Совершенствование библиотечной продукции и услуг
Это значит, что новый товар должен либо удовлетворять совершенно новой потребности, либо выводить на новую ступень удовлетворения известной потребности, либо существенно расширять круг людей, способных его приобрести. Классический процесс проверки и отбора при разработке нового товара (информационного продукта) обычно состоит из следующих этапов: разработка идей, первоначальная проверка и отбор… Читать ещё >
Совершенствование библиотечной продукции и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совершенствование информационной продукции, как правило, осуществляется с ориентацией на две взаимосвязанные цели. Первая (благотворительная) — обеспечить пользователей такими информационными продуктами, которые могли бы наиболее полно удовлетворять их потребности. Вторая (коммерческая) — увеличить сбыт собственного информационного продукта, получить максимум прибыли от его реализации. Приоритет указанных целей зависит от экономического статуса организации — производителя информационного продукта (коммерческие организации, бесприбыльные организации), от проводимой организацией (фирмой) тактической линии поведения на информационном рынке.
Общепризнанно, что правильная маркетинговая политика требует применения одного или нескольких видов совершенствования информационной продукции:
- 1) создание новых информационных продуктов;
- 2) отказ от устаревших или неудачных информационных продуктов;
- 3) модификация существующих информационных продуктов (дифференциация) с целью: улучшения характеристик продуктов; приспособления продукта для новых рынков.
В современном мире создание и внедрение на рынке новых товаров является важнейшим из всех факторов для процветания фирмы. Это объясняется тем, что по оценкам ' зарубежных специалистов, после освоения новой продукции, составившей основу производственной деятельности фирмы, темпы роста активов у нее оказываются примерно вдвое выше, чем у конкурентов.
Однако, чтобы товар имел коммерческий успех (т.е. окупал все затраты на разработку и внедрение на рынок), необходимо в среднем изучить не менее 58 идей нового товара, отобрать лучший, быстро и эффективно создать его и ввести в рынок. При этом упор в разработке должен делаться не столько на достижение более высоких технических и технико-экономических показателей (что само по себе важно и никак не может сбрасываться со счетов) сколько на создание «товара рыночной новизны» .
Это значит, что новый товар должен либо удовлетворять совершенно новой потребности, либо выводить на новую ступень удовлетворения известной потребности, либо существенно расширять круг людей, способных его приобрести. Классический процесс проверки и отбора при разработке нового товара (информационного продукта) обычно состоит из следующих этапов: разработка идей, первоначальная проверка и отбор идей, коммерческий анализ, создание товара, рыночная проверка, организация сбыта. Отказ от устаревших или неудачных информационных продуктов может оказаться довольно сложной проблемой для специалиста в области маркетинга. Какой продукт следует считать «слабым», «неэффективным»? Является ли факт падения спроса на продукт основанием для его устранения с рынка? В 1988 г. специалисты Всесоюзного НИИ патентной информации провели анализ запросов в справочно-информационную службу патентов-аналогов.
При общей тенденции увеличения числа запросов с 2 тыс. в 1980 г. до 27 тыс. в 1987 г. наблюдался спад числа запросов в 1983—1984 гг. Если бы руководство, ориентируясь только на данные о числе запросов, закрыло в эти годы службу патентов-аналогов как утратившую интерес у потребителей, результаты были бы негативными, так как информация эта потребителям чрезвычайно важна. Было принято решение снизить цену на услугу. В 1985 г. число запросов увеличилось по сравнению с 1984 г. почти вдвое. Поэтому, прежде чем принять решение об изъятии информационного продукта с рынка, необходимо провести всестороннее исследование коммерческих характеристик продукта, причин, породивших падение спроса, сопоставить данные о спросе на другие аналогичные продукты своей или конкурирующей фирмы, проанализировать рынки сбыта (реальный и возможные).
Процесс модификации товаров для их «омоложения» или освоения новых сегментов рынка — один из приемов, к которому специалист в области маркетинга обычно прибегает в случае ухудшения рыночных характеристик (результатов сбыта) товаров. Имеются различные способы модификации продукта, продления периода его рентабельности, например: оригинальные решения в сфере рекламы, более удобный способ доступа к продукту (базам данных), новые каналы сбыта печатной продукции, введение дополнительных (сервисных) услуг и др. Обязательно следует оценивать возможные последствия модификации, в противном случае они могут оказаться несоизмеримы с полученным эффектом. При планировании ассортимента информационной продукции весьма целесообразно учитывать жизненный цикл каждого из продуктов. Коротко концепция жизненного цикла продукта может быть сформулирована следующим образом: каждый продукт, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, «живет» (пребывает на рынке) ограниченное время и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным. Различаются следующие стадии (фазы) жизненного цикла продукта: разработка, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.
Переход из стадии в стадию происходит без резких скачков, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями темпа продажи и прибыли, чтобы уловить и соответственно внести изменения в программу маркетинга, перераспределить маркетинговые усилия. Особенно важно уловить стадию насыщения и еще более — спада, поскольку держать на рынке «больной» товар чрезвычайно убыточно. Концепция жизненного цикла продукции имеет двоякое значение для планирования ассортимента продукции.
Во-первых, она вынуждает руководителей анализировать деятельность предприятия не только с точки зрения настоящего, но и с позиций будущего. Во-вторых, концепция жизненного цикла продукции обосновывает необходимость систематической работы. по планированию и разработке новой продукции.