Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные формы правления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В парламентской республике главное звено — парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства — президента, являющегося переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после… Читать ещё >

Современные формы правления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные формы правления

Каждому способу производства соответствует свой тип государства. Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах — азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. От типов государства следует отличать — формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из трех элементов:

  • 1) формы правления;
  • 2) формы государственного устройства;
  • 3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим — его функциональную сторону.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия или республика. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И. Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

  • — строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
  • — характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
  • — порядок образования;
  • — степень участия населения в формировании.

Форма правления — это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан; система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной, исполнительной власти.

Порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления: монархия и республика.

— Монархия как форма правления и ее виды Монархия (от греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, императора, шаха, царя и т. п.). Главный признак монархии — наследственный характер передаваемой власти, которая считается непроизводной от какой-либо другой власти. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности и за свои действия. Однако встречаются случаи «выборной монархии».

Типичные черты монархической формы государственного правления:

  • а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
  • б) династическое наследование верховной власти;
  • в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
  • г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);
  • д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

В современном мире существует несколько видов монархий:

  • — абсолютная монархия
  • — дуалистическая монархия
  • — парламентарная (конституционная) монархия

Республика как форма правления, ее виды Республика (лат. espublica от res — дело и publicus — общественный) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа, а все органы высшей власти избираются населением посредством прямых или многоступенчатых выборов. Прямые выборы президента присущи Мексике, Египету, Венесуэл, косвенные — США.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

  • а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
  • б) наличие выборного главы государства;
  • в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
  • г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство — всенародное дело»);
  • д) юридическая ответственность главы государства.

Выделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характеризуется доминирующей ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Отличительная черта президентской республики — жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Президент возглавляет исполнительную власть: назначая правительство (без участия парламента или с минимальным его участием), он является его главой. Если в стране есть премьер — министр, он скорее является помощником президента.

Для президентской республики характерно:

  • а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
  • б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
  • в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
  • г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

В парламентской республике главное звено — парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства — президента, являющегося переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов депутатов, эти представители образуют правительство, которое затем управляет страной. Более 90% законопроектов, рассматриваемые и принимаемые парламентом, вносит правительство.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

  • а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
  • б) президент является главой государства, но не главой правительства;
  • в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
  • г) правительство ответственно перед парламентом;
  • д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
  • е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
  • ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
  • з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

В настоящее время существуют и гибридные формы республик. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах президента страны раз в 5 лет избирают эмиры — монархи, возглавляющие эмираты. По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата — Абу — Даби.

Такой республике присущи следующие черты:

  • 1) экономическая основа — единственный сектор в экономике — социалистический в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности, отсутствие многоукладности экономики;
  • 2) политическая основа — Советы народных депутатов, отсутствие политического плюрализма;
  • 3) ядро политической системы — коммунистическая партия, отсутствие многопартийности;
  • 4) господство командно-административной системы.

В настоящее время в республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа.

— Государственный режим и его виды Политический режим — это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве. Кроме термина «политический режим» в научной литературе используется термин «государственный режим».

Под государственным режимом понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия частей государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в конституции, а может и не соответствовать. Например, в конституции записан один порядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле применяется другой, который иногда не записан. В таком случае реальный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.

Данные понятия синонимами не являются, т.к. чаще всего их значения не совпадают. Политический режим понимается как нечто более объемное и значительное, включающее в себя не только деятельность органов государства, но также деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партий, общественных организаций и т. д. В политический режим включаются также реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в первую очередь характеризует деятельность государственных органов, их взаимоотношения и проявления власти.

Вместе с тем существует специальная классификация государственных режимов, включающая:

  • * абсолютистский государственный режим;
  • * министериальный государственный режим, когда правительство формируется одной крупной фракцией;
  • * дуалистический государственный режим (ограниченный дуализм власти) при абсолютной и дуалистической монархиях;
  • * парламентарный государственный режим при системе, когда правительство формируется партийной парламентской коалицией;
  • * президентский государственный режим;
  • * легитимный государственный режим;
  • * нелигитимный государственный режим;
  • * либеральный государственный режим;
  • * режим социальной демократии.

правление государство монархический республика.

Список источников

  • 1. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. — Мн.: Книжный Дом, 2006. — 480 с.
  • 2. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 669 с.
  • 3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 2001. — 639 с.
  • 4. Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов / К. В. Арановский. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 488 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой