Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование модульного обучения иностранному языку для развития автономности учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными… Читать ещё >

Использование модульного обучения иностранному языку для развития автономности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из современных технологий, позволяющей решить задачу смены парадигмы образования является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века в педагогическую науку «врывается» новый термин из области технических наук, а именно «модуль». Модуль (от лат. modulus — «маленькая мера») — составная часть, отделимая или хотя бы мысленно выделяемая из общего. Модульной обычно называют вещь, состоящую из чётко выраженных частей, которые нередко можно убирать или добавлять, не разрушая вещь в целом.

Много писалось и говорилось о преимуществах модульного обучения в системе образования. Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

В педагогической науке модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. По своему содержанию — это полный, логически завершенный блок.

Модульное обучение, частично применяемое в школах Англии и Швеции, строится по правилам модульности, когда конструкция учебного материала обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения. Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности содержания элементов и модулей. Цели при данном обучении формулируются в терминах методов деятельности и способов действий, разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Модульное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению. Гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности обучаемого.

К ведущим принципам модульного обучения относятся:

  • 1) принципы модульности;
  • 2) структуризации содержания обучения на обособленные элементы;
  • 3) динамичности;
  • 4) деятельности;
  • 5) гибкости;
  • 6) осознанной перспективы;
  • 7) разносторонности методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект — субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Ю.Б Кузьменкова дает определение модуля как автономного мини-курса и предполагает, что этот курс (как и любой другой) проектируется в соответствии с заданными целевыми установками, способами их реализации и проверки достигнутых результатов. По мнению Ю. Б. Кузьменковой необходимо ставить ограниченное количество конкретных задач, которые реально выполнимы в ограниченном промежутке учебного времени. Для этого удобно составлять несколько краткосрочных и чередующихся модулей в соответствии с отмеченными стержневыми (для любой программы) компонентами — тематической ориентацией и целевой направленностью — и в рамках общего курса выстраивать их последовательно и/или параллельно. Одной из особенностей предлагаемого подхода является возможность дифференциации, позволяющей четко разграничить выбранные целевые установки; при этом, как показывает практика, достаточно удобно подразделять модули на языковые и речевые. В основу такой дифференциации положен принцип фокусировки внимания, согласно которому освоение учебного материала, особенно незнакомого, становится более эффективным при разграничении трудностей и их поочерёдном снятии. (11, 21−28).

В соответствии с этим при составлении языковых модулей предполагается концентрация внимания на освоении какой-либо конкретной темы (или определенной последовательности тем), связанной с изучением аспекта языка — например, из соответствующего раздела фонетики, грамматики или лексики, тогда как составление речевых модулей предполагает в качестве основной задачи овладение какими-либо навыками и умениями в рамках одного вида РД (или двух смежных — рецептивного и репродуктивного).

Современные исследования модульного принципа организации учебного процесса выделяют три основных блока в структуре модуля: блок, содержащий материал, подлежащий изучению, практический и контролирующий блоки.

Л.Н. и М. Е. Кузнецовы предлагают следующую структуру модуля:

Целевой блок (дидактическая цель изучения модуля, личностно ориентированные задачи, реализующие цель).

Блок актуализации (перечень опорных знаний и способов действий, необходимых для изучения темы, упражнения, тесты и другие самостоятельные работы для актуализации опорных знаний).

Проблемный блок (проблемные ситуации, личностно значимые для учащихся, эмоционально насыщенный материал к теме).

Блок средств (оборудование и дидактические материалы (постоянно обновляемые), методические находки).

Теоретический блок (перечень предметных знаний и способов действий, систематизирующих идей, принципов, закономерностей, методов, обобщающих способов действий, представление содержания и структуры темы в виде опоры (ориентировка в теме).

Блок применения (система разноуровневых заданий для вариативного повторения и закрепления).

Блок генерализации (дидактический материал для сжатого обобщения, систематизации учебного материала, рефлексия).

Блок углубления (учебный материал повышенной сложности).

Блок «выход» (дидактический материал для контрольных работ, зачетов, докладов на учебных конференциях, для домашних заданий).

Возможное содержание языковых модулей можно представить схематически. В качестве иллюстрации (Таблица 2) рассмотрим возможное построение языкового (лексического) модуля как наиболее часто встречающегося фрагмента общей программы профиля.

Таблица 2. Возможное построение языкового модуля.

Развиваемые языковые навыки (в рамках какой-либо конкретно выбранной аспектной темы).

Развиваемые речевые навыки (комплексно).

Сфера общения (как основа для выбора учебного материала).

Лексические.

чтения, перевода, говорения, письма, аудирования.

бытовая, общекультурная, деловая, специальная, общенаучная.

Грамматические.

Фонетические.

В задачи обучения может входить комплексное развитие навыков и умений, и при работе над выбранной тематикой можно использовать различные виды чтения/аудирования, ролевые игры, презентации, составление докладов, написание эссе и пр. — но непременно с акцентом на преимущественное развитие лексических навыков. Лексика (в объеме, регулируемом посредством словаря-минимума) хорошо усваивается в ходе отработки навыков общения в выбранной сфере — в условных коммуникативных ситуациях различных видов.

Если же учащимся недостаточно времени, уделяемого в базовом курсе на изучение конкретных разделов фонетики или грамматики, тогда можно аналогичным образом построить модуль, ориентированный на овладение необходимыми навыками в рамках узкой темы. Например, «Коррекция произношения немецких гласных» или «Коррекция употребления видовременных глагольных форм» (в последнем случае удачным примером является перенесении акцента с тренировочных упражнений на изучение грамматики в контексте). При этом можно комплексно развивать и речевые навыки с опорой на уже известный лексический материал. Приоритетом, однако, будет целенаправленная работа с материалом по грамматике или фонетике.

Можно составлять и различные узкотематические модули, выбирая целевые установки на основе таблицы 3 следующим образом.

Таблица 3. Развитие необходимых знаний по аспектам языка.

Знания.

Навыки.

Примеры возможных целевых установок языковых модулей.

Фонетические.

Фонетическое и ритмико-интонационное оформление высказываний: норма и отклонения.

Грамматические.

Синтаксические конструкции, характерные для стиля научного/делового общения.

Лексические.

Сочетаемостные возможности изучаемой терминологии.

Следует отметить, что длительность и частотность мини-курсов — величины переменные и модуль — не обязательно целый урок, это может быть пол-урока, или какая-то его часть, или серия тематически организованных занятий большей продолжительности. При составлении программы их можно варьировать и использовать в разных сочетаниях: два различных языковых модуля в рамках программы элективных курсов могут быть растянуты на всю первую четверть, и выстраиваться параллельно в рамках одного урока (10 минут — фонетический, остальное время грамматический), а лексический модуль может начинаться со второй четверти, или как-то иначе. Выбор и последовательность введения модулей определяется спецификой потребностей учащихся. Важным представляется то, что с точки зрения планирования главным требованием является системный подход к организации занятий (их цикличность, преемственность, повторяемость и, соответственно, регулярная отчётность), иначе все эти модульные нововведения окажутся хаотичными.

Удобнее всего разрабатывать модули для обучения грамматике, т.к. именно грамматика вызывает наибольшие трудности в обучении, именно из-за незнания грамматики учащиеся делают многочисленные ошибки в устной и письменной речи, поэтому остановимся подробнее именно на этом аспекте языка.

Грамматика — это собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложениях. Она дает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку. Грамматику невозможно отрывать от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как она наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Характерной особенностью грамматики является то, что она, абстрагируясь от частного и конкретного, берет то общее, что лежит в основе изменения слов и их сочетаний в предложениях и строит из него грамматические правила.

Из выше сказанного следует, что грамматика имеет важное практическое значение. Поэтому в проводимом эксперименте будет рассматриваться модуль для обучения грамматике.

Таким образом, используя различные модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой