Становление и развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации
![Реферат: Становление и развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации](https://westud.ru/work/6672205/cover.png)
Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству… Читать ещё >
Становление и развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление единого образовательного пространства предусматривает взаимодействие и развитие различных уровней образования. Дополнительное образование детей является одним из важных звеньев системы непрерывного образования. Оно выполняет особую роль в освоении педагогической практикой новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к основному, школьно-базовому. Это — самостоятельный и самоценный вид образования.
Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.
Становление и развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации осуществляется на протяжении более двух десятков лет (с 1992 г.) в соответствии с Федеральной программой развития образования, а также концептуальными положениями, одобренными коллегией Министерства образования Российской Федерации от 25.04.94 № 12/1 «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», от 23.11.94 № 22/1 «О развитии дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения» и ряда других.
Определение основных направлений стратегии развития системы дополнительного образования детей было обусловлено требованиями теоретико-методической, нормативно-правовой, кадровой, материально-технической и финансово-экономической базами. Актуальность выбранных направлений подтвердилась трехгодичной практикой их реализации на всех уровнях системы дополнительного образования детей (от федерального до учрежденческого) [1] .
Развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:
- · сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности;
- · соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения новой практики;
- · упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, финансово-экономической базы дополнительного образования;
- · обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования;
- · создание условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме функционирования и в режиме развития;
- · научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
- · разработка базисной основы содержания дополнительного образования;
- · осмысление и развитие традиций соорганизации культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия;
- · расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот;
Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельном характере образовательного процесса, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению детей, их самореализации.
Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело межведомственный характер. Оно реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях.
В этой логике дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социальнопедагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование, с другой — возможностями учреждения дополнительного образования детей обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей [1].
Дополнительное образование детей имеет следующие особенности содержания: оно не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях (художественной, технической, спортивной, экологической и др.) и содержательных аспектах (теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.); содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий, социально-педагогический); в основе образовательного процесса лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, которые создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
В основе дополнительного образования ребенка лежит не стандарт, а социальный и личностный заказ. Нормативным документом здесь выступает дополнительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе.
Главным результатом организации личностно ориентированного дополнительного образования может стать создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории ребенка в рамках образовательного учреждения или образовательного пространства, в котором он живет и развивается.
Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации дополнительного образования детей: необходимым условием его существования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их, выбирать разные роли, отношения, осуществлять дальнейший жизненный выбор; главным организующим началом является не урок, а творчество, реализуемое в разнообразных формах и технологиях его реализации; разнообразны формы организации детских образовательных объединений (кружок, секция, студия, клуб, мастерская).
Численный состав объединений определяется в соответствии с психологопедагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Но в то же время, в данной сфере образования существуют следующие проблемы, требующие решения: сложная социально-экономическая ситуация, хронический дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений особо негативно отразились на детском техническом творчестве. Здесь наблюдается и потеря учреждений, и снижение контингента обучающихся.
Очевидно, без государственной программы содействия сохранению и развитию детского и молодежного технического творчества накопившихся проблем не решить.
Выводы по 1 главе
В данной главе мы рассмотрели актуальное состояние образования в России, уделив внимание положению российского образования в мире в прошлом и нынешнем десятилетиях и рассмотрев наиболее вероятные причины сложившейся ситуации в данной области.
Во-вторых, были проанализированы основные проблемы развития системы образования в России и предложены пути решения. Необходимо отметить, что большинство выделенных проблем пересекаются, поэтому их решение должно носить системный характер и быть взаимоувязано, от их успешного решения будет зависеть возможность устранения существующих недостатков системы образования.
В-третьих, нами были охарактеризованы свойства современного образования в России и рассмотрены основные отличия ныне действующих ФГОС третьего поколения от предыдущих нормативных государственных образовательных актов.
Также была охарактеризована система дополнительного образования в Российской Федерации, ее становление, развитие и актуальное состояние, как самостоятельного и самоценного вида образования. В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству и их подготовки к школьному обучению расширяется государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие сектора автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, услуг дополнительного образования и консультирования в муниципальных учреждениях.