Анализ рекламы лекарственных средств и БАД на ТВ
Таким образом из анализируемых 12 препаратов, 6 препаратов (50%) имеют при рекламировании нарушения, из них у 3 препаратов (Черника Форте, Панангин, Колдрекс) нарушение заключается в том, что в рекламе утверждается гарантия излечения, в рекламе «Астроцина» в препарате для рекламы использован не специалист, в препарате «Гелеликс» на протяжении всей рекламы ни разу не появилась надпись… Читать ещё >
Анализ рекламы лекарственных средств и БАД на ТВ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Более детальное исследование рекламы лекарственных препаратов было проведено на основе данных 6 каналов: ПЕРВЫЙ КАНАЛ, РОССИЯ, СТС, НТВ, ТНТ, РЕН-ТВ. Время проведения исследования было разделено на два временных интервала: 09:00—18:00 и 18:00—24:00. Анализу подвергалось количество рекламных роликов лекарственных препаратов (ЛП), фармакологические группы рекламируемых ЛП, страны — производители рекламируемых ЛП. При этом были полученные данные (табл.).
Таблица 1. Особенности рекламы лекарственных препаратов на телевидении.
Канал. | Характеристики. | |||
% рекламных роликов ЛП. | Наиболее часто рекламируемые лекарственные препараты. | Фармакологическая группа. | Соотношение отечественных/импортных ЛП. | |
Первый канал. | 40−50%. | Доктор МОМ, Астроцин, Черника форте. | Противопростудные, от боли в горле, БАДы. | 1/7. |
Россия. | 40−50%. | Гептралайт, Панангин, Блокатор калорий. | БАДы, препараты для лечения заболеваний сердца. | 1/9. |
СТС. | 25−30%. | Доктор МОМ, Геделикс, Максиколд. | Противопростудные от боли в горле, БАДы. | Только импортные. |
НТВ. | 18−28%. | Колдрекс, ТераФлю, Лазолван. | Противопростудные, от боли в горле. | Только импортные. |
ТНТ. | 30−40%. | Отривин, Пенталгин, Ринзасип. | От насморка, обезболивающие, противопростудные. | Только импортные. |
Рен-ТВ. | 37−40%. | Колдрек, Геделикс, Гептралайт. | Противопростудные, от боли в горле. | 1/9. |
На основе проведенных наблюдений можно сделать также вывод о подавляющем большинстве импортных лекарственных препаратов, рекламируемых на всех основных каналах телевидения нашей страны. Основные фармакологические группы рекламируемых лекарственных препаратов: обезболивающие, лекарственные препараты для лечения простудных заболеваний, БАДы (биологически активные добавки) (табл. 1).
ТВ-реклама безрецептурных препаратов должна соответствовать общим требованиям к рекламе лекарственных средств, однако часто в видеороликах можно встретить следующие нарушения:
- · изображения пораженных болезнью органов человека;
- · утверждения, которые свидетельствуют о том, что лечебный эффект от лекарственного средства является гарантированным;
- · лица, которые могут быть расценены как врачи (белый халат), использование «звезд» для рекламы продуктов, в распознании свойств которых они не являются специалистами
Мы провели анализ рекламируемых лекарственных препаратов, все препараты относиятся в ОТС-препаратам, поэтому их реклама с использованием ТВ разрешена.
В рекламе продукции «Доктор Мом» нарушений не отмечено, реклама ненавязчивая, создана в спокойном не агрессивном тоне. Акцепт сделан, на том что продукция изготовлена на основе лекарственных трав.
В рекламе «Астроцина», который является отечественным БАДом участвует Данилова Наталья Юрьевна — советская и российская актриса театра и кино, известность которой принесла роль младшего сержанта Синичкиной в фильме «Место встречи изменить нельзя, которая рекомендует принимать «Астроцин» при остеохондрозе и заболеваниях суставов. Так как актриса не является специалистом, то ее присутствие в роли рассчитывается как нарушение рекламы.
В рекламе «Черника Форте с лютецином», указано, что препарат поможет при проблемах с остротой зрения, то есть рекламируется то, что лечебный эффект является гарантированным. Но согласно официальным данным количество антоцианов в БАД «Черника-Форте с Лютецином», которое обнаружено официальной лабораторией Роспотребнадзора при регистрации и прописанное в Свидетельстве Госуданственной Регистрации (СГР) всего 0,4 мг в 1 таблетке, а лютеина 0,125 мг в 1 таблетке. Это составляет 0,8% от средней суточной дозы антоцианов и 2,5% от средней суточной дозы лютеина, необходимой для человека в день. Таким образом, чтобы получить среднюю суточную дозу антоцианов надо принять в день 120 таблеток или две с половиной банки этого БАД. Таким образом мы считаем данную рекламу недобросовестной.
В рекламе «Гептралайта» при первичном просмотре создается впечатление о том, что это лекарственное средство, на самом деле это БАД, а указание об этом дано внизу мелким шрифтом. В сожалению Закон «О рекламе» не регламентирует размер шрифта и цвет предупреждения о том, что БАД не является лекарственным средством. И это оставляет большое пространство для манипуляций для введения потребителей в заблуждение.
В рекламе препарата «Панангин» использован слоган «питание для сердца», но эффективность панангина как лекарственного средства при пероральном применении не доказана. При изучении инструкции на «Панангин» в разделе фармакокинетика имеются только следующие данные «Адсорбция высокая, выводится почками», больше данных нет. Так как препарат содержит калий и магний, то их прием оправдан только при доказанном дефиците, на указание на это в реклкмном ролике ничего нет. Поэтому данную рекламу можно считать также недобросовестной.
При просмотре ролика сиропа «Геделикс», возник вопрос, а при каком кашле его необходимо применять, при сухом или влажном. Также в рекламе не указано, что у препарата есть противопоказания и перед применением следует проконсультироваться с врачом, хотя бы потому, что в рекламе использована мультиприкация мамы с грудным ребенком.
Рекламу препарата «Колдрекс», который «сильнее простуды», также считаем ненадлежащей. Таким образом, выражения «Coldrex сильнее вашей простуды» создают впечатление о гарантии положительного действия и эффективности препарата при заболеваниях детской простудой, простудой и гриппом.
Это считается нарушением закона, если в рекламе имеется указание о том, что лечебный эффект от лекарственного средства является гарантированным.
В рекламе препаратов «Максиколд», «Тера Флю», «Лазолван», «Отривин», «Ринзасип» нарушений не выявлено.
Таблица 2. Нарушения в рекламе лекарственных препаратов на ТВ.
Препарат. | |||||
Изображение пораженных болезнью органов человека. | Утверждение, что эффект гарантирован. | Использование в рекламе не специалистов. | Отсутствие указания о наличии необходимости консультации с врачом. | Мелко читаемый шрифт информации. | |
Доктор Мом. | ; | ; | ; | ; | ; |
Астроцин. | ; | ; | ; | ; | |
Черника Форте. | ; | ; | ; | ; | |
Гептралайт. | ; | ; | ; | ; | |
Панангин. | ; | ; | ; | ; | |
Геделикс. | ; | ; | ; | ; | |
Колдрекс. | ; | ; | ; | ; | |
Максиколд. | ; | ; | ; | ; | ; |
Тера Флю. | ; | ; | ; | ; | ; |
Лазолван. | ; | ; | ; | ; | ; |
Отривин. | ; | ; | ; | ; | ; |
Ринзасип. | ; | ; | ; | ; | ; |
Таким образом из анализируемых 12 препаратов, 6 препаратов (50%) имеют при рекламировании нарушения, из них у 3 препаратов (Черника Форте, Панангин, Колдрекс) нарушение заключается в том, что в рекламе утверждается гарантия излечения, в рекламе «Астроцина» в препарате для рекламы использован не специалист, в препарате «Гелеликс» на протяжении всей рекламы ни разу не появилась надпись о необходимости консультации с врачом и имеющихся противопоказаниях, а вот в препарате «Гептралайт» использован такой мелкий шрифт, что невозможно сразу понять, что это БАД, а не лекарство.