Введение.
Ранняя профессиональная ориентация школьников в условиях обновленного содержания среднего образования
Решение этой задачи невозможно без своевременной подготовки учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, без привития школьникам позитивного отношения к труду. И потому важным является формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости, выработка трудовых навыков и их дальнейшее профессиональное совершенствование. Принято считать, что оптимальным… Читать ещё >
Введение. Ранняя профессиональная ориентация школьников в условиях обновленного содержания среднего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 17.01.2014 г. «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», в рамках вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы, одним из которых является необходимость «основать отрасли мобильных и мультимедийных, нанои космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего» [1].
Для этого нужно качественное образование, создание возможностей для раскрытия потенциала молодежи. Поэтому перед образовательными системами ставится еще одна задача: «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].
Решение этой задачи невозможно без своевременной подготовки учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, без привития школьникам позитивного отношения к труду. И потому важным является формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости, выработка трудовых навыков и их дальнейшее профессиональное совершенствование.
Принято считать, что оптимальным периодом для проведения профессиональной ориентации является подростковый период 14−16 лет, когда учащийся должен задуматься о своей будущей профессии. Однако, первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном возрасте, в семье, когда ребенок узнает о профессии своих родителей, дедушек и бабушек.
Мир профессий в течение жизни ребенка меняется как картинки в калейдоскопе, среди которых он должен выбрать ту профессию, которая даст возможность проявить свой потенциал, свои творческие качества как личности.
Формирование профессиональной ориентации в мире профессий реализуется в организациях образования, но эта работа проводится в старших классах, тогда как быстро меняющееся время, изменения на рынке труда диктуют другие условия проведения данной работы. В обновленном содержании дошкольного образования в различные разделы включаются сведения о деятельности взрослых, их труде с целью ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых.
В настоящее время при организации работы по профессиональной ориентации дошкольников и школьников начальной школы необходимо применение совершенно новых подходов, среди которых следует отметить следующие:
- — ориентация на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями;
- — желание сделать жизнь детей в детском саду и начальной школе более осмысленной и интересной;
- — отказ от копирования устаревших технологий и форм организации обучения;
- — стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка, готового реализовать полученные теоретические знания на практике.
Таким образом, веление времени диктует выбор в качестве объекта для профессиональной ориентации и консультирования не только старшеклассника, а самоопределяющейся личности на протяжении всей жизни. В данном методическом пособии даны определения, особенности и методы ранней профориентации через обновленное содержание среднего образования, представлен обзор теорий и методических разработок в профориентационной сфере.