Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
![Реферат: Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения](https://westud.ru/work/6924466/cover.png)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения — проблема, над которой я работаю второй год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю — активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими… Читать ещё >
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения — проблема, над которой я работаю второй год. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю — активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество — явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству — это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд — самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т. е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» — иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание. Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Творчество — это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие.
В частности, для решения развивающих целей обучения я организую планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
- — познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
- — задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- — система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы .
В соответствии с этими требованиями, мои занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
- 1) разминку;
- 2) развитие творческого мышления;
- 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач;
- 4) решение творческих задач.
Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .
Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:
- 1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:
- а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;
- б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
- в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.
2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, психологической безопасности.
Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.