Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика»: На примере специальности 030100 «Информатика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективные требования к обеспечению профилирования студентов специальности 30 100 «Информатика» в области компьютерной графики с одной стороны и недостаточная разработанность теоретико-методологических и организационно-методических основ ее развития, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические основы проектирования методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика»
    • 1. 1. Генезис компьютерной графики как науки и области знаний
    • 1. 2. Методические особенности изучения раздела «Компьютерная графика» в основном общем образовании по информатике и информационным технологиям
    • 1. 3. Анализ особенностей преподавания компьютерной графики для студентов специальности 30 100 «Информатика»
    • 1. 4. Педагогическое проектирование как эффективное средство разработки и реализации методической системы обучения студентов учебной дисциплине
    • 1. 5. Моделирование методической системы обучения студентов учебной дисциплине
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика»
    • 2. 1. Структура целей и задач учебной дисциплины «Компьютерная графика»
    • 2. 2. Содержание дисциплины «Компьютерная графика» в профессиональном образовании студентов специальности 30 100 «Информатика»
    • 2. 3. Методы, формы и средства обучения
    • 2. 4. Организация контроля знаний и умений студентов
    • 2. 5. Место дисциплины «Компьютерная графика» в курсе методики преподавания информатики
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная реализация спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика»
    • 3. 1. Методика эксперимента и его основные задачи
    • 3. 2. Выявление уровня усвоения знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Компьютерная графика»
    • 3. 3. Использование непараметрических методов математической щ статистики для обработки результатов эксперимента
    • 3. 4. Шкалирование уровня развития мотивации студентов в процессе изучения дисциплины «Компьютерная графика»
  • Выводы по главе 3

Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика»: На примере специальности 030100 «Информатика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества, в условиях быстрой смены технологий, в том числе педагогических, необходимо такое обучение, при котором каждое новое понятие или положение перестраивает структуры прошлого опыта, ориентирует обучающихся на ситуации будущего профессионального использования знаний. При этом овладение основами наук, системой практических занятий и навыков должно выступать не самоцелью, а инструментом практического преобразования деятельности. [183].

Актуальность исследования обусловлена потребностью в ликвидации сложившегося на сегодняшний день разрыва между объективно необходимым, декларируемым государственными стандартами профессионального и общего образования, и фактическим уровнем подготовки будущих учителей информатики в области компьютерной графики.

Исследования по проблеме преподавания компьютерной графики в курсе информатики в настоящее время ведутся довольно интенсивно. Вопросам обучения компьютерной графики в общеобразовательной школе посвящены многочисленные работы О. И. Шмайн, JI.A. Залоговой.

Проблемы вузовской подготовки по этому разделу для различных специальностей обсуждаются в работах И. В. Роберт, М. П. Лапчика, М. И. Рагулиной, Н. Н. Исуповой, Ю. В. Котова, А. А. Павлова, М. Н. Петрова, В. П. Молочковой, В. Н. Порева, Р. Х. Калимуллина, С. А. Попова, Ю. И. Тарасова, Н. В. Месеневой, О. Т. Иевлевой, Н. А. Евдокимовой, В. И. Якунина, Н. Н. Рыжова, П. В. Вельтмандер, Н. В. Орловой.

Вместе с тем, изучение научно-методической литературы и учебной документации, а также анализ состояния преподавания основ компьютерной графики в общем и вузовском курсах информатики по линии информационных технологий показали, что вопросам формирования у обучаемых (студентов и школьников) фундаментальных представлений в области компьютерной графики не уделяется должного внимания.

Современное развитие информационных технологий ставит перед профессиональным образованием задачи, требующие поиска, разработки и оптимизации эффективной методической системы обучения студентов компьютерной графике.

Предварительный анализ состояния проблемы, связанной с разработкой методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика», обучающихся по специальности 30 100 «Информатика», позволил выявить следующие недостатки:

— недостаточно планомерная и целенаправленная подготовка студентов специальности 30 100 в области компьютерной графики;

— отсутствие единых программ, структуры и содержания данной дисциплины для специальности 30 100 «Информатика»;

— малое количество учебно-методической литературы, позволяющей раскрыть методические подходы к изучению дисциплины «Компьютерная графика» для данной специальности.

Отсюда вытекает поверхностное изложение или даже отсутствие изучения основ компьютерной графики в общем курсе информатики, что указывает на необходимость опережающей подготовки учительских кадров.

Было выявлено противоречие между возросшими требованиями к профессиональной подготовке студентов специальности 30 100 «Информатика» и низким уровнем подготовки выпускников данной специальности в области компьютерной графики.

Перечисленные недостатки и выявленные противоречия на научно-методологическом уровне позволили сформулировать проблему исследования: как и при каких условиях можно спроектировать методическую систему обучения студентов специальности 30 100 «Информатика» дисциплине «Компьютерная графика» для их эффективной подготовки в данной области.

Объективные требования к обеспечению профилирования студентов специальности 30 100 «Информатика» в области компьютерной графики с одной стороны и недостаточная разработанность теоретико-методологических и организационно-методических основ ее развития, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине „Компьютерная графика“ (на примере специальности 30 100 „Информатика“)».

Цель исследования: эффективная подготовка будущих учителей информатики в области компьютерной графики, путем проектирования методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика».

Объект исследования: педагогический процесс реализации профессиональной подготовки студентов специальности 30 100 «Информатика» в области компьютерной графики.

Предмет исследования: методическая система обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессиональной подготовки студентов специальности 30 100 «Информатика» в области компьютерной графики будет эффективным, если:

— теоретически обоснована необходимость проектирования методической системы обучения студентов дисциплине в системе вузовского образования;

— определено место и значение обучения основам компьютерной графики, в том числе и как составляющей профессиональной подготовки студентов специальности 30 100 «Информатика»;

— разработана теоретическая модель методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика»;

— спроектированы структура и содержание методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика»;

— определено и разработано учебно-методическое обеспечение методической системы обучения студентов компьютерной графике для специальности 30 100 «Информатика»;

— определена достоверная методика проверки эффективности спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1. Проанализировать развитие современного состояния компьютерной графики, ее места в системе образования, в том числе, как составляющей профессиональной подготовки студентов специальности 30 100 «Информатика».

2. Выявить и разработать концепцию проектирования методической системы обучения студентов учебной дисциплине в системе вузовского образования.

3. Спроектировать методическую систему обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

4. Определить и использовать методику проверки эффективности методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика».

Реализация поставленных задач потребовала привлечения различных методов исследования:

— изучение и анализ научно-педагогической, психологической, методической и специализированной литературы по теме исследования;

— наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование студентов специальности 30 100 «Информатика», учителей информатики общеобразовательных школ и методистов;

— изучение учебных программ и учебных пособий по ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин;

— анализ межпредметных связей;

— педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разрабатываемых методических подходов, по реализации методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика».

Методологическая основа.

В основу проектирования методической системы обучения студентов компьютерной графике для специальности 30 100 «Информатика» были положены психолого-педагогические исследования Ю. К. Бабанского,.

B.П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, И. Н. Голицыной, О. С. Гребенюк, Т. Ф. Талызиной, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого,.

C.А. Рубинштейна, С. Д. Смирнова П.М. Якобсонадидактические и методические исследования А. П. Ершова, В. А. Каймина, В. М. Монахова, В. В. Лаптева, М. П. Лапчика, И. Я. Лернера, М. В. Швецкого, Ю. А. Первина, В. И. Пугач, В. М. Заварыкина, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутовапрограммно-методическое обеспечение образовательного процесса Р. Х. Калимуллинавопросы педагогического проектирования, раскрытые в работах В. И. Андреева, Е.С. Заир-Бека, Д. Г. Бикбулатовой, Ю. Б. Яковлева,.

B.П. Бедерханова, П. Б. Бондарева, В. В. Серикова, В. Е. Радионова, Т. К. Смыковской, В. М. Шепель, О. С. Анисимова, В. М. Монахова,.

C.Я. Батышева, B.C. Безруковой, Л. Б. Железновой.

Разработкой структуры и содержания компьютерной подготовки студентов педагогических вузов активно занимались и занимаются такие ученые, как В. П. Беспалько, В. Г. Житомирский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. И. Пугач, М. В. Швецкий. Направлению научных исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий посвящены ряд работ И. В. Роберт.

Компьютерная графика как средство обучения информационным технологиям в вузе рассматривается в работах С. А. Попова, Ю. И. Тарасова, B.C. Гудачковой, Е. А. Ерофеевой, Г. М. Клочковой, Н. В. Месеневой, О. Т. Иевлевой, Н. А. Евдокимовой, В. И. Якунина, Н. Н. Рыжова, П. В. Вельтмандер, М. П. Лапчика, М. И. Рагулиной, Н. Н. Исуповой, Н. В. Орловой.

Были выделены следующие этапы педагогического исследования:

1. Поисковый этап педагогического эксперимента (1999 ~ 2000 гг.) состоял в определении актуальности темы исследованияизучении состояния проблемы обучения компьютерной графике как в общем, так и в вузовском курсах информатикиизучении особенностей преподавания компьютерной графики студентам специальности 30 100 «Информатика».

2. Констатирующий этап педагогического эксперимента (2000 — 2002 гг.) представлял собой детальное проектирование каждого компонента методической системы обучения студентов компьютерной графике для специальности 30 100 «Информатика».

3. Формирующий этап педагогического эксперимента (2002 — 2004 гг.) заключался в исследовании эффективности спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» в профессиональной подготовке для специальности 30 100 «Информатика». Была доказана эффективность влияния обучения по спроектированной методической системе на уровень профессиональной подготовки посредством формирования у студентов знаний, умений и навыков в области компьютерной графики.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— разработаны научно-методические основы обучения компьютерной графике как составляющей профессиональной подготовки студентов специальности 30 100 «Информатика»;

— поставлена и решена на научно-теоретическом и практическом уровнях проблема проектирования методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— выявлена и разработана концепция проектирования методической системы обучения студентов учебной дисциплине в системе вузовского образования;

— спроектирована теоретическая модель методическая системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика»;

— доказана эффективность спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— определены формы, методы и средства обучения компьютерной графике в профессиональной подготовке студентов специальности 30 100 «Информатика»;

— разработаны рабочая программа дисциплины, методические указания по изучению компьютерной графики для студентов специальности 30 100 «Информатика»;

— разработано и издано учебно-методическое пособие «Основы компьютерной графики (на примере графического редактора CorelDraw v.10.0)» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по математическим, естественно-научным направлениям и специальностям;

— приложения к диссертации могут быть использованы при разработке учебно-программной документации, методических пособий и дидактических материалов для профессиональной подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий.

Работа по внедрению выдвигаемых в диссертации положений выполнялась в ходе экспериментальных исследований, проводимых на базе кафедры информатики и вычислительной техники Тольяттинского государственного университета.

Достоверность исследования обусловлена:

— научной методологией исследования;

— опорой на результаты психолого-педагогических и методических исследований;

— разнообразием и надежностью используемых научных методов исследования;

— согласованностью сформулированных положений с дидактикой высшей школы;

— результатами внедрения методической системы обучения студентов специальности 30 100 «Информатика» в процессе профессиональной подготовки, а также ее положительной оценкой.

На защиту выносятся:

1. Научные основы и концепция проектирования методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

2. Теоретическая модель методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

3. Структура, содержание и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Компьютерная графика» для студентов специальности 30 100 «Информатика».

4. Методика проверки эффективности спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика».

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и вычислительной техники Тольяттинского государственного университетапредставлены докладами:

— на внутривузовских научно-методических конференциях преподавателей и студентов ТГУ (2002;2004гг.);

— на региональной конференции «Проблемы развития инновационных педагогических, экономических, правовых и управленческих технологий в поволжском регионе» Тольяттинского филиала ВЭГУ (2002г.);

— на межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация общества и компьютерные технологии в народном хозяйстве» Сызранского филиала Самарского государственного технического университета (2003г.);

— на V-ой Всероссийской научной конференции «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения» Таганрогского радиотехнического университета (2002г.);

— на V-ой Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика непрерывного образования» ТГУ (2003г.);

— на Всероссийской научной конференции «Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики» ТГУ (2003г.);

— на 3-ей Международной Интернет-конференции молодых ученых и студентов (Самара 2002 г.);

— на Международном форуме по проблемам науки, техники и образования (Москва 2002 г.);

— на Международной научно-практической конференции «Приоритет России XXI века: от биосферы и техносферы к ноосфере» (Пенза 2003 г.);

— на Международной научно-практической конференции «XXI век: Россия и запад в поисках духовности» (Пенза 2003 г.);

— на VI Международной научной конференции «Новые технологии в образовании» (Воронеж 2003 г.);

— на десятой Международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования» (Нижний Новгород 2003 г.);

— на Международной научной конференции «Информация-Коммуникация-Общество» (Санкт-Петербург 2003 г.).

Структура диссертации обусловлена последовательностью решения поставленных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов к каждой главе, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе 3.

Обработка результатов педагогического эксперимента, направленная на апробацию спроектированной нами методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» для специальности 30 100 «Информатика», позволяет сделать следующие выводы:

1. Достижение студентами третьего уровня усвоения знаний (в среднем) показывает, что студенты способны не только воспроизводить полученные знания, но и творчески применять их в будущей профессиональной деятельности.

2. Принятие нулевой гипотезы при использовании медианного критерия говорит об отсутствии различия в системе знаний, умений и навыков у студентов двух экспериментальных групп. Это позволяет судить о равномерности и эффективности обучения.

3. Вычисление критерия Пирсона доказывает предположение об эффективности практической реализации методической системы обучения студентов данной дисциплине.

4. Достижение студентами четвертого уровня мотивации учения показывает осознанную направленность личности на изучение дисциплины «Компьютерная графика».

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают верность положений выдвинутой гипотезы и достижимость поставленных задач и позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ научной, публицистической, методической, учебной литературы позволяет сделать вывод о значимом месте компьютерной графики в современной науке и малом внимании к преподаванию данного материала в процессе обучения студентов специальности 30 100 «Информатика», что является серьезным недостатком профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

2. Нами предложено ввести дисциплину «Компьютерная графика» за счет часов регионального цикла для студентов специальности 30 100 «Информатика» как спроектированную методическую систему обучения, основанную на принципах системности и профессиональной направленности.

3. Анализ научно-методических основ исследования позволил спроектировать теоретическую модель методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» и детально разработать каждый из компонент данной системы для специальности 30 100 «Информатика».

4. Опытно-экспериментальная апробация спроектированной методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» и всесторонний анализ ее результатов свидетельствуют: о верности сформулированной гипотезы исследованияреальности поставленных целей обучениядоступности спроектированной структуры и содержания дисциплиныэффективности использования методической системы обучения студентов компьютерной графике для специальности 30 100 «Информатика».

Спроектированная методическая система обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» представляет собой «открытую» систему, доступную для корректировки с учетом развития информационных технологий и социального заказа общества. На ее основе могут быть построены вариативные спецкурсы и аналогичные дисциплины для других специальностей с учетом имеющихся условий и ресурсов.

В рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация тестирования знаний обучаемых: Метод, указания./ Каз. гос. технол. ун-т- Сост.: И. Х. Галеев, Г. У. Матушанский, В. И. Чепегин, Казань, 1998, — 24с.
  2. Т.А. Методическая подготовка учителя информатики // Информационные технологии в образовании. VII Международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов докладов. -М.: МИФИ, 1998.-С.8−9.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — С. 13.
  4. A.M., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И., Казаков В. А. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: Учебное пособие. К., ИСИО, 1993. — 336с.
  5. М.Б., Швец С. В. Приоритеты формирования программ по информатике // Информационные технологии в образовании. VII международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов докладов. -М.: МИФИ, 1998. С. 12−13.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. — 288с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. — 320с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. — 565с.
  9. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и культура мышления. М., 1991. — 416с.
  10. Аннотированный каталог программных средств // Информатика и образование, № 1, 1998.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая шк., 1980. — 368с.
  12. В.Г. Мотивация и формирование личности. М.: Мысль, 1976. -158с.
  13. В.Г. Функции социальных систем // Социологические исследования, 1980. № 2.
  14. Ю.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237с.
  15. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Сов. педагогика, 1980, № 3.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  18. Ю.К. Развитие инициативы и творчества учителей веление времени // Воспитание школьников. — 1987. — № 2. — С. 14−19.
  19. Г. И., Байтер У. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы) // Сов. педагогика, 1975. С.41−49.
  20. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие.: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. Краснодар, 2000. — 54с.
  21. B.C. Педагогика: Учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инд.-пед. института, 1993. — 320с.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во института профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 336с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.- 192с.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989. 144с.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.
  26. Большой энциклопедический словарь т.1 под ред. А. М. Прохорова М: «Советская энциклопедия», 1991 -864с.
  27. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1998.-431с.
  28. Будущее программирование // Учительская газета, 1 янв., 1986. С. 14−16.
  29. П.В. Учебное пособие «Вводный курс компьютерной графики» Книга 1 «Машинная графика». НГТУ, 1997 — 112с.
  30. В.В. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264с.
  32. И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование. Educational Technology & Society 3(3) 2000. ISSN 1436−4522, pp. 538−547.
  33. И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий. Educational Technology & Society 6(2) 2003. ISSN 1436−4522, pp. 77−83
  34. A.B., Лесневский A.C. Программа курса информатики для VIII — IX классов средней школы // Информатика и образование, № 7, 1997.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995.
  36. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136с.
  37. В., Ильясов И., Ляудис В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие. -М&bdquo- 1981.-80с.
  38. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект: Учебное пособие. -М.: Педагогика, 1985. 140с.
  39. B.C. Информационная культура как составляющая образовательной технологии // Научно-педагогические аспекты развивающих технологий обучения в высшем образовании. Тезисы докладов научно-практического семинара. Тольятти, 2000.
  40. B.C. Методические основы обучения информационным технологиям студентов экономического профиля // Современные ИТ в бизнесе, науке, образовании. Тольятти, 1998. — С.80−86.
  41. В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 156с.
  42. М. Трехмерная графика и анимация: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 640с.
  43. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 3VL: Просвещение, 1982. — 304с.
  44. И.П. Методическая система обучения основам логического программирования в профессиональном образовании учителя информатики // Автореф. дисс. кандидата пед. наук (13.00.08). 22с.
  45. Дьяконов В. MathCad 2001: учебный курс. СПб.: Питер, 2001. — 624с.
  46. А.Г. О непрерывном графическом образовании учащейся молодежи // Теория и методика непрерывного образования. Сб. трудов V Всероссийской научно-методической конференции, 28−29 января. -Тольятти: ТГУ, 2003 Том 1, 314с. (с. 49−50)
  47. С.А., Матросов B.JL, Лапчик М. П., Шари B. IL Концепция предметной подготовки учителя по специальности 30 100 — «Информатика» // Материалы конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». Новосибирск, 1998. — С.111.
  48. Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. Оренбург, 1998.
  49. В.И. О современной трактовке дидактических принципов / Советская педагогика. 1978. -№ 10.
  50. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. -276с.
  51. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования. -СПб, 1994.
  52. Л.А. Практикум по компьютерной графике. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 320с.
  53. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема / Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. — М.: 1975. — С.4−19.
  54. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в средней школе. -М.: Педагогика, 1981.
  55. О.П. Графика в Turbo Pascal // Информатика и образование, № 1, 1998.
  56. А.В. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991. — 191с.
  57. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. -480с.
  58. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
  59. М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Современная высшая школа. 1982. — № 2. — С. 115−125.
  60. О.В. Трехмерная графика системы MathCad в курсе стереометрии 10−11 класса // Сборник трудов «Новые технологии в образовании», Вып. 6. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. -С.25−26.
  61. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя / А. В. Авербух, В. Б. Гисин, Я. Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев, М.: Просвещение, 1992. 302с.
  62. Т.И. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.:Просвещение, 1984. — 496с.
  63. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д. А. Поспелова, М:"Педагогика-Пресс" -1994, 350с.
  64. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256с.
  65. Информатика: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / А. Р. Есаян, В. И. Ефимов, Л. П. Лапицкая и др. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
  66. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-96с.
  67. Каймин В. А Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование, № 6, 1990. С.26−31.
  68. Г. М. Использование средств технической графики и ЭВМ в учебном процессе допрофессионального образования лицеистов // Сборник научных работ «Вопросы методики профессионального образования». -Самара: СГПУ, 1998. С.79−82.
  69. Г. М. Методическое обеспечение обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея: Автореф. дисс. к.п.н. (13.00.08) -Тольятти: ТолПИ, 2000.
  70. О.В. Теория и методика формирования стохастических представлений в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физики в педвузе: Автореф. дисс. к.п.н. (13.00.08) Самара, 2000.
  71. О.В. Использование интегрированной обучающей среды Аванта на начальных уровнях обучения // Межрегиональная научно-практическая конференция «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза», НИИРПО, 2000. С. 34.
  72. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 9. С.103−106.
  73. Г. И. Структура ценностных ориентаций подростков и проблема мотивации обучения // Вестник новгородского государственного университета, 1998, № 6.
  74. Ю.В., Павлова А. А. Основы машинной графики. М: «Просвещение», 1993 -256с.
  75. В.В. Дидактический подход к построению теории содержания общего среднего образования // Советская педагогика. -1982. № 3. — С.34−38.
  76. В.В., Лор нор И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М, 1983. 352с.
  77. Н.Н. Цифровая обработка изображений. М.: Вузовская книга, 2001.-320с.
  78. А.А., Самовольнова JT.E. Программы образовательных учреждений «Информатика» // Информатика, № 45, 1998.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980.- 172с.
  80. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — С.96.
  81. Ю.А., Осоргин Е. Л., Гусев В. А. Преемственность учения в системе школа-профучилище-колледж-вуз-производство. Самара, 1999. — 252с.
  82. Е.Ю. Развитие пространственных представлений при изучении графических дисциплин // Технологическая и экономическая подготовка студентов в пед. вузе. Москва, 1998. — С. 111−114.
  83. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений, М.: Просвещение, 1990. 224с.
  84. С.В. Методика обучения проектированию систем управления базами данных в профессиональном образовании учителя информатики // Автореф. кандидата пед. наук (13.00.08). 17с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 185с.
  86. И.И. Инженерно-педагогическое образование Политиздат, 1975.-205с.
  87. И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика. 1969. — № 3. — С.91−100.
  88. .М. Компьютерные технологии инженерной графики // Информатизация общества и компьютерные технологии в народном хозяйстве. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 6−7 февраля 2003 г. Самара: СГТУ, 2003. — С. 134−136.
  89. А.Ф. Графическая грамотность в наших школах. СПб., 1996. -С.З.
  90. М.И. Современный урок. Вопросы теории / 2-е изд., испр. и доп. -М.:Педагогика, 1985.- 184с.
  91. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе / Под ред. Усовой А. В.: Челябинск, ЧГПИ, 1973. 127с.
  92. Н.В. Задачи и перспективы учебного курса «Компьютерная графика» для специальности дизайн // Сборник материалов
  93. Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза» 11−13 октября 2000 г, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2000.-С. 123.
  94. Методы системно-педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208с.
  95. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников / Психологические исследования. М.: АПН СССР, 1961. — 375с.
  96. В.М. Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы // Вопросы психологии. 1989. — № 2. -С.27−36.
  97. В.М. Проектирование учебного процесса и технологических учебников // Школьные технологии, № 1. 2001.
  98. Ш. Монахов В. М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. — 152с.
  99. В.М., Шабанов Т. Н., Смыковская Т. К. Методическая система инновационной школы: функционирование, развитие. Волгоград, 2000. -147с.
  100. P.JI. Стратегия построения интерактивных Web-сайтов // Тезисы докладов V-ой Всероссийской научной конференции «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения», 28 ноября. Таганрог: ТРТУ, 2002. — С. 127−128.
  101. М.Н. Курс «Программное обеспечение ЭВМ» в классах с углубленным изучением информатики // Информационные технологии в образовании. VII международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов докладов. М.: МИФИ, 1998. — С.52−53.
  102. М.Н. Профильные курсы в старших классах с углубленным изучением информатики // Информационные технологии в образовании. VII международная конференция-выставка. Научно-методический сборник тезисов докладов. М.: МИФИ, 1998. — С.54
  103. Н.Д. Лекционное преподавание как предмет систематического исследования // Современная высшая школа, 1976. № 4. — С.43−60.
  104. A.M. Направления исследований аниматов для решения задач САПР // Тезисы докладов V-ой Всероссийской научной конференции «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения», 28 ноября. Таганрог: ТРТУ, 2002 — С.72−74.
  105. А.А. Формирование профессиональных качеств у учащихся индустриальных колледжей на интегрированных уроках математики и информатики / Автореф. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2000. — 35с.
  106. Ньюмен У, Спрулл Р. Основы интерактивной машинной графики. Пер. с англ. М.: Мир, 1976. 57с.
  107. Обязательный минимум содержания образования по информатике // ИНФО, 1999, № 7, С.2−4.
  108. Обязательный минимум содержания образования по информатике и информационным технологиям // ИНФО, 2004, № 4, С.7−11.
  109. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М: «Азъ», 1995−908с.
  110. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990. 382с.
  111. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1972. -311с.
  112. Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для 10−11 кл. ср. шк. / В. А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин, М.: Просвещение, 1989. 272с.
  113. Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для 10−11 кл. ср. шк. / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. М.: Просвещение, 1993. 254с.
  114. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. завед. В 2-х ч. / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова, М.: Просвещение, 1985 (чЛ), 1986 (ч.2).
  115. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред, учеб. заведений / А. П Ершов, А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, А. Л. Семенов, А.Х. Шень- Под ред. А. П. Ершова. М.: Просвещение, 1988. -207с.
  116. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 304с.
  117. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М., 1988. — С.385.
  118. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие / К. Л. Биктагиров и др. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. — 192с.
  119. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  120. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С .А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов идр.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  121. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  122. С. Поворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. под ред. Беляевой А. В. и Леонаса В. В. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  123. Ю.А. Лекции по Роботландии. М.: КУДИЦ, 1994.
  124. Ю.А., Никитин А. Н. Программа регионального курса «Информационная культура», Самара, 1996. 19с.
  125. М.Н., Мол очков В.П. Компьютерная графика. Учебник. СПб: Питер, 2002. — 736с.
  126. П.И., Коротяев Б. И., Хозяинов В. И. Теоретические основы обучения студентов знаниями и методами познавательной деятельности // Современная высшая школа. 1980. — № 3. — С. 189−205.
  127. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
  128. В. Компьютерная графика С-Пб.: БХВ-Петербург, 2002. 432с.
  129. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  130. Психолого-педагогические и психолого-физические проблемы компьютерного обучения: сборник научных трудов под. ред. Бодалева А. А. М.: АПН СССР, МГУ, 1985. — 162с.
  131. В.И. Технологии обучения будущих учителей информатики в педагогических институтах. Самара: СГПИ, 1994. — 160с.
  132. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. СамГПИ, 1993. — 250с.
  133. В.И., Добудько Т. В., Никитин А. Н. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. СамГПИ, 1992. -192с.
  134. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе // Автореф. доктора пед. наук (13.00.02). М., 1975. — 60с.
  135. И.В. НИТ в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991. № 4. — С. 18−25.
  136. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб.: СПбГТУ, 1996. — 127с.
  137. Н.В. Педагогика. М., 1978. — С. 124.
  138. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН СССР, 1962. — 404с.
  139. И., Залогова Л., Русаков С., Шестаков Л. Информатика. Базовый курс. 7−9 классы, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 384с.
  140. И.Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10-й класс.- М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2001, — 168с.
  141. Н., Волков Д. Образование в машинной графике // Открытые системы, № 5, 1996.
  142. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272с.
  143. Системы автоматизированного проектирования: В 9-ти кн. Кн. 9 Иллюстрированный словарь: Учебное пособие для втузов Д. М. Жук, П. К. Кузьмин, В. Б. Маничев и др.: Под ред. И. П. Норенкова. М.: Высшая школа, 1986.- 159с.
  144. А.В., Баженов В. А., Карданов С. Б., Ключко С. Л. Обучение студентов автоматизированному проектированию технологических процессов // Теория и методика непрерывного образования. Сб. трудов V
  145. Всероссийской научно-методической конференции, 28−29 января, Том 2. -Тольятти: ТГУ, 2003 С.247−249.
  146. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и им-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 217с.
  147. Э.Ф. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.
  148. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. — С.806.
  149. A.M. Логическая структура учебного материала // Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  150. Ч. Неожиданное применение ЭВМ в чистой математике // ТИИЭР, т. 62, N 4, 1974, С. 96 99
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975.-343с.
  152. Талызина Н. Ф, Печенюк Н. Г, Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.
  153. Тезарус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
  154. Турбо Паскаль 7.0 К.: Торгово-издательское бюро BHY, 1996. — 448с.
  155. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // ИНФО, № 3, 1994. с.3−14.
  156. Угринович Н, Босова Л, Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-256с.
  157. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971,-311с.
  158. Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. -М.: Флинта: Наука, 2002. 264с.
  159. У ютов А. А. Применение САПР цехов в цикле специальных дисциплин // Информатизация общества и компьютерные технологии в народном хозяйстве. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 6−7 февраля 2003 г. Самара: СГТУ, 2003. — СЛ13−114.
  160. А.А. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 МГУ им. М. В. Ломоносова, М.: 1989, 21с.
  161. В.Н. Системный аспект межпредметных связей естественнонаучных дисциплин средней школы / Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М.: 1973, 4.1.
  162. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.-С. 17−22.
  163. Философский словарь. -М., 1982.
  164. И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М&bdquo- 1990. — С. 194−195.
  165. И. Программа курса «Информатика» // Информатика и образование, №№ 5−6, 1992. с. 19−22.
  166. И.М. Система форм организации обучения в советской школе. -М., 1987. С.16−30.
  167. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти: Тол ПИ, 1992. — 121с.
  168. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
  169. В.М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. М., 1992.
  170. Е.В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 464с.
  171. Этюды дидактики высшей школы / Под ред. А. П. Чернышева. М.: НИИВО, 1994.- 135с.
  172. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
  173. И.С. Развитие пространственного мышления школьников, М.: Педагогика- 1980. 240с.
  174. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой.-М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -304с.
  175. Ю.Б. Системное проектирование профильного обучения информационным технологиям // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сб. трудов. Часть I. -М. :МИФИ, 2001. С. 179−181.
  176. В.А. Психология учебной деятельности студентов. СПб.: Логос, 1994.- 160с.
  177. Heckhausen Н. Motivation and Handeln. Berlin: Springer, 1980.
  178. Noether G.E. Elements of Nonparametric Statistics. N.Y., 1967.
  179. G.Enderle K. Kansy G.Pfaff Computer Graphics Programming. GKS The Graphics Standart — Berlin Heidelberg New York Tokyo Springer-Verlag 1984. — 480c.1. Интернет-ресурсы:
  180. Д.Г. Стратегическое планирование (дистанционная лекция). lifjp://www, iwipkraj — 8. «lfJitm
  181. А.В. Некоторые подходы к проектированию методической системы обучения студентов математике (на примере гуманитарных специальностей). http://wwwJ.sfji.rii/pflf/kerif6/fi22.fHif
  182. .Г. Формирование мотивации обучения как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся btfp://methoil.altal.rcde.rw/getblob.asp?id=200 002 593
  183. О.Т., Евдокимова Н. А. Методика использования 3D компьютерной графики для развития профессиональных графических навыков студентов архитектурно-художественных специальностей -http://www.ratrost.rii/IWork/PC3D.htiiil
  184. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронаhttp://encycLyaBdex.r^ .rev&encpage=brokmiuor
  185. Методика создания рабочей программы дисциплины, h ttp://w w w.raesi. го/ped agogi ka/i o/Of/ii p. h tm
  186. Программа „Компьютерная графика и анимация“ как технология формирования информационной культуры педагогов. Центр образования „Гуманитарный центр Театр“ г. Екатеринбург. http://www hct. rit/tiYрЗ/u tp! ati. htin 1
  187. Программа „Основы компьютерной графики. Методика изучения компьютерной графики“ Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. -Sittpj/Vvipk.narod.ru/lnforiniva/uchebka/kiirs/ii/kill 1 .him
  188. Программа курса „Компьютерной графика“ муниципальной средней образовательной школы № 197 г. Новосибирск httpt/Zschl*)?. narml.ru/sch 197/master/graf*kaJstm
  189. Программа курса „Компьютерной графика“. Автор: Шмайн О.И.hftK//sehoiai%tir€,"'"FM/l^
  190. Рабочая программа дисциплины „Компьютерное моделирование“ Автор: Поршнев С. В. Нижнетагильский государственный педагогический институт. iittfK//b5jHuib^y/Dc'f:mtm
  191. Рабочая программа дисциплины „Компьютерное моделирование“ для специальности 30 100 Информатика Новосибирского государственного педагогического университета htlp://iclm, rispy, ry/stuclen, tfplaii/02l}4Jitrnl
  192. Рабочая программа курса „Теоретические основы информатики“ (введение в программирование) Московского Городского Педагогического Университета. http://www.mgpu.ru/eliaiI's/kiipm/programms.html#toi
  193. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“ для специальности 351 500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Автор: Дуткевич Ю. Г. -Москва 2000. — Iitt|K//www, math,$}M?w.^1. CompGraphics. html
  194. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“ для специальности 13.03.00. Московский государственный технический университет гражданской авиации. — iifi|K//www.ascoii/r"/koiiipM/iW€sliCjJ€Jiiras™
  195. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“ для специальности 35.14.00 Прикладная информатика в экономике. Автор: Орлова Н. В. Ростовский государственный экономический университет „РИНХ“, 2002. — http://orlova.rseii.r"/?actionRk$E%5Ciiiiik
  196. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“ Филиал МГУ в Астане, 2003. http://graphks.cs.insu.su/courscs/cg03bast/mdex.html
  197. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“. Автор: Баяковский Ю. М. МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2003.
  198. Рабочая программа по дисциплине „Компьютерная графика“. Автор: Курагина Е. В. Марийский государственный университетhttp://imf.tnargu.iiia ri.ru
  199. Разработка компьютерных средств обучения lHtp://cniLmpti.ac.ru/tctbook/UOOOj)OUl.lnm
  200. Учебная программа дисциплины „Структура экранного образа“ Государственного университета управления
  201. В.А. Педагогическое проектирование, как акмеологическая технология педагогического образования. btqy.//atuo№o.ni"tDet/pagcsrc.php?id=127
  202. Министерство образования РФ Тольяттинский государственный университет Кафедра „Информатика и Вычислительная техника“
  203. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе1. Бахарев Н.П.20 021. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины Компьютерная графикадля студентов дневной форм обучения по специальности 30 100 Информатика1. Тольятти, 2002
  204. Организационно-методический раздел 1. Цель курса
  205. Целью курса является формирование у студентов знаний, умений и навыков использования средств информационных технологий в области компьютерной графики и применению данных знаний в их дальнейшей профессиональной деятельности.
  206. Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов наглядно-логического обучения, проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа общих и частных задач и др.
  207. Раздел 1. Отображение графического объекта в компьютерной графике.
  208. Раздел 2. Программные средства компьютерной графики.
  209. Раздел 3. Базовые растровые алгоритмы.
  210. Раздел 4. Методы и алгоритмы трехмерной графики.2. Темы и краткое содержание
  211. Раздел 1. Отображение графического объекта в компьютерной графике.
  212. Тема 1. Введение в компьютерную графику.
  213. Первые попытки реализации представления данных на мониторе компьютера в графическом виде. Типы графически мониторов, адаптеров. Координаты графического экрана. Цветовая палитра.
  214. Тема 2. Виды компьютерной графики.
  215. Основы представления графических данных: растровая, векторная, фрактальная графика. Их сравнительный анализ. Форматы графических данных.
  216. Тема 3. Понятие и отображение геометрического объекта.
  217. Преобразования координат. Аффинные преобразования на плоскости и в пространстве. Преобразования объектов. Связь мировых и экранных координат.
  218. Тема 5. Виды проекций и поверхностей.
  219. Пересечения поверхностей. Различного рода развертки. Способ замены плоскостей проекций. Метрические задачи. Позиционные задачи. Аксонометрические проекции.
  220. Тема 6. Представления объектов и их машинная генерация.
  221. Базовые средства представления геометрических объектов- графические объекты, примитивы и их атрибуты. Графические возможности языков высокого уровня. Графические реакторы. Графические языки.
  222. Раздел 2. Программные средства компьютерной графики.
  223. Тема 7. Программное обеспечение компьютерной графики.
  224. Тема 8. Презентационная графика.
  225. Тема 9. Основы работы растровой графики.
  226. Тема 10. Применение векторной графики.
  227. Тема 11. Трехмерная графика.
  228. Трехмерность пространства. Назначение и области применения программ трехмерного моделирования. Объекты трехмерной графики. Геометрическая модель сцены. Вращение. Координатная сетка. Моделирование.
  229. Раздел 3. Базовые растровые алгоритмы.
  230. Тема 12. Координаты. Прямое вычисление координат.
  231. Система координат. Задачи на вычисление координат. Вывод точек в заданной системе координат.
  232. Тема 13. Алгоритмы вывода прямой линии. Кривая Безъе.
  233. Алгоритм вывода отрезка прямой линии. Инкрементные алгоритмы кривой. Кривые и поверхности Безье. Сплановые кривые. Геометрический алгоритм для кривой Безье.
  234. Раздел 4. Методы и алгоритмы трехмерной графики. Тема 16. Основы трехмерной графики.
  235. Трехмерные примитивы. Трансформация и редактирование объектов. Клонирование и копирование объектов. Массивы. Тема 17. Модели описания поверхностей. Карта рельефа и деформации. • Тема 18. Трехмерное моделирование.
  236. Основные принципы освещения. Основы трехмерного освещения. Источники трехмерного освещения. Эффекты и управление освещением. Базовые концепции освещения.
  237. Тема 21. Управление камерами.
  238. Основы размещения камеры. Перемещение камеры. Направление камеры. Тема 22. Анимация.
  239. Основы анимации. Прямая и обратная кинематика. Морфинг. Деформационные сетки. Системы частиц, процедурное движение. Сценарная анимация. Анимация персонажей. Анализ движения. Визуальные эффекты. Тема 23. Визуализация объемных изображений.
  240. Визуализация: разрешение, насыщенность цвета, альфа-канал, палитры, сглаживание ступенчатых поверхностей, атмосферные эффекты, геометрическийканал. Альтернативные инструменты визуализации. Заключительные производственные эффекты. Вывод изображений.
  241. Содержание лекционного курса дисциплины „Компьютерная графика"п/п Тема раздела Тема лекции Кол-во часовауд. Сам.
  242. Отображение графического объекта в компьютерной графике. Введение в компьютерную графику. Виды компьютерной графики. 0,5
  243. Понятие и отображение геометрического объекта. 0,5 1
  244. Координаты. Преобразования объектов и координат. 1 1
  245. Виды проекций и поверхностей. 1 1
  246. Программные средства компьютерной графики. Программное обеспечение компьютерной графики. 0,5 1
  247. Проектирование и разработка программных средств компьютерной графики. 1 1
  248. Базовые растровые алгоритмы. Прямое вычисление координат. 0,5 1
  249. Алгоритмы ввода вывода линий. Кривая Безье. 1 2
  250. Алгоритмы вывода фигур. 0,5 1
  251. Стили линии и заполнения. 0,511. Фрактальная графика. 1 2
  252. Методы и алгоритмы трехмерной графики. Основы трехмерной графики. 1
  253. Трехмерное моделирование. 3 314. Освещение. Камеры. 2 215. Анимация. 2 3
  254. Визуализация объемных изображений. 2 41. ИТОГО: 18 23
  255. Содержание лабораторного практикума дисциплины „Компьютернаяграфика"п/п Тема лабораторной работы Кол-во часовауд. сам.1. Входное тестирование. 0,5
  256. Работа по созданию рекламной продукции с использованием различных пакетов программного обеспечения компьютерной графики (Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, CorelDraw). 2
  257. Создание презентации „собственной фирмы“ (Microsoft PowerPoint). 1
  258. Создание обучающей программы по разделу графики языков программирования с использованием средств тех же языков программирования. 2 1
  259. Создание фрактальных изображений. 1,5 1
  260. Использование средств 3D Studio МАХ 5.0 для создания и редактирования объемных графических объектов. 1 1
  261. Создание трехмерных графических объектов с помощью сплайнового, кусочного и параметрического моделирования. 2 2
  262. Преобразование двухмерных форм в трехмерные объекты выдавливанием, вращением и разверткой формы. 2 3
  263. Использование модификаторов при трехмерном моделировании. 2 3
  264. Создание реальных форм. 6 6
  265. Наложение текстур и освещение. 4 5
  266. Создание анимированного изображения. 4 5
  267. Разработка проекта демонстрации „собственной фирмы“. 8 81. ИТОГО: 36 35
  268. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
  269. Реализации представления данных на мониторе компьютера в графическом виде.
  270. Типы графических дисплеев.
  271. Виды компьютерной графики.
  272. Графика языков программирования.
  273. Точка, линия, математическая формула.
  274. Прямая, плоскость, линия, поверхность.
  275. Понятие геометрического объекта.
  276. Отображение геометрического объекта на плоскости.
  277. Форматы графических данных.10. Проекции и поверхности.
  278. Двумерные и трехмерные преобразования координат и объектов.
  279. Создание и редактирование графических объектов с использованием графических реакторов.
  280. Понятие презентационной графики. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint.
  281. Основы растровой графики. Свойства растра.
  282. Понятие точечного пиксела.
  283. Инструментальные средства редактирования Adobe PhotoShop.
  284. Основы создания графических объектов в Adobe Illustrator.
  285. Создание геометрических объектов средствами CorelDraw.
  286. Понятие трехмерности изображения. Воксел.20. Методы анимации.21. Создание деформаций.
  287. Создание геометрической модели сцены.
  288. Моделирование трхмерных объектов.24. Исказители пространства.
  289. Понятие „фрактал“. Классификация фракталов.
  290. Фракталы и проблемы размерности.
  291. Фрактальные кривые и рекурсии.
  292. Множества Жюлиа и Мандельброта.
  293. Фракталы и область их применения.30. Визуальные эффекты.
  294. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
  295. История создания компьютерной графики.2. Графические примитивы.
  296. Представления графических объектов.
  297. Сравнительный анализ видов графики.
  298. Изучение дополнительных возможностей Adobe PhotoShop и Adobe Illustrator.
  299. Проектирование интерфейсов для Web-страниц в Adobe PhotoShop.
  300. Растеризация и векторизация изображений в CorelDraw.
  301. Технические возможности 3D Studio МАХ.
  302. Множества Жюлиа и Мандельброта.
  303. Фракталы и области их применения.
  304. Метод наименьших квадратов.
  305. Определение фрактальной размерности кластера.
  306. Преобразование двухмерных форм в трехмерные объекты.
  307. Полигональное моделирование.15. Создание текстур.16. Видимый свет.
  308. Создание и анимация трехмерных персонажей.
  309. Создание короткометражного фильма.
  310. Аппартатное и программное обеспечение.
  311. Планирование и организация анимированных проектов.
  312. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
  313. Введение в компьютерную графику.
  314. Типы графически мониторов и компьютеров.
  315. Основы представления графических данных: растровая, векторная, фрактальная графика.
  316. Точка, линия, математическая формула, прямая, плоскость, линия, поверхность.
  317. Понятие геометрического объекта. Отображение геометрического объекта на плоскости.
  318. Цветовые модели. Форматы графических данных.
  319. Виды проекций и поверхностей.
  320. Преобразования объектов и координат.
  321. Базовые средства представления геометрических объектов.
  322. Графические реакторы. Графические языки.
  323. Возможности презентационной графики.
  324. Обработка графических представлений средствами растровой графики.
  325. Основы растровой графики. Понятие точечного пиксела.
  326. Обработка изображений растровой графики в Adobe PhotoShop.
  327. Экспорт и импорт изображения в Adobe PhotoShop.
  328. Создание и редактирование графических объектов средствами Adobe Illustrator.
  329. Формат кодирования векторной графики.
  330. Математические основы векторной графики.
  331. Создание геометрических объектов средствами векторной графики.
  332. Назначение программ трехмерного моделирования.
  333. Модели описания поверхностей.
  334. Области применения программ трехмерного моделирования.
  335. Создание геометрической модели сцены.
  336. Создание и моделирование трхмерных объектов.25. Наложение текстур.
  337. Применение исказителей пространства.27. Модификаторы.28. Управление освещением.29. Управление камерами.30. Визуальные эффекты.31. Анимация.
  338. Визуализация объемных изображений.
  339. Программное обеспечение компьютерной графики.
  340. Прямое вычисление координат.
  341. Алгоритмы вывода линий. Кривая Безье.36. Алгоритмы закрашивания.
  342. Понятие „фрактал“. Классификация фракталов.
  343. Множества Жюлиа и Мандельброта и их компьютерное построение.
  344. Динамические процессы. Бифуркации.
  345. Фракталы и область их применения.
  346. I. Распределение часов курса по темам и видам работп/п Раздел Содержание Кол-во часовауд. сам.
  347. Программные средства компьютерной графики. Программное обеспечение компьютерной графики. Презентационная графика. Основы работы растровой графики. Применение векторной графики. Трехмерная графика. 4,5 2
  348. Базовые растровые алгоритмы. Координаты. Прямое вычисление координат. Алгоритмы вывода прямой линии. Кривая Безье. Алгоритмы вывода фигур. Алгоритмы закрашивания. Фрактальная графика. 7 8
  349. Грей Д. Photoshop Plug-ins. Расширения программы Adobe Photoshop: пер. с англ.- СПб, 1998.
  350. М. Трехмерная графика и анимация. М, 2002.
  351. JI.A. Практикум по компьютерной графике. М, 2001.
  352. В. Б, Коцюбинский А. О. Графический редактор CorelDraw 6 для Windows 95: Практическое пособие. М, 1996.
  353. Котов Ю. В, Павлова А. А. Основы машинной графики.- М, 1993.
  354. Корубн Ф, Маккромик П. Эффективная работа с CorelDraw 8 СПб, 1998.
  355. Н.Н. Цифровая обработка изображений. -М, 2001.
  356. . 3D Studio МАХ 3:0: от объекта до анимации СПб, 2000.
  357. В.К. Уроки Photoshop.// Программирование. 1999. Ю. Маров М. 3D Studio МАХ 3.0: учебный курс — СПб, 1999.
  358. Петров М. Н, Молочков В. П. Компьютерная графика. СПб, 2002.
  359. В. Компьютерная графика. СПб, 2002.
  360. Сагман Свифт Эффективная работа с PowerPoint 7.0 для Windows 95. Перевод с англ. -СПб, 1997.
  361. Г. 3D Studio МАХ 3. Учебник СПб, 2000.
  362. Федер Фракталы. Мир, 1991.
  363. Д. Мултимедийные презентации в бизнесе- Киев, BHV, 1997.
  364. Шикин Е. В, Боресков А. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. -М&bdquo- 2001.
  365. MicrosoftOffise'97. Самоучитель М, 1998.
  366. К. Курс молодого бойца: Windows 95: что, как и почему -КомпьютерПресс, 1996.
  367. Р. Эффективная работа с Word 97 СПб, 1998.
  368. Вильмс Р, Маклин К. Компьютеры в школе. Пер. с англ. / Общий ред. В. В. Рубцов М, Прогресс, 1988.
  369. Винтер Microsoft Word 97: справочник. СПб, 1999.
  370. Гайкович В, Першин А. Электронные системы. М, 1999.
  371. Р. От мавританских орнаментов к фракталам. Наука и жизнь. — 1995. — № 8.
  372. О. В, Морозов В. В. Практикум по компьютерной технологии: Учебное пособие. М, 1998.
  373. Ефимова О, Моисеева М, Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. М, 1997.
  374. Ю.Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова- Пер. с англ. М, 1998.
  375. Информатика. Базовый курс. / под ред. Симоновича С. В. СПб, 1999.
  376. Кент П. Photoshop / Пер. с англ. В. Л. Григорьева. М, 1996.
  377. Кларк, Майкл Т. Фильтры для Photoshop 5. Спецэффекты и дизайн.:Пер. с англ.-М, 1999.
  378. А. Пасько В. MicrosoftOffise'97 для Windows 95 в бюро — Киев, BHS, 1996.
  379. А. Пасько В. MicrosoftOffise'97 для Windows 95 в бюро Киев, BHS, 1996.
  380. О.Э. Спецэффекты. М., 1999.
  381. В. И. и др. Фракталы в зеркале компьютеров. Мир ПК. -1995. — № 1.
  382. С. Ландшафты фрактальных миров. Науа и жизнь. — 1995. — № 12.
  383. М. Энциклопедия. Наиболее полное и подробное руководство 3D Studio МАХ 3.0 СПб., 2000.
  384. Миронов Д. CorelDraw 9: Учебный курс. СПб., 1999.
  385. . В хаосе есть система. Техника молодежи. — 1992. — № 10.
  386. Д. С. Моделирование в 3D Studio МАХ 3.0 СПб., 2000.
  387. Ресурсы MicrosoftOffise'97 для Windows 95. Полное описание операционной системы MicrosoftPress, 1996.
  388. Санна П. Visual Basic для приложений в подлиннике.
  389. Ю. Эффективная работа с 3D Studio МАХ 3.0 СПб., 2000.
  390. В. Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. М., 1997.
  391. Ю. А. Основы компьютерной технологии: Учебное пособие. М., 1998.
  392. Г., Кэнси К., Пфафф Г. Программные средства машинной графики. Международный стандарт GKS: Пер. с англ. М., 1988.
  393. Mel одические указания к лабораторной работе № 5 по изучению пакета презентационной графики PowerPoint „Анимация объектов слайдов“
  394. Цель: создать и оформить презентацию слайдов PowerPoint, используя анимацию объектов презентации при показе.
  395. Задачи: Создать презентацию, согласно своему варианту- вставить необходимые объекты- настроить анимацию объектов.1. Эффекты анимации
  396. Анимационные эффекты при показе слайдов можно настроить с помощью ~~т~| инструмента Анимация на панели инструментов. При этом откроется диалоговое окно Эффекты анимации (рис. 1).1. ЭффвКТЫ aHllll
  397. ЭММЫ 1 ¦ | п* tfuxm 6*) „„ИЩА)mi ры юодоомд**** |
  398. Bt“ l">„lf“ irnawik Г. г |—э ! .хяглг Jtrti г>н}.(ик 1ttrCTl
  399. Рис. 2. Диалоговое окно Настройка анимации
  400. Если анимационные эффекты для объектов не заданы, в окне Настройка анимации контекстного меню (рис. 2) названия всех объектов текущего слайда находятся в списке Объекты без анимации (вкладка Время).
  401. В это диалоговое окно можно попасть используя пункт меню Показ слайдов / Настройка анимации.
  402. Рис. 3. Установка порядка эффектов анимации
  403. Кнопки со стрелками рядом со списком Порядок анимации позволяют изменять последовательность элементов этого списка, вследствие чего становится другим и порядок воспроизведения анимационных эффектов при демонстрации слайда.
  404. После составления списка объектов анимации на вкладке Время перейдите на вкладку Эффекты.
  405. В группе Выберите эффект и звук выберите нужные анимационные эффекты, а в группе Появление текста — способ появления текста в текущем объекте слайда.
  406. Cfvrj"> v ЖЯЩШК! ГЖШ)ТЯ> к ¦ fiSm.4 rvuuPiWiWB irr текст
  407. А, А ши-р НИМ* tww““ * Пев“» *t, 1E014 j, ¦ л-s ш1. ЩЙи. miii’i,.— mvf ПГ «VJ I J». |j ¦ I- oB: iiu
  408. Рис, 4. Использование контекстного меню Порядок выполнения работы:
  409. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, предлагаемым в данной работе.
  410. Создайте презентацию в соответствии со своим заданием.
  411. Продемонстрируйте преподавателю данную презентацию.
  412. Продолжите заполнение таблицы из лабораторной работы № 4.
  413. Ответьте на контрольные вопросы.1. Содержание отчета:1. Титульный лист.
  414. Табличное представление, отражающее особенности работы в PowerPoint.
  415. Демонстрация работы с экрана.1. Задание
  416. Какую функцию играет контекстное меню при настройке анимации объектов презентации?
  417. Чем аффекты в диаграммах отличаются от эффектов применимых к другим объектам?
  418. Что можно отнести к «параметрам воспроизведения»?
  419. Понятие встроенная анимация.
  420. Чем отличается анимация текста слайда от анимации заголовка?
  421. Анализ ряда программ и учебных пособий по общему курсуинформатики
Заполнить форму текущей работой