Теоретические подходы к размещению розничных торговых предприятий
Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Система размещения предприятий розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах, к ним относят: Размещение… Читать ещё >
Теоретические подходы к размещению розничных торговых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Факторы и принципы размещения розничных торговых предприятий
Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. На ее размещение, прежде всего, оказывает влияние характер населенных пунктов и численность жителей, проживающих в них. Так, при размещении магазинов в городах следует учитывать.
- · влияние градостроительных,
- · транспортных,
- · социальных
- · экономических факторов.
К градостроительным факторам следует отнести величину города, форму плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение наиболее крупных промышленных объектов, а также административных, культурных и спортивных центров.
Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
К социальным факторам относят потребность в снижении затрат времени населения на посещение предприятий торговли, необходимость повышения уровня его обслуживания.
К экономическим факторам размещения предприятий розничной торговли относятся: обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на строительство и эксплуатацию розничной торговой сети.
Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Система размещения предприятий розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах, к ним относят:
Принцип комплексного подхода (основной базисный принцип). Вопрос о выборе местоположения, необходимо решать комплексно, рассматривая его со всех возможных сторон и позиций. Чем более разносторонне Вы подойдете к этому вопросу, тем лучше. Все действия должны быть направлены достижение наилучшего общего результата. Магазин необходимо расположить так, что бы покупательский поток был максимально возможным. Это могут быть пересечение главных улиц, основных транспортных проездов. Так же, можно расположить магазин близи крупных жилых комплексов. Т. е. расположить его ближе к рынку сбыта.
Доступ к магазину не должен быть затруднен. До него должно быть легко, добраться на личном, городском транспорте или пешком. Т. е., необходимо наличие подъездных путей, тротуаров для пешеходов, а так же отдельные подъездные пути для служебного транспорта.
Необходимость наличия парковки для автотранспорта. Желательно пропорциональной пропускной способности магазина.
Магазин не должен располагаться вдалеке от целевой аудитории.
Магазин должен соответствовать всем правилам безопасности., в том числе и пожарной.
Принцип характерный для сети магазинов. Если у вас уже не первый магазин, то необходимо расположить его так, что бы он не являлся конкурентом Вашим же магазинам, т. е. не рядом друг с другом.
Принцип минимизации совокупных затрат.
Для многих типов магазинов требуется притягательность центров торговли, чтобы привлечь достаточное количество покупателей. В городах можно выделить следующие центры2:
- -городской центр, магазины, расположенные в городских центрах имеют большое преимущество, но и издержки по содержанию магазина очень велики.
- -центр населенного пункта (небольшие городки). В таких центрах располагаются разнообразные типы магазинов, а также банки и места для отдыха и развлечений.
- -центры городских районов. Магазины, расположенные в подобных центрах продают в основном товары широкого потребления, хотя в некоторых достаточно крупных центрах имеются магазины специализированной торговли.
- -окраины городских районов. Для них характерно сочетание небольших газетных киосков и пунктов видео проката, продовольственных магазинов, магазинов по продаже товаров повседневного спроса.
В основу размещения розничной сети потребительской кооперации положен принцип создания на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания. Соблюдение этого принципа позволяет населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в город. Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:
районные центры — города, поселки, крупные населенные пункты, являющиеся административными, экономическими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;
- -межхозяйственные центры — малые города, поселки городского типа, -крупные села без административных функций;
- -внутрихозяйственные центры — центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а также центры производственных подразделений (бригады и т. д.)
- -рядовые населенные пункты, представленные в основном мелкими поселениями.
На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная система размещения торговой сети. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения.
Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значения, заключается в обеспечении населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они население в пределах пешеходной доступности. Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.
К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины.
Их размещают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.
К предприятиям городского значения относятся также и магазины-склады. Они могут быть размещены в коммунально-складской зоне, на границе промышленной и жилой зон или в селитебной зоне города.
Перспективным направлением в организации розничной торговой сети является размещение магазинов в составе торговых центров.
Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.
Размещение магазинов в составе торговых. центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возможность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами времени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксплуатации предприятий, входящих в его состав.