Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Учет возрастных особенностей старших дошкольников. У детей к 5−6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми; к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами. Соблюдение принципа использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять: — В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову… Читать ещё >
Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи, поставленные для формирования культуры речевого общения:
- — Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- — Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- — Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- — Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии нами положены следующие принципы:
- 1. Учет возрастных особенностей старших дошкольников. У детей к 5−6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми; к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
- 2. Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
- 3. Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
- — Беседам с детьми;
- — Использованию художественного слова;
- — Комплиментам, как одному из видов поощрения;
- — Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- — Драматизации отдельных произведений.
- 4. Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность — занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
- 5. Игровой принцип — соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
- 6. Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
- 7. Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
- — введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
- — формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.
Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации, которые позволили более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста:
- 1. При построении работы по формированию культуры речевого общения необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
- 2. Использовать сочетание различных форм организации деятельности:
- — Регламентированной;
- — Совместной деятельности педагога с детьми;
- — Самостоятельной деятельности детей.
- 3. Соблюдение принципа использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
- — В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- — В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играмдраматизациям;
- — В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
- 4. Работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
- — Индивидуальные беседы;
- — Консультации;
- — Круглый стол;
- — Родительские собрания;
- — Анкетирование;
- — Приглашение в группу на День открытых дверей.
- 5. Необходимо учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
- 6. Обязательно устанавливается личный контакт с детьми:
- — Обращайтесь по имени;
- — Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- — Используйте тактильное прикосновение.
- 7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
- 8. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.
- — Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
- — Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
- — Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
- — Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
- — Постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т. д.).
- — Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
- 9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
- 10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
- 11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
- 12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
- 13. Умейте анализировать процесс общения.
- 14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Разработанные занятия и методический комплекс позволит оптимизировать процесс развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.