Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения — проблема, над которой я работаю второй год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю — активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими… Читать ещё >

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения — проблема, над которой я работаю второй год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю — активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству — это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд — самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т. е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» — иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание. Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

Творчество — это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.

В частности, для решения развивающих целей обучения я организую планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • — познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • — задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • — система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы .

В соответствии с этими требованиями, мои занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

  • 1) разминку;
  • 2) развитие творческого мышления;
  • 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач;
  • 4) решение творческих задач.

Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .

Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:

  • 1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:
    • а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;
    • б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
    • в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.

2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, психологической безопасности.

Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой