Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные и государственные механизмы защиты прав человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является международным судебным органом, юрисдикция которого включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе жалобы отдельных лиц. ЕСПЧ рассматривает конкретные жалобы и устанавливает, были допущены нарушения требований Конвенции, или нет. Вместе с тем суд вправе… Читать ещё >

Международные и государственные механизмы защиты прав человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право на защиту сопутствует любому субъективному праву и современное государство должно строиться на полном признании прав человека и эффективно организовывать их защиту.

Защита прав человека — это «комплекс организационно-правовых средств, обеспечивающих право человека на правовую защиту, предназначенных для устранения препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении и гарантированных государством и международным сообществом» .

Законодательством предусмотрены различные способы защиты прав человека, в том числе юрисдикционные и неюрисдикционные способы. Юрисдикционной защитой прав человека является деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления, а также соответствующих международных органон по восстановлению нарушенных прав человека.

В международной практике выработаны эффективные механизмы защиты прав граждан. Все механизмы, функционирующие в сфере права, описываются через перечисление их составных частей, которые находятся между собой в определенных взаимоотношениях. Из этого следует, что одним из сущностных свойств любого правового механизма является системность. В теории права механизм защиты прав человека — это «динамическая система факторов, обеспечивающих устранение незаконных препятствий при осуществлении юридически закрепленных социальных возможностей индивида» .

Нами под механизмом защиты понимается целостная, взаимосвязанная, юридически оформленная система объектов защиты, субъектов, форм взаимодействия между ними, действие которой направлено на восстановление граждан в своих правах и предупреждение их нарушения. Защиту прав граждан на международной арене осуществляет ряд специальных органов и международных организаций.

ООН оказывает решающее воздействие на формирующиеся механизмы защиты прав человека. В ее составе учрежден специальный правозащитный орган — Совет по правам человека ООН. Это далеко не единственный орган, который занимается правозащитной деятельностью.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является международным судебным органом, юрисдикция которого включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе жалобы отдельных лиц. ЕСПЧ рассматривает конкретные жалобы и устанавливает, были допущены нарушения требований Конвенции, или нет. Вместе с тем суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. Россияне неоднократно обращались в данный суд и получали компенсации.

Так, гражданин Бурдов начиная с 1997 г. неоднократно предъявлял иски соответствующим государственным органам о взыскании социальных пособий в связи с его участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции. Суды удовлетворили его требования, по многие решения оставались неисполненными в течение длительного срока. В 2000 г. он подал первую жалобу в ЕСПЧ в связи с неисполнением национальных судебных решений. В 2002 г. ЕСПЧ установил нарушения ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. В Резолюции 2004 г. Комитет министров Совета Европы указал, что государство-ответчик выплатило заявителю сумму справедливой компенсации, предусмотренную постановлением 2002 г., в пределах допустимого срока. Он далее отметил меры, принятые в отношении категории лиц, находящихся в том же положении, что и заявитель, и указал, что исполнил свои функции в соответствии с п. 2 ст. 46 Конвенции по данному делу. В то же время отмечалось, что в контексте других рассматриваемых дел власти под контролем Комитета министров обратили внимание на более общую проблему неисполнения в России национальных судебных решений. Тем временем в пользу заявителя вынесли новые решения. Они были полностью исполнены, но некоторые из них — с задержками от одного до почти трех лет. Постановлением 2002 г. Европейский суд присудил этому заявителю 3000 евро в качестве компенсации морального вреда, причиненного задержкой исполнения трех решений национальных судов на срок от одного до трех лет.

Институт омбудсмена, развивавшийся много лет в зарубежных странах, был привнесен и на российскую почву. Начиная с 1994 г., в России осуществляет свою деятельность аналог международного института — Уполномоченный по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе и не истек год с момента нарушения права.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Такой перечень полномочий позволяет Уполномоченному достаточно эффективно осуществлять защиту нарушенных прав граждан.

К юрисдикционной защите также относится судебная защита. Она занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека в настоящее время. Под судебной формой защиты следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федерации (федеральный, конституционный (уставный), мировой судья)1. Право на обращение в суд за защитой нарушенных прав предусмотрено гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Административная защита гражданских прав, как и судебная, является юрисдикционной, она осуществляется посредством обращения в государственные органы с жалобами на действия чиновников. Например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что физические лица — индивидуальные предприниматели вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Самозащита относится к неюрисдикционным способам защиты. Граждане могут самостоятельно защищать свои права. Такая возможность обусловлена положениями ст. 31 Конституции РФ: граждане вправе собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты. При осуществлении данного права не допускается нарушение прав и свобод других лиц, а также использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

В России действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т. е. для их проведения не требуется специального разрешения властей. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

В современных условиях развития общества необходимость защиты прав человека и поддержание правопорядка выходит на первый план, а формирующаяся судебная практика показывает, что для обеспечения правопорядка недостаточно одного нормативного закрепления прав и обязанностей граждан, в том числе и в сфере защиты их прав. Необходим эффективный механизм их реализации, включающий систему органов публичной власти, компетентно осуществляющих правозащитную функцию государства в интересах граждан, наличие такой системы образования и воспитания должностных лиц, которая формировала бы у них глубокое уважение к правам рядовых граждан.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой