Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды конкуренции. 
Сущность конкуренции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе… Читать ещё >

Виды конкуренции. Сущность конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

конкуренция рынок правовой Существуют 6 основных видов конкуренции:

  • 1. функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • 2. видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • 3. предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • 4. ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • 5. скрытая ценовая конкуренция — продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
  • 6. незаконные методы — антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка)

Также конкуренция делится на два вида:

  • · Добросовестная конкуренция
  • · Недобросовестная конкуренция

При добросовестной конкуренции, компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» — манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов. Для этого используют снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т. д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов или чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.

При недобросовестной конкуренции широко применяются методы, связанные с нарушением законов и принятых на рынке норм и правил. Открытое противоборство характеризуется острой антагонистической борьбой за завоевание и монопольное владение рынком сбыта. На этой фазе отношений применяются различные меры с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата, убийства ведущих сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т. д. Такие отношения могут быть названы конкурентной войной, в арсенале средств которой: активные формы промышленного шпионажа, экономический терроризм, информационно-психологические операции, направленные на дискредитацию конкурента («черный PR»). Наиболее остро такие отношения между конкурентами проявляются в условиях экономического кризиса и политической нестабильности.

Работа по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации соответствующих мероприятий. Особое внимание необходимо уделять вопросам недобросовестной конкуренции. При недобросовестной конкуренции в конкурентной борьбе применяют методы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил.

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

  • · чистая (совершенная) конкуренция;
  • · монополистическая конкуренция;
  • · олигополия
  • · чистая монополия

Чистая конкуренция — существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции». Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Основные признаки чистой конкуренции:

  • · Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична).
  • · Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее.
  • · Однородность товаров и услуг, т. е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей.
  • · Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т. д.

Можно сказать, конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например: зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» запахом и составом). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

Отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, но также монополистическая конкуренция также схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка.

Таким образом, можно отметить основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

  • · каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
  • · наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничить объем производства и искусственно повысить цены практически невозможен;
  • · при многочисленности фирм в отрасли нет взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например: алюминий), и дифференцирован (например: автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

  • · малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • · дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако, если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • · наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
  • · фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».

Таким образом, олигополия является одной из самых распространенных структура рынка в современной экономике.

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен — так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером — чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы — это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум — объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Основные признаки монополии:

  • · на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;
  • · на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;
  • · контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:

  • · устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;
  • · назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;
  • · устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

Виды чистых монополий:

  • · Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.
  • · Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
  • · Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электрои тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.
  • · Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.
  • · Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
  • · Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
  • · Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.

Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Отличие естественной монополии — это большая возрастающая отдача от масштаба, а производственные затраты намного ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

  • · В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».
  • · Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой