Актуальность. Современный маркетинг требует не только производства высококачественного товара по оптимальным для потребителя ценам, не только выбора эффективных каналов сбыта, но и эффективной программы продвижения товара на рынок.
Одним из инструментов, используемых в современном маркетинге для продвижения товаров, услуг и отдельных личностей, являются связи с общественностью.
Связи с общественностью (Public Relations, PR) являются сегодня в нашей стране динамично развивающейся областью, что обусловлено возникшими потребностями отечественного бизнеса и общества в целом, их подготовленностью к восприятию PR.
По определению Терминологической рабочей группы Европейской конференции по связям с общественностью (2000 г., июнь), Public Relations — это сознательная организация коммуникации, задача PR — в достижении взаимопонимания и установлении взаимоотношений между организацией и ее целевой аудиторией при помощи коммуникации, предусматривающей наличие обратной связи.
Сегодня российский рынок пиар-технологий опережает рост отечественной экономики в 3 раза: 25−30% в год PR против 5−7% в год в экономике. К тому же экономический рост имеет тенденцию к замедлению, а рынок рекламы и связей с общественностью, по прогнозам экспертов, свою динамику во многом сохранит. Связано это с самой сутью рекламных и PR-коммуникаций, которые заняты созданием привлекательного образа организации или товара. А без такого конкурентоспособного образа всякий бизнес сегодня несостоятелен.
Как известно, деятельность пиар-специалиста направлена в первую очередь на общественность, то есть на ту часть общества, на которую направлена деятельность компании.
В тоже время некоторые компании в современном мире имеют в своей структуре пресс-службу или хотя бы пресс-секретаря, которые иногда входят в состав пиар-службы, а иногда являются отдельным подразделением со своими функциями и задачами.
Предназначение пресс-службы — обеспечить максимальный объем публикаций или радио — и телепередач, содержащих информацию PR-характера об организации, для того чтобы добиться понимания явлений и процессов, предоставить необходимые знания о деятельности компании.
Современные пресс-службы выполняют в своих организациях роль информационного центра. Отчасти они являются той основной структурой, которая обеспечивает сбор, обработку, сохранение и трансляцию информации во внешнюю среду. Основные задачи ее деятельности состоят в организации внутренних информационных потоков.
В эпоху телевидения, глобальных телекоммуникаций, Интернет, общественное мнение формируется в значительной степени под воздействием того, что люди читают в центральной, местной, специальной прессе. Пресса служит для организации, во-первых, каналом широкого информирования общественности самой организации, а во-вторых, источником информации, необходимым для принятия решений. Это обуславливает необходимость наличия в структуре любой организации пресс-службы. Следовательно, чтобы умело воздействовать на общественное мнение, используя средства массовой информации, необходимо четко знать, в чем состоят функции и задачи пресс-службы, каковы направления ее деятельности. Это подтверждает актуальность рассматриваемой темы.
Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний по дисциплине «Современная пресс-служба» .
Предмет исследования — деятельность пресс-службы коммерческих организаций.
Объект исследования — пресс-служба коммерческой структуры, как обязательный элемент структуры организации.
Исходя из этого, в курсовой работе ставятся следующие задачи:
• Ознакомление с существующими статьями на тему работы;
• Обобщение выводов экспертов в сфере деятельности пресс-службы;
• Выявление общих направлений эффективной работы пресс-службы коммерческих структур.
Проблема организации эффективной работы отдела по связям с общественностью (Пресс — службы) на крупном предприятии рассматривалась многими авторами.
Так, например, А. Н. Чумиков в своей книге «Связи с общественностью: теория и практика» предлагает идеальную модель PR -службы крупной организации, согласно которой PR — служба находится в подчинении одного из представителей топ-менеджмента и выделяются следующие подразделения: отдел исследований, отдел взаимодействия со СМИ, отдел организации презентаций, отдел внутрифирменного PR [58, с. 179].
Такой же точки зрения придерживается украинский ученый Королько В. Г. в своей книге: «Основы паблик рилейшнз». [ 26, с. 118]. В свою очередь, Татаринова Г. Н. предлагает 3 подхода к созданию PR — службы: 1) PR — подразделение как один из системообразующих элементов, 2) PR — подразделение для распространения информации о деятельности компании, 3) работу PR — службы выполняет профессиональная PR — фирма [47, с. 187−188].
В работе представлены выдержки из учебных пособий по дисциплине «Связи с общественностью» как российских, так и зарубежных авторов, а также Интернет-статей.
Антипов К. В. и Баженов Ю. К. рассматривают основные понятия PR, методы и приемы PR, используемые в коммерческой сфере, дают практические рекомендации по организации PR в сфере бизнеса. Белов А. А. формирует базовые знания, представления и практические навыки использования современных PR коммерческих организаций, как механизма построения коммуникационных связей между обществом и субъектом экономического процесса. Моисеев В. А. в своей книге рассказал о PR как о сфере профессиональной деятельности и привел много примеров из мировой практики. Алешина И. В. дала характеристику современных концепций, методические основы и практические рекомендации построения и ведения коммуникаций организации с общественностью.
В результате проведенного исследования автор предполагает выявить пути оптимизации работы пресс-службы коммерческих организаций.