Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструктивное обоснование абстрактных объектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема взаимоотношений и взаимодействий эмпирических и теоретических уровней в научной практике решается каждый раз сложным образом, содержательно-ситуационно, исходя из состояния научного познания и глубоких потребностей теории. Теоретический и эмпирический уровни научного познания не имеют абсолютной границы. Не существует некоего нейтрального, единого эмпирического базиса научного познания… Читать ещё >

Конструктивное обоснование абстрактных объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Связь теоретического объекта и эмпирического уровня может быть установлена также не с помощью реальных, а за счет идеализированных измерительных ситуаций. На практике привязка теоретического конструкта к эмпирической реальности порой проводится довольно сложным способом, и исследователь не всегда имеет возможность сразу приступать к лабораторно-измерительным действиям.

В современных развитых теоретических дисциплинах введение абстрактных объектов сопровождается комплексом мысленных манипуляций с ними — проверкой непротиворечивости их свойств, их совместимости с ранее введенными объектами, изобретением воображаемых ситуаций, в которых объект подвергался бы эмпирическому изучению. Комплекс таких манипуляций можно назвать конструктивным обоснованием абстрактных объектов (В. С. Степин).

Тогда принцип наблюдаемости можно заменить более общим правилом конструктивности: при введении абстрактных объектов в теоретическую систему нужно систематически проверять их свойства, опираясь на идеализированные проекты новых экспериментов и измерений; в ходе теоретического продвижения должны оставаться только те объекты, которые проявят свою совместимость с проверочным контекстом (т.е. могут быть конструктивно обоснованы)[1].

Таким образом, следует заключить, что задача адекватной эмпирической интерпретации теоретических объектов является сложной проблемой, решаемой каждый раз содержательно-ситуационно, исходя из состояния научного познания и глубоких потребностей теоретического развития.

Итог.

  • 1. Теоретический и эмпирический уровни научного познания не имеют абсолютной границы. Не существует некоего нейтрального, единого эмпирического базиса научного познания (по типу протокольных предложений).
  • 2. Однако внутри теории возможно проводить относительное различие ее эмпирических и теоретических уровней. При этом, как правило, теория является многоуровневой структурой. Нижележащие уровни более тесно связаны с прямым изучением объектов. Вышележащие уровни используют теоретизирующие процедуры: вводят абстрактные сущности, обобщения, теоретические конструкты.
  • 3. Теоретические объекты высших уровней в общем случае не могут быть сведены к эмпирическому содержанию теории. Они могут иметь лишь частичную эмпирическую интерпретацию. Кроме того, они не могут быть изъяты из теории без ее существенного искажения.
  • 4. Важное место в науке занимает установление эмпирико-теоретических связей, или правил соответствия. На практике такие правила могут быть различной формы и оставляют определенную свободу взаимоотношений теоретических объектов и сферы опыта.
  • 5. В развитых дисциплинах обоснование теоретических объектов часто происходит не путем прямой операционализации, а методом конструктивного обоснования, включающего мысленные экспериментоподобные манипуляции с абстрактным объектом, проверку его принципиальной совместимости с эмпирическими уровнями.
  • 6. Проблема взаимоотношений и взаимодействий эмпирических и теоретических уровней в научной практике решается каждый раз сложным образом, содержательно-ситуационно, исходя из состояния научного познания и глубоких потребностей теории.
  • [1] См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 514—520.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой