Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образцы заданий по аудированию и правила «слушания»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2] Ur Р. Teaching Listening Comprehension. Р. 63. Ср. также: «усваивается в первуюочередь и особенно прочно то, что вызывает отношение» (Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969. С. 154) (курсив автора). 1] Анкета. Деньги / сост. Н. А. Березкин, Е. В. Веселкова. СПб., 1999; Деньги. /пер. с англ. А. Кириллова. Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; Москва; «Дорлинг Кидерсли"в сотрудничестве… Читать ещё >

Образцы заданий по аудированию и правила «слушания» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Облегчить работу студентам в следовании правилу 3 — «пытайся связать получаемую информацию с имеющимися когнитивными моделями» — можно, во-первых, с помощью материала, отобранного для текстов «лекций». Оговоримся, что предлагаемые для прослушивания тексты, естественно, не являются лекциями в строгом смысле слова, однако в них присутствует и терминологическая лексика, и иллюстративный материал, изложение которого носит занимательный характер. Так, в частности, учебным материалом для текстов — «лекций» (см. приложение к § 5) послужили книжно-письменные источники, адресованные детям[1], ибо, по справедливому замечанию П. Ур, «„развлекательность“ содержания способствует тому, что язык воспринимается не как объект изучения, требующий серьезной и зачастую скучной работы, а как источник новых сведений, не известных дотоле, и это, в свою очередь, повышает мотивацию»[2]. «Лекция» должна представлять собой незначительно адаптированный аутентичный текст. Адаптация, в первую очередь, должна быть связана с «приданием» книжно-письменному тексту разговорных черт (повторы, изменение порядка слов, комментарии типа помните, мы говорили об этом и др.). Во-вторых, облегчить задачу установления связи с имеющимися когнитивными моделями учащемуся помогут подготовительные лексико-грамматические упражнения. Например, в 1-м отрывке лекции есть упоминание о Пиноккио. Подготовительные упражнения предполагают, что преподаватель вместе со студентами перед прослушиванием лекции «освежит в памяти» события, связанные с пятью золотыми, которые получил Пиноккио.

Предварительные упражнения, нацеленные на знакомство и усвоение лексико-грамматических моделей, которые будут звучать в тексте «лекции», и собственно аудиоупражнения, предполагающие работу с отрывками текста и текстом целиком (в частности, их многократное прослушивание), помогут учащемуся успешно следовать правилу 4 — «пытайся угадать значение нерасслышанных и непонятых слов по контексту». Помимо этого, лексико-грамматические упражнения составлены таким образом, чтобы там, где это возможно, избежать контекстуальной «привязки» слов и словосочетаний к звучащему тексту. Это поможет учащимся впоследствии распознавать «отработанный» материал в спонтанном потоке речи.

Запись ключевых слов при прослушивании отдельных отрывков лекции, а также конспектирование лекции целиком предполагает работу в соответствии с правилом 5 — «формулируй услышанное (письменно или в уме) в понятные тебе предложения». Во время выполнения студентами заданий типа проверьте, правильно ли вы записали и аналогичных, преподаватель должен следить за тем, чтобы студенты называли и комментировали ключевые слова, исходя из контекста лекции, не опираясь на свое знание темы вообще. Следует также отметить, что списки ключевых слов для проверки даются в словарной форме, а не в контекстуальной. Но это не означает, что студент, записавший слово так, как оно звучало в тексте, допустил ошибку. Последнее прослушивание предполагает конспектирование текста — «лекции». Этот конспект может также рассматриваться и как итоговая контрольная работа по разделу, и как одно из упражнений, нацеленных на следование правилу 5 («формулируй…»). Многократное прослушивание отрывков и лекции целиком способствует достижению результатов в соответствии с правилом 6 — «слушай с целью уловить основную мысль» (а также, при отдельных прослушиваниях, — «определи тему», «постарайся уловить детали»).

Перед началом выполнения упражнений предлагаемого типа преподавателю следует объяснить студентам следующие общие положения: 1) тема лекции — это ее содержание в самых общих чертах: то, что может быть заголовком, названием лекции т.д.; 2) основная идея, основная мысль, изложенные в лекции — это концепция, точка зрения автора на проблему и т. д.; преподаватель также должен напомнить, что в предложениях, в которых употребляются вводные и модальные слова, имена собственные, числительные (цифры и даты), не может быть сформулирована основная идея лекции, а также предложить студентам посмотреть в словарях и справочниках по грамматике, что означают выделенные слова; 3) детали, о которых говорится в лекции — это кто, где, сколько и т. д.; преподаватель также должен напомнить, что обычно детали перечисляются именно в тех предложениях, в которых есть вводные и модальные слова, имена собственные, числительные (цифры и даты и т. п.). Следует отметить, что в предлагаемых упражнениях, обеспечивающих успешное следование правилу 6 («слушай с целью…»), используется принцип множественного выбора. Выполнению 6-го правила способствует также и говорение на тему лекции (как вид речевой деятельности), которое предполагает ответы на вопросы, данные в конце лекции.

Во время работы с аудиоматериалом преподаватель должен предусмотреть еще один существенный технический момент: выполняя упражнения, студенты не должны пользоваться письменным вариантом текста-лекции.

Таким образом, занятие по аудированию на материале языка специальности предполагает, с одной стороны, имитацию лекции по этой специальности и работу с конкретным языковым и речевым материалом, предназначенным для активного усвоения, — с другой.

  • [1] Анкета. Деньги / сост. Н. А. Березкин, Е. В. Веселкова. СПб., 1999; Деньги. /пер. с англ. А. Кириллова. Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; Москва; «Дорлинг Кидерсли"в сотрудничестве с Британским музеем, 1996.
  • [2] Ur Р. Teaching Listening Comprehension. Р. 63. Ср. также: «усваивается в первуюочередь и особенно прочно то, что вызывает отношение» (Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969. С. 154) (курсив автора).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой