Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Естественный человек по Ж.Ж. Руссо

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественный человек отличается природной добротой, отзывчивостью, состраданием к ближнему, цельностью характера. Это, можно сказать, в известном смысле единый, гармоничный человек, лишенный страстей и неутолимых желаний. Такой «идеальный» человек был, разумеется, лишён у Руссо конкретно-исторического содержания и использовался им скорее опять-таки как орудие полемики, орудие противопоставления… Читать ещё >

Естественный человек по Ж.Ж. Руссо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Руссо всю свою жизнь любил природу, его влечение к ней было безгранично. Его беспокойная и мятежная душа находила в природе успокоение, гармонию. Следовательно, внешнюю природу Руссо рассматривает и как источник внешних впечатлений и как источник эстетического наслаждения и нравственного успокоения к совершенствованию, и как средство гармонического (естественного, свободного) развития личности.

Понятие природы выступает у Руссо и в другом плане. Он использует часто это понятие как орудие полемики. за восхвалением «дикаря», ведущего счастливую жизнь среди природы, среди лесов и гор. Защита человека природы и всего того, что связано с природой, сливалась у Руссо с отрицанием всего противоестественного, оторванного от природы с ее простотой и непосредственностью. «Культ природы» у Руссо, есть не что иное, как отвращение к искусственности, фальши, жажда всего естественного, простоты, непосредственности, скромности, отсутствие желаний, кроме тех, которые обусловлены необходимостью поддержания физической силы.

Воспитание от природы есть процесс спонтанный, самопроизвольный, определяемый активностью самой души и естественным ростом тела.

Какие же условия требуются, по Руссо, для того, чтобы не мешать природе, не искажать ее естественный ход, а тонко помогать ей, следуя за ее развитием? К таким условиям в первую очередь относится естественное состояние человека.

" Естественный человек" - это понятия занимает центральное место в социологии Руссо. В естественном состоянии природа человека совершенна — вот основной тезис Руссо, проливающий свет на все его рассуждения о воспитании, которое должно быть естественным, т. е. соответствовать природе человека, а не противоречить ей, как это было в условиях феодального воспитания.

Естественный человек, по Руссо, это прежде всего созданный природой человек с его естественными физическими и нравственными потребностями и желаниями. Этот естественный человек с его непосредственными чувствами противопоставляется Руссо человеку цивилизованному, испорченному нравами «гражданского» общества.

Естественный человек отличается природной добротой, отзывчивостью, состраданием к ближнему, цельностью характера. Это, можно сказать, в известном смысле единый, гармоничный человек, лишенный страстей и неутолимых желаний. Такой «идеальный» человек был, разумеется, лишён у Руссо конкретно-исторического содержания и использовался им скорее опять-таки как орудие полемики, орудие противопоставления «природы» в «цивилизации», всего естественного и искусственного.

В воображении Руссо такой человек рисовался то в образе «дикаря» доисторической эпохи, то становился символом простого народа с его душевной чистотой.

Вот почему в «Общественном договоре» Руссо, в отличие от двух своих первых трактатов, пишет следующее: «Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большие преимущества — его способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояни более низкого, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, вырвавший его навсегда из прежнего состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо мыслящее, в человека» [7].

Резюме:

  • 1. Даниэль Дефо — знаменитый английский писатель-романист и публицист. Он мужественно преодолевал жизненные невзгоды и неудачи. Преуспевающий торговец, отец большого семейства, глава церковной общины, публичный оратор, причастный к политической борьбе, а иногда и негласный советник высокопоставленных лиц в государстве. Мировая слава его основывается, прежде всего, на одном романе — «Приключения Робинзона Крузо». Даже на могильной плите писателя он обозначен как «автор «Робинзона Крузо». Однако творчество Дефо в целом более разнообразно: он был талантливым публицистом, автором острых памфлетов — в стихах и прозе, исторических трудов, книг о путешествиях, сочинил семь романов.
  • 2. В странах Европы для литературы XVIII в. был характерен исторический оптимизм, неистребимая вера в победу разума над неразумием и предрассудками.

Главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек. Это был новый человек эпохи крушения феодального общества — «естественный» человек. Информация о социально-культурной ситуации в Англии свидетельствует о противоречиях между идеалом «естественного» человека и реальностью «буржуазного индивида», мастерски показанным Д. Дефо в «Робинзоне Крузо» .

3. Впервые концепция «естественного» человека появляется во французском Просвещении, а именно в работах Жан-Жака Руссо. Естественный человек, по Руссо, это прежде всего созданный природой человек с его естественными физическими и нравственными потребностями и желаниями. Он считает, что нравственность как естественное начало (присущее человеку уже по его рождению) можно совершенствовать в человеке воспитанием, и наиболее пригодным местом для этого он считает природу в противоположность городскому укладу, искусственному, извращающему любой нрав.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой