Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:
- — понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;
- — понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;
- — понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;
- — процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный подход. Погорелова Н. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. — М.: Просвещение, 2006. — с. 62
Целью нашей работы было разработать и апробировать систему уроков «Окружающий мир» в 3 классе, способствующих освоению естественнонаучных понятий посредством игровой технологии Для реализации этой цели нам удалось решить поставленные задачи.
Нами были раскрыты теоретические и методологические основы процесса освоения естественнонаучных понятий в 3 классе с учетом их возрастных особенностей. Мы выяснили, что развитие у детей способности к целенаправленному освоению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников.
Мы описали средства освоения естественнонаучных понятий на уроках окружающего мира в 3 классе и выяснили, что одним из доступных и, в то же время, эффективных средств являются игровые технологии.
Мы разработали и апробировали на практике в МБОУ «СОШ № 4» города Ангарска цикл уроков окружающего мира в обследуемом классе с использованием игровых технологий. Нами были проведены 6 уроков.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, мы отмечаем положительную динамику уровня освоения естественнонаучных понятий у обучающихся 3 «Б» класса. Следовательно, можем сделать вывод об эффективности использования игровых технологий на уроках окружающего мира в 3 классе для освоения естественнонаучных понятий у учащихся. Таким образом, цель работы достигнута.
На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования, а также реализации исследовательской работы, обеспечивающей развитие освоения у школьников 3 класса, а также учитывая результаты контрольного этапа исследования, подтверждающие её эффективность, мы предлагаем более широко использовать игровые технологии для освоения естественнонаучных понятий школьников.