Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовенство. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие, которое было освобождено от несения государственной службы, повинностей и налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы — священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и другие — церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось… Читать ещё >

Духовенство. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Церкви принадлежало до 1/3 всех обрабатываемых земель и феодально-зависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю, занимались ростовщичеством. Их владения продолжали расти, что уже представляло угрозу для дворянства. В первой половине XVII в. был создан Монастырский приказ для управления церковными землями, которые таким образом были поставлены под контроль государства.

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие, которое было освобождено от несения государственной службы, повинностей и налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы — священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и другие — церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство давало обет безбрачия. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

Высшим органом церковного управления и суда являлся московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением Московской патриархии ее глава по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой (автокефальной), и ее центром в формально-юридическом смысле становилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточного православия утверждался в своей должности царем. В связи с этим учреждение Московской патриархии являлось как бы завершающим актом, утверждавшим суверенитет Русского централизованного государства. Поместный собор и патриарх являлись не только высшими органами духовного суда. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое от церкви население, кроме дел об измене, «душегубстве, татьбе и разбое с поличным», а по ряду дел (например, преступления против нравственности, разводы и т. п.) — и все светские люди.

Православная церковь стояла на страже интересов государства и фактически выполняла идеологическую функцию последнего, поэтому государство всячески поддерживало церковь: и материально, и политически, и законодательно. Неслучайно во всех судебниках и Соборном уложении 1649 г. преступления против церкви стояли на первом месте, а уклонения от официальных церковных догм («ереси»), совращение в иную религию государство сурово наказывало. Однако при этом цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви, и когда глава церкви митрополит Филипп (Федор Колычев) попытался выступить против опричнины, по приказу царя Ивана Грозного он был лишен сана и посажен в тюрьму, где впоследствии и погиб.

Однако в годы Смуты роль церкви существенно возросла. После пресечения царской власти, когда правительство «семибоярщины» открыто предавало интересы народа иностранным интервентам, глава православной церкви патриарх Гермоген выступил с призывом к возрождению русской государственности. Патриарх Гермоген, репрессированный «правительством национальной измены» и погибший в феврале 1612 г. от голода в подвалах Чудова монастыря, в глазах русских людей того времени являлся национальным героем наравне с Мининым и Пожарским. Усилению роли церковных властей способствовал и тот факт, что с 1618 г. после возвращения из польского плена страной фактически правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул «великого государя». Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской была предпринята в середине XVII в. патриархом Никоном, тоже носившим титул «великого государя». Дело в том, что в связи с воссоединением Украины с Россией встал вопрос об унификации церковных книг и церковно-обрядовой практики. Однако часть верующих не согласилась с церковными реформами патриарха Никона, следствием которых стал церковный раскол, определяемый не столько богословскими факторами, сколько усилением социального протеста против политики правительства и особенно усиления феодального гнета. Царизм использовал репрессии против раскольников. Царь Алексей Михайлович активно поддерживал церковные реформы Никона, который, будучи человеком немалого ума, обладая властным, нетерпимым характером и сильной волей, воспользовался этой поддержкой, чтобы поставить власть патриарха выше царской. Эта попытка окончилась его смещением и ссылкой в один из дальних монастырей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой