Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Демократизация государственного строя Японии после Второй мировой войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с установлением парламентской монархии взамен абсолютной, Парламенту отводилась роль «высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны». В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоявшие ранее над парламентом, — Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями… Читать ещё >

Демократизация государственного строя Японии после Второй мировой войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поражение Японии во Второй мировой войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром. Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск.

Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим.

В 1946 г. Законом об аграрной реформе упразднялось крупное, т. е. помещичье, землевладение. Отныне его максимальный размер не должен был превышать 9 га обрабатываемой сельскохозяйственной земли. Остальная земля покупалась государством и продавалась крестьянам. Для предотвращения спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее продажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с разукрупнением военно-промышленных монополий. В результате появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных акционерных предприятий. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала.

Были демократизированы основы трудового и социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов и заключение ими коллективных договоров, предусматривалось право на проведение забастовок, вводился 8-часовой рабочий день и т. п. Предусматривался демократический порядок социального страхования. Меры первых послевоенных лет привели не только к ликвидации НПС и НЭС, но и к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, преобразованию ее общественноэкономического строя на либерально-демократической основе.

Конституция Японии 1947 г., разработанная американской администрацией, устанавливала либерально-демократическую парламентарную монархию в ее наиболее четкой и последовательной форме. Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в Конституции 1889 г. Однако это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена. Роль императора в государстве радикально изменилась. Конституция отвела ему роль, схожую с ролью английского монарха — «царствовать, но не управлять», олицетворяя историческую преемственность в развитии государства, незыблемость его основ. Император рассматривается как «символ государства и единства народа», «его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть».

Правомочия императора стали существенно ограничены. Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета — главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию поправок и конституций, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний. Все другие действия императора, относящиеся к делам государства, могут обрести законную силу только после одобрения кабинетом министров, который несет за них ответственность перед парламентом.

В соответствии с Законом о хозяйстве императорского двора 1947 г. имущество императорской фамилии передавалось государству, были национализированы императорская земельная собственность, капиталы в виде акций компаний, банковских вкладов, облигаций. Доходы императорской семьи ограничиваются бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом.

Реальная власть, по Конституции, принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

В связи с установлением парламентской монархии взамен абсолютной, Парламенту отводилась роль «высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны». В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоявшие ранее над парламентом, — Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов. Парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя палата), избираемой на четыре года, и палаты советников (верхняя палата), избираемой на шесть лет с переизбранием половины советников каждые три года.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Формальное ограничение полномочий верхней палаты по сравнению с нижней (например, законопроект, согласно Конституции, может быть принят даже при отсутствии одобрения его верхней палатой) не снижает большой значимости палаты советников в обеспечении политической стабильности в стране. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва ее чрезвычайной сессии, «если это крайне необходимо в интересах страны», как записано в Конституции.

Установлен следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах, и после принятия его обеими палатами становится законом. Принятый палатой представителей законопроект, но которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствующих депутатов.

Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от палаты представителей, и соглашение между ними не было достигнуто, то решение палаты представителей становится решением парламента. Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру.

Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показания свидетелей, а также представления протоколов. В обеих палатах действуют постоянные, специальные и другие комиссии. Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней — утверждение бюджета.

В 1946 г. был принят новый избирательный закон, по которому право голоса получили женщины, был снижен возрастной ценз (на пять лет).

В Конституции закреплена система «парламентских кабинетов». Парламент страны избирает премьер-министра Кабинета министров, которым может стать только лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. Он назначает членов Кабинета министров, ответственных за свою деятельность перед палатой представителей и обязанных подать в отставку в случае выражения вотума недоверия. Однако у премьер-министра есть право роспуска палаты представителей и назначения новых выборов. В случае отставки премьер-министра весь кабинет прекращает свои полномочия.

Прерогативами премьер-министра являются: обязанность докладывать «общее состояние государственных дел и внешних сношений» парламенту Японии и право законодательной инициативы. Функции Кабинета министров заключаются:

  • — в проведении законов в жизнь;
  • — руководстве внешней политикой;
  • — заключении международных договоров;
  • — организации и руководстве гражданской службой;
  • — праве на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов, кроме тех, которые устанавливают уголовную ответственность.

Конституция закрепила принцип гражданского правительства. В послевоенном кабинете отсутствуют должности военного и военно-морского министров и министра внутренних дел. Однако начальник Управления национальной обороны является министром без портфеля. Часть функций довоенного министерства внутренних дел выполняет Министерство по делам местного самоуправления, но оно не руководит полицией, которая является самостоятельным ведомством.

Для решения вопросов, связанных с персоной императора, вместо Министерства императорского двора создано Управление императорского двора при канцелярии Премьер-министра. Оно занимается организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности.

Судебная система. В Японии установлена государственная система судов (особые суды запрещены):

  • — Верховный суд — высшая судебная инстанция и высший орган управления судебной системой, имеющий право рассматривать вопросы о конституционности любого закона, приказа или какого-либо другого официального акта. В состав Верховного суда входят Главный судья, назначаемый императором по представлению Кабинета министров, и судьи, назначаемые самим Кабинетом министров;
  • — высшие суды — апелляционные инстанции по решениям местных судов;
  • — местные суды, в нравонодсудности которых уголовные дела, кроме тех, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа и ниже, а также дел взрослых преступников, относящихся к юрисдикции семейных судов;
  • — семейные суды разрешают дела, субъектом которых являются несовершеннолетние; семейные дела; в порядке уголовного судопроизводства рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство о несовершеннолетних;
  • — первичные суды, назначающие наказание за преступления, за которые предусмотрен штраф в виде альтернативного наказания: кражи, присвоение чужой вещи, укрывательство краденого, по которым предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет;
  • — административные суды, разбирающие гражданско-правовые дела представителей исполнительной власти.

В Японии прокуратура — единственный орган, наделенный правом возбуждать уголовное преследование. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпораций, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществление надзора за исполнением приговора. Система органов прокуратуры также строится по четырехуровневой схеме:

  • — Генеральная прокуратура;
  • — высшие прокуратуры;
  • — местные прокуратуры;
  • — участковые прокуратуры.

Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но не наделены правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь Генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.

Полиция Японии — это самостоятельное государственно-муниципальное ведомство, в котором сочетается централизирующее (государственное) и децентрализирующее (префектурное) начала. Главное полицейское управление подчинено премьер-министру через государственную комиссию общественной безопасности, которая состоит из представителей различных социальных групп и призвана обеспечивать контроль за деятельностью полиции со стороны общества. Префектурные полиции относительно самостоятельны. Главное полицейское управление лишь координирует их деятельность.

На полицию возложены профилактические, оперативно-розыскные и следственные функции. Профилактикой преступности занимаются низовые звенья патрульно-постовой службы в тесном контакте с населением. Низовые звенья — это полицейские будки (в городах) и полицейские посты (в сельской местности). В полицейских будках работают посменно три-четыре полицейских, в полицейских постах — один полицейский. Помещения полицейских постов делятся на две части: служебную и жилую, где полицейский постоянно живет вместе со своей семьей. Служба в полиции Японии считается престижной.

В области контроля над преступностью активно действуют общественные формирования, работающие на добровольных началах (ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах; ассоциации предотвращения разбойных нападений на финансовые учреждения; ассоциации реабилитационной помощи правонарушителям; молодежные ассоциации «Старших братьев и сестер» и др.). По крайней мере, каждый 300-й житель Японии является членом какой-либо из этих ассоциаций, многие из которых объединены на общенациональном уровне.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод:

  • — личные права и свободы граждан: право на жизнь, свободу и стремление к счастью; равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всех видов дискриминации, запрещением «пэрства и прочих аристократических институтов, всяческих привилегий»;
  • — политические права и свободы: право избирать публичных должностных лиц, свобода мысли и совести, свобода собраний, слова, печати (с запрещением цензуры), право на разбирательство «дела в суде», право на адвоката, запрет произвольных арестов, обысков, применения пыток и пр.;
  • — социальные права: запрещение принудительного труда, право на труд, на создание организаций трудящихся, включающее право «коллективных переговоров» и «коллективных действий», свобода научной деятельности и др.

Японская Конституция провозгласила также в качестве важной социальной обязанности государства «прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия». При этом право собственности закреплено в Конституции «в границах закона, с гем чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию».

В Конституцию включена декларация об отказе Японии от войны, а также «от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

Органы местного самоуправления в соответствии с японской Конституцией получили широкие права. Они не входят в систему органов государственной власти и имеют право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

Существуют верхние муниципалитеты в составе 47 префектур четырех категорий (одна столичная префектура то — Токио, одно губернаторство до — Хоккайдо; два города фу — Киото и Осака и 43 префектуры кэн) и нижние — города, поселки и местные общины. В муниципалитетах местным законодательным органом является муниципальное собрание, возглавляемое председателем. Руководство исполнительной властью и представительство муниципалитетов осуществляет ее глава — губернатор (в префектуре) или мэр (в муниципалитетах низшего звена). Муниципальные собрания и главы муниципалитетов избираются на четыре года путем прямых выборов.

Установленная в 1947 г. система государственной власти действует в Японии до настоящего времени.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой