжение в которой еще недостаточно для того, чтобы игра стала возможной. Верхний порог—точка, в которой напряжение становится настолько высоким, что это приводит к деформации структуры игровой деятельности.
Короче говоря, игровая деятельность должна обладать определенным уровнем напряжения, достаточным для выполнения ею функции создания у людей радостного, приподнятого настроения. Одной из характерных особенностей игры является то, что ее напряжение не слишком низко и не слишком высоко: игра продолжается в течение определенного отрезка времени и в итоге завершается победой одной из сторон. Конечно, бывают и ничьи, но если они повторяются слишком часто, может возникнуть подозрение, что в самом механизме игры существуют какие-то серьезные недостатки.
Фундаментальной социальной проблемой является проблема сохранения такой структуры игры, которая поддерживала бы необходимый уровень напряжения между ее участниками. Исторический анализ периодов расцвета и упадка игр вообще и спортивных игр в частности показывает, что эту проблему решить нелегко. Например, требует постоянного внимания к себе такой фактор, как гарантия неизвестности исхода спортивного состязания. Соревнование, в котором участвуют явно неравные по силам соперники, становится неинтересным как для зрителей, так и для самих спортсменов. Для обеспечения примерного равенства в различных видах игровой деятельности вводятся структурные модификации. Например, в борьбе, боксе, тяжелой атлетике спортсменов разбивают по весовым категориям. Проводятся турниры с гандикапом, вводятся высшие и низшие лиги, чтобы сгладить различия в уровне мастерства.
Однако было бы ошибкой думать, что основной предмет исследования здесь — качества отдельных команд или игроков. В первую очередь необходимо изучать развитие и структуру игры как таковой. Но эта оговорка в отношении анализа игровых форм не означает отрицания важности анализа того, как люди поддерживают личные образцы поведения в рамках данных игровых форм.
Исполнение роли. Люди, вступая в сферу игровой реальности, стремятся приспособиться к ней, чтобы сохранить ее структуру. Приспособление становится возможным в результате процесса социализации. Применяя драматургическую терминологию, можно сказать, что, социализируясь, ребенок знакомится с содержанием пьесы, своей ролью в этой пьесе и тем, как можно лучше исполнить роль перед публикой. Чем формалистичнее пьеса, тем более жестко определены роли. Возможности для самовыражения действующего лица становятся все более ограниченными. Так, в футболе поведение предписывается игроку той позицией, которую он занимает в тактических построениях своей команды.
Детские игры — начальная форма знакомства с искусством и техникой манипуляции впечатлениями, которая будет иметь очень большое значение при исполнении ролей в будущем. Играя, дети учатся исполнять свои роли.
Библиографический список
- 1. Дим Л. Проблемы мотивации игровой и двигательной активности юношества. М., 1975.
- 2. Ингхем А., Лоу Дж. Структура игровой деятельности // International Review of Sport Sociology, 1974.
- 3. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры / Под ред. Ю. И. Портных. М., 1984.