Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная социокультурная ситуация множественно влияет на поиск самоидентичности индивида и способствует возникновению кризисной идентичности, стремления к эскапизму, «отклоняющемуся поведению», соответствующих практик адаптации. В поисках идентичности современный человек оказался в ситуации онтологической и аксиологической неопределенности. Современные техники власти, как показал М. Фуко… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современный дискурс об изменениях идентичности в социальном мире
    • 1. 1. Идентичность как предмет междисциплинарного дискурса и философской рефлексии
    • 1. 2. Конструирование социальной идентичности
    • 1. 3. Постмодернистский дискурс об идентичности
    • 1. 4. Горизонты трансформации идентичности
  • ГЛАВА 2. Социальные практики адаптации: трансформация идентичности
    • 2. 1. Трансформация идентичности в виртуальном мире
    • 2. 2. Толерантность как идентификационная практика адаптации
    • 2. 3. Девиантность как дезаптационная практика
    • 2. 4. Идентификационные измерения социальной мобильности

Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу нового столетия в фокус исследовательских поисков по-прежнему попадает проблема идентичности и её новые конфигурации. Она актуализируется в контексте обсуждения таких проблем, как мультикультурализм, культура толерантности, развитие коммуникаций, глобализация, европейская интеграция, миграция, социальная мобильность, девиантность и др., которые становятся центральными для современной философии. По мнению автора книги «Достоинство различия. Как избежать столкновения цивилизаций» Дж. Сакса отличие XXI века от XX в том, что на смену веку политики идеологии приходит век политики идентичности. И это обстоятельство имеет свои причины. В контексте постнеклассической парадигмы научный и философский интерес к проблеме идентичности (личностной, тендерной, социальной, цивилизационной, культурной, этнической, телесной, интимной, виртуальной, мобильной, онлайн-идентичности и.т.д.) свидетельствует о необходимости переосмысления фундаментальных характеристик человека (индивида, субъекта, личности) с учетом глобальных трансформаций в современном мире. Согласно 3. Бауману идентичность становиться призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. Свободный индивид современности — это «протеический человек», то есть человек, который одновременно недо-социализирован и сверх-социализирован. Поэтому идентичность нужно постоянно обговаривать, приспосабливать, конструировать без всякой надежды на окончательность".

Сегодня многие исследователи феномена «идентичности» указывают на конструктивную роль кризиса идентичности как возможности и механизма развития и обретения новой идентичности. Конструирование новых форм идентичностей, в том числе этноконфессиональной, макрополитической, европейской, космополитической, а также воспроизводство локальных идентичностей не случайно, так как адаптация в социальных интеракциях с большим количеством социальных ролевых ожиданий предполагает формирование множественной идентичности.

Степень разработанности проблемы.

Проблема идентичности была предметом исследования в философии всегда. Обращение к ней диктовалось разными обстоятельствами. От Сократовского незнания — что есть человек? — до признания того обстоятельства, что сегодня человек находится в тупике идентичностей (К. А. Свасьян) — диапазон пространства темы идентичности. В современной философской риторике постоянно говорят о трансформациях идентичности. О поисках новых форм социальной идентичности пишут 3. Бауман, У. Бек, В. И. Гараджа, В. А. Лекторский, Н. В. Мотрошилова, К. А. Свасьян, Е. О. Труфанова, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, В. Хёсле и др.

Приемы такого влиятельного направления в современной философии как конструктивистский подход позволили исследовать особенности новых форм социальной идентичности в трансформирующемся социуме. Он представлен монографиями Бергер П., Лукман Т. «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания" — «Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. Отв. ред В.А. Лекторский», а также в работах Дж. Келли, Е. Н. Князевой, В. А. Лекторского, Г. Ленка, В. Ф. Петренко, Б. И. Пружинина, М. А. Розина, М. А. Розова, Н. М. Смирновой., В. С. Степина, Е. О. Труфановой, А. М. Улановского, Р. Харре, B.C. Швырева и др. В конструктивистском ключе обсуждается проблема кризиса идентичностей и формирования новых форм идентичностей у таких авторов как В. Воронков, Е. Н. Данилова, И. Оствальд, Э. Смит, Ю. Шабаев, В. А. Ядов и др. К числу работ, раскрывающих проблематику конструирования социальной идентичности относятся труды У. Бека, В. И. Гараджи, М. Н. Кузьмина, В. А. Лекторского, О. Ю. Малиновой, Н. В. Мотрошиловой, Т. А. Нестика, Г. У. Солдатовой, В. А. Соснина, Т. Г. Стефаненко, Дж. А. Тойнби, Ю. Хабермаса и др. О трансформации и конструировании виртуальной идентичности написаны работы А. Г. Асмолова, Г. А. Асмолова, А. Барда, Д. И. Дубровского, Я. Зодерквиста, В. Е. Лепского, М. Маклюэна, М. Постера, А. Г. Рапуто, С. С. Хоружева, Н. В. Чудовой и др.

В постмодернистскую эпоху артикулируется тема кризисной идентичности (3. Бауман, Ж. Бодрийяр, И. М. Быховская, Э. Гидденс, П. С. Гуревич, К. Х. Делокаров, И. Жеребкина, З. С. Карпенко, Ж. Лакан, Т. де Лауретис, Р. Дж. Лифтон, А. Лоуэн, В. Подорога, П. Д. Тищенко, М. Фуко, С. Хатингтон, A.M. Эткинд и др.) Принципиальными для осмысления трансформации идентичности стали такие работы как 3. Бауман «Текущая современность», Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла», Ж. Бодрийяр «Соблазн», Э. Гидденс «Трансформация интимности" — коллективные монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа"/ Под ред. М. Н. Кузьмина, «Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова.

Социологическая традиция в обсуждении персональной и коллективной идентичности связана с символическим интеракционизмом и разрабатывалась У. Джеймсом, И. Гоффманом, Дж. Мидом, Д. Рисманом и др. В психологическом дискурсе тема идентичности получила освещение в трудах А. Г. Асмолова, И. В. Антоновой, А. А. Налчаджяна, Г. У. Солдатовой. В работе использованы идеи 3. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Г. Юнга, К. Ясперса, У. Джемса, К. Роджерса.

Истоки понимания толерантности как идентификационной практики — в философском наследии М. М. Бахтина, М Бубера, Т. Гоббса, В. Дильтея, И. Канта, Спинозы, «развивающемуся» концепту толерантности посвящены работы А. Г. Асмолова, В. В. Глебкина, Г. У Солдатовой, Т. В. Шугурова и др., коллективная монография «На пути к толерантному сознанию», коллективная монография «Проблема идентичности в трансформирующемся обществе и школа».

Проблематика девиантности исследуется в рамках социологического дискурса Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Э. Гидденсом, а также Я. И. Гилинским, Ф. Шереги, Ю. Ю. Комлевым, А. И. Ковалевой и др. В психологическом дискурсе феномен «девиантности» представлен работах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка, Б. Ф. Скиннера, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Ясперса, Р. К. Мертона, Н. Дж. Смелзера, Ю. А. Клейберга, Е. В. Змановской, А. В. Петровского, С. Н. Ениколопова, И. М. Кондакова и др. Картину девиантности, потенцируемую философски, рисуют М. Фуко, Ж. Лакан, У. Бек, Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе и др.

Анализ литературы по теме социальной мобильности и миграционным процессам был связан с такими авторами как В. Н. Петров, JLJL Рыбаковский, Ю. В. Арутюнов, Л. И. Леденева, Е. В. Тюрюканова, Н. С. Петренко, Т. Становая, Е. В. Шереметьева, Т. Н. Юдина и др.

Мы принимали во внимание многообразие точек зрения при объяснении феномена идентичность, учитывали его сложность и многомерность. Дискуссионность, методологическая множественность, социально-практическая значимость проблемы трансформации идентичности в современных социальных реалиях обусловили выбор темы исследования, объектом которой являются социальные практики адаптации, а предметом — имплицитный им идентификационный дискурс.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — анализ социально-адаптационных практик средствами современного идентификационного дискурса. Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

— раскрыть посредством философского и междисциплинарного знания семантические границы концепта «идентичность» в проекции «кризиса идентичности» и «трансформации идентичности»;

— осмыслить значимость конструирования социальной идентичности в современных социально-трансформационных реалиях;

— раскрыть ключевые положения постмодернистского идентификационного дискурса;

— дать интерпретацию толерантности как социальной практики адаптации, социального проекта и инструмента решения идентификационных проблем;

— дать описание девиантности как адаптационного способа сохранения идентичности;

— отрефлексировать роль социальной мобильности как адекватного современности способа идентификационной адаптации и поведенческого паттерна.

Методологической основой исследования стали социально-философские и общенаучные принципы познания, методологические установки конструктивизма, герменевтическая парадигма. В диссертационном исследовании автор обращается к феноменологии. Методология социального конструирования реальности послужила источником понимания трансформаций идентичности. В исследовании применяется междисциплинарный подход как методологический инструмент изучения современного развития общества, который обладает объяснительным потенциалом и применяется при изучении как общества в целом, так и составляющих его групп и личностей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы из области социальной философии, социологических, психологических исследований и измерений, материалы по теме идентичности, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах — «Вопросы философии», «Социс», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Человек», «Полис». В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической, психологической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— рассмотрены дискурсы, в которых реализуются современные исследования социальной идентичности — философский, социологический, психологическийпоказана направленность современного идентификационного дискурса на интерпретацию новых форм идентичности.

— через дискурсивные и междисциплинарные техники (знание) выявлено, что конструирование новых форм идентичности вызвано глобальными социальными трансформациями;

— показано, что постмодернистский дискурс обнаруживает «пластичность» границ идентичности, трактует идентичность как плюральную, поливариантную, «протеевскую" — манипуляция, игры с идентичностью порождают дезадаптивные и деструктивные практики;

— распознаются такие идентификационные практики адаптации как толерантность, девиантность, мобильностьустановлено, что толерантность экспонирует идентификационную адаптацию;

— идентифицирована девиантность как кризисная идентичность и как техника адаптации;

— предложена интерпретация социальной мобильности как идентификационной стратегии адаптации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Анализ понятия «идентичность» в современном дискурсе показывает ее имманентную многозначность и зависимость от теоретического контекста. Современные междисциплинарные исследования позволяют расширить представления о механизме идентификации и индикаторах человеческой идентичности. Как многогранный феномен идентичность наполняется различными смыслами проективно адаптационной практике. Под идентичностью понимается последовательность психической жизни человека, его самотождественность с определенным признанным образцом, возникающая в социальных интеракциях различная проявленность личности. «Идентичность» отражает не только осознаваемые, но и нерефлексивные, внерациональные механизмы самоопределения. Способность к изменению идентичности связана с адаптационной практикой, с использованием защитных стратегий. Идентичность — динамическая структура, она развивается через преодоление кризисов идентичности. В «кризисе идентичности» усматривается конструктивная роль возможности и механизма развития и обретения новой идентичности в ситуации социальной неопределенности. Человек находится в лабиринте идентичностей, непрерывном поиске своей идентичности (личностной, социальной, этнической, тендерной, национальной, культурной, гражданской, цивилизационнной, нарративной, европейской, профессиональной, виртуальной и т. д.). Идентификационный дискурс сегодня сопрягает идентичность с такими терминами как кризис идентичности, размытая, спутанная, деформированная, разрушенная, нестабильная идентичность, дефицитарность идентичности, протеевская (многообразная, изменчивая, разносторонняя, многогранная), распад идентичности.

2. В быстро меняющемся мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. «Кризис идентичности», отмирание старых и становление новых идентичностей сопровождают трансформирующийся социум и предстают как нормальное состояние индивидов, принуждаемых изменять свои ориентации в пространстве «Я-Мы-Они». В современном обществе формирование множественной идентичности предопределено дифференциацией личностных приоритетов и приумножением социальных ролевых ожиданий. Идентификационный дискурс различает «протеевскую», сетевую, виртуальную, этноконфессиональную, макрополитическую, европейскую, космополитическую идентичности.

3. Условия современного общества провоцируют кризисную идентичность, она выражается в проблемности сохранения различных образов —Я, в неспособности к многопозиционированию, в нарушении связей между различными Я-образами. Конструирование виртуальной, сетевой идентичности интендируется формированием новых Я-образов, второстепенной идентификации, стремлением к эскапизму как имманентной характеристике современности. В постмодернистском дискурсе модифицируется семантика «тела» и «телесности» до «пакетного» конструкта. Постфеминистский дискурс трактует идентичность как плюральную, а опыт как противоречивый.

4. Толерантность является одной из оптимальных и конструктивных форм и социальных практик адаптации. Понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций. Семантика толерантности указывает на такие значения как допустимый вариант реагирования, готовность к принятию иного, (трансцендентного), устойчивость (к неопределенности, конфликту, социальным и психологическим отклонениям), терпимость как смысловой эквивалент умеренности, смирения, согласия, социально одобряемого, компромисса, ненасильственного, «принятие» единства человечества. Многомерность конструкта «толерантность» проверяется его связью с понятием «идентичность». Идентичность является основой толерантности. Практика и проблематика толерантности возникает применительно к любым различиям, которые могут служить основанием для личностной, социальной, этнической и других идентичностей. Социальный проект и практика толерантности основывается на позитивной идентичности и конструировании мира, включая формирование всеобщих ценностных ориентаций и установок, а также на сочетании ценностных установок с учетом разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни. Социальная практика толерантности адекватна социальным трансформациям начала XXI века, реалиям глобализма, новым формам ассоциирования, соотносится с реальными психосоциальными ожиданиями и ценностно-смысловыми проекциями людей.

5. Современная социокультурная ситуация множественно влияет на поиск самоидентичности индивида и способствует возникновению кризисной идентичности, стремления к эскапизму, «отклоняющемуся поведению», соответствующих практик адаптации. В поисках идентичности современный человек оказался в ситуации онтологической и аксиологической неопределенности. Современные техники власти, как показал М. Фуко, провоцируют девиантность. Латентные техники, которые использует власть, неявные формы контроля и управления (через институт знания, здравоохранения, семьи и т. д.), наблюдение и цензурирование через потребление и обладание, вводят современного человека в состояние тотального напряжения, непрерывного контроля и самоконтроля как в социальной, так и в интимной жизни. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, моральный релятивизм, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику. Современный идентификационный дискурс репрезентирует разнообразие моделей поведения, дисгармонию между личностной и социальной идентичностью, подталкивает на поиск новых форм идентичности.

6. Социальная трансформация переводит социальную мобильность в реальность «долженствования» и рассматривает её как готовность к адаптации на новом месте. Мобильность — социальная практика «здоровой» адаптации, обеспечивающая стабильность идентичности. Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой. Феномен социальной мобильности амбивалентен и противоречив.

Научно-практическая значимость выводов диссертации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки проблематики идентичности в пространстве глобальной коммуникациидля философского и междисциплинарного дискурсов по теоретическим и прикладным вопросам социальных практик адаптации. Они дают возможность определить социальные проекции и практики, в которых происходят трансформации и становление новых форм идентичности. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию проблемы идентичности в ракурсе выявления адаптационных и дезаптационных социальных практик. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, в преподавании курсов «философия», «психология», «социология», «культурология», а также использоваться специалистами по вопросам социального проектирования и управления.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования доложены на IV межвузовской научно-методической конференции «Проблемы адаптации студентов младших курсов к специфике учебной деятельности в вузе» (Тверь, 2004 г.) — на Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке"(Тверь, 2007 г.) — на III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008 г.) — на Общероссийской научно-практической конференции «Исследования по экологической социализации человека. Социально-лингвистические и филологические исследования» (Красноярск, 2009 г.) — на 2-й Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества"(СПб., 2009 г.) — на межвузовской научно-методической конференции «Особенности развития профессионального образования в современных условиях"(Тверь, 2009). Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях, в том числе статьи в рецензируемых журналах ВАК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении дадим краткую характеристику тех задач, которые были поставлены в диссертации.

Основная задача сводилась к тому, чтобы провести анализ социально-адаптационных практик средствами современного идентификационного дискурса. Для достижения данной цели нам понадобилось раскрыть семантические границы концепта «идентичность» в проекции «кризиса идентичности» и «трансформации идентичности" — осмыслить значимость конструирования социальной идентичности в современных социально-трансформационных реалияхраскрыть ключевые положения постмодернистского идентификационного дискурсадать интерпретацию толерантности как социальной практики адаптации, социального проекта и инструмента решения идентификационных проблемдать описание девиантности как адаптационного способа сохранения идентичностиотрефлексировать роль социальной мобильности как адекватного современности способа идентификационной адаптации и поведенческого паттерна. Предполагаемое решение проблемы основывалось на философском и междисциплинарном анализе, конструктивистской парадигме.

Были рассмотрены философский, социологический, психологический дискурсы, в которых реализуются современные исследования социальной идентичности. Показана направленность современного идентификационного дискурса на интерпретацию новых форм идентичности. Идентификационный дискурс сегодня сопрягает идентичность с такими терминами как кризис идентичности, размытая, спутанная, деформированная, разрушенная, нестабильная идентичность, дефицитарность идентичности, протеевская (многообразная, изменчивая, разносторонняя, многогранная), распад идентичности. В «кризисе идентичности» усматривается конструктивная роль возможности и механизма развития и обретения новой идентичности в ситуации социальной неопределенности. Как многогранный феномен идентичность наполняется различными смыслами проективно адаптационной практике.

В диссертационном исследовании мы пришли к выводу, что в современном обществе формирование множественной идентичности предопределено дифференциацией личностных приоритетов и приумножением социальных ролевых ожиданий. Через дискурсивные и междисциплинарные техники (знание) было выявлено, что конструирование новых форм идентичности вызвано глобальными социальными трансформациями. Идентификационный дискурс различает и конструирует «протеевскую», сетевую, виртуальную, этноконфессиональную, макрополитическую, европейскую, космополитическую идентичности.

Нами показано, что условия современного общества провоцируют кризисную идентичность, она выражается в проблемности сохранения различных образовЯ, в неспособности к многопозиционированию, в нарушении связей между различными Я-образами. Конструирование виртуальной, сетевой идентичности интендируется формированием новых Я-образов, второстепенной идентификации, стремлением к эскапизму как имманентной характеристике современности. В постмодернистском дискурсе обнаруживается «пластичность» границ идентичности, идентичность трактуется как плюральная, поливариантная, «протеевская" — манипуляция, игры с идентичностью порождают дезадаптивные и деструктивные практики.

Мы сделали попытку эксплицировать такие идентификационные практики адаптации как толерантность, девиантность, мобильность и установили, что толерантность экспонирует идентификационную адаптацию. Толерантность является одной из оптимальных и конструктивных форм и социальных практик адаптации. Социальная практика толерантности адекватна социальным трансформациям начала XXI века, реалиям глобализма, новым формам ассоциирования, соотносится с реальными психосоциальными ожиданиями и ценностно-смысловыми проекциями людей.

В диссертации идентифицирована девиантность как кризисная идентичность и как техника адаптации. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, моральный релятивизм, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику.

Среди выводов диссертации — интерпретация социальной мобильности как идентификационной стратегии адаптации. Мобильность — социальная практика «здоровой» адаптации, обеспечивающая стабильность идентичности. Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Статистический бюллетень. Текст.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. -Тверь, 2010.
  2. , В. Сексуальная революция на марше (предисловие переводчика) Текст. / В. Анурии // Предисловие к книге Э. Гидденса «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах». СПб.: Питер, 2004. С.7−28.
  3. Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности Текст. / // Социс.2009. № 6.
  4. , А. Г. О смыслах понятия «толерантность» Текст. / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, JI.A. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
  5. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  6. , А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. 528с.
  7. , А.Г. Толерантность культура XXI века Текст. / А. Г. Асмолов // Век толерантности. — 2004. — № 7. — С. 7−11.
  8. , А.Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире Текст. / А. Г. Асмолов, Г. А. Асмолов // Вопросы психологии. 2009. — № 3. — С. 7−17.
  9. , А.Г. И каждому по его вере Текст. / А. Г. Асмолов, М.
  10. Тендрякова. Охота на ведьм. Исторический опыт интолерантности. М.: Смысл, 2006. С.5−6.
  11. Ю.Бард, А., № 1ократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Текст. / А. Бард, Я. Зодерквист. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
  12. П.Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман. М., 2002.319 с.
  13. Бауман, 3. Текущая современность Текст. / 3. Бауман. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  14. И.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. Текст. / 3. Бауман. М.: «Весь мир», 2004. 118 с.
  15. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин.-М., 1979.
  16. Бек, У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия Текст. / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция- Издательский дом «территория будущего». 2007. 384 с.
  17. , Е.А. Социально-философский анализ междисциплинарных дискурсов о «девиантности» Текст. / Е. А. Белова. Автореферат степени канд. филос. наук. Тверь, 2009.
  18. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Academia — Центр» «МЕДИУМ», 1995. — 323 с.
  19. Берега рациональности. Беседа с B.C. Швыревым Текст. // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 113−126.
  20. , В. В. Узнай себя Текст. / В. В. Бибихин. СПб.: Наука РАН, 1998.-205 с.
  21. , Е. А. Завершен ли «проект» постмодерна? Текст. / Е. А. Богатырева // Вопросы философии. 2009. — № 8. — С. 56−65.
  22. , Ж. Прозрачность зла Текст. / Ж. Бодийяр. М.: ДОБРОСВЕТ. -2006.-269 с.
  23. Быховская, И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого телаТекст. / И. М. Быховская. М.: Эдиториал УРСС, — 2000.
  24. , В. Постсоветские идентичности Текст. / В. Воронков, И. Оствальд // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб. -1998.
  25. , В.И. Проблема идентичности и потенциал толерантности в развивающейся России Текст. / В. И. Гараджа // Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтнического общества. В. 2-х частях. М.: ИНПО, — 2006. 4.2.
  26. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения Текст. / Г. В. Ф. Гегель. M.,-JI. — 1934.
  27. , Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. Изд. 2-е, полностью пепераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
  28. , Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Текст. / Э. Гидденс. СПб.: Питер, 2004.
  29. , Я.И. Глобализация и девиантность в России Текст. / Я. И. Гилинский // Глобализация в российском обществе / Ред. И. Елисеева. СПб. — 2008. С.399−508.
  30. , Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» Текст. / Я. И. Гилинский. -СПб.-2007. 520 с.
  31. , Я.И. Конструирование девиантности Текст. / Я. И. Гилинский // Феноменология и профилактика девиантного поведения. Т. 1. -Краснодар: Краснодарский университет МВД, 2008.
  32. , Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) Текст. / Я. И. Гилинский // Социс. 2009. — № 3. — С.70−78.
  33. , В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens Текст. /В.В. Глебкин // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл. — 2000. — С.7−14.
  34. , Т. Избранные произведения в 2-х т. Текст. / Т. Гоббс. М. 1964.
  35. Гуманитарные исследования в Интернете Текст. / Под ред. А. Е. Войскуновского. М., 2000.
  36. , П.С. Проблема целостности человека Текст. / П. С. Гуревич. -М.: ИФ РАН. 2004.
  37. , П.С. Расколотость человеческого бытия Текст. / П. С. Гуревич. М.: ИФ РАН. 2009. 200 с.
  38. , Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ Текст. / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // Социс. 2004. -№.10.-С. 32−37.
  39. , Р. Сочинения в 2-х томах Текст. / Р. Декарт. М., 1981.
  40. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Текст. / Диоген Лаэртский. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 618 с.
  41. , Д.И. Постмодернистская мода Текст. / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 54−58.
  42. , Э. Социология Текст. / Э. Дюркгейм. -М.: «Правда», 1995. -210 с.
  43. , С.Н. Психологические последствия терроризма Текст. / С. Н. Ениколопов, А. А. Мкртычян // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 72−80.
  44. , И. «Прочти мое желание». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм Текст. / И. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000.288 с.
  45. , Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотиповТекст. / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 54−63.
  46. , В.В. Политическая антропология Текст. / В. В. Ильин, А. С. Панарин, Д. В. Бадовский. М.:МГУ. 1995. 400 с.
  47. , И. Сочинения в 6-ти томах Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1965.
  48. , З.С. Субъектное измерение индивидуальности Текст. / З. С. Карпенко // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ. — 2009.
  49. , И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Текст. / И. Т. Касавин. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2008. 544с.
  50. , И.Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии Текст. / И. Т. Касавин // Вопросы психологии. 2007. — № 6. — С. 98−111.
  51. , И.Т. Контекстуализм как методологическая программа Текст. / И. Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. 2005. — № 4. — С. 78−93.
  52. , Г. С. Соотношение толерантности и идентичности у студентов-психологов Текст. / Г. С. Кожухарь // Психологический журнал.2009. том 30. № 6. — С. 40−50.
  53. Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход Текст.-М.: ИФРАН, 2009.215 с.
  54. Кон, И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке Текст. / И. С. Кон. М.: О.Г.И. 1997. 465 с.
  55. Кон, И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века Текст. / И. С. Кон // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С.29−41.
  56. , Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Текст. / Т. В. Корнилова // Психологический журнал.2010. том 31. — № 1. — С.74−86.
  57. , Ж.О. Сочинения Текст. / Ж. О. Ламетри. М.: Мысль, 1983.
  58. , Л.И. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию Текст. / Л. И. Леденева // Население и общество. -2002. № 64. — С. 123−134.
  59. , Г. В. Сочинения в 4-х томах Текст. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. т. 4. 560 с.
  60. , В.А. Диалог и толерантность во взаимодействии цивилизаций Текст. / В. А. Лекторский // Диалог цивилизаций. М.: Изд. Горбачев-Фонда, 2005.
  61. , В.А. Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школе Текст. / В. А. Лекторский, М. Н. Кузьмин, О. И. Артеменко, Э. А. Баграмов, В. И. Гараджа. М.: ИНПО. 2008. 176 с.
  62. , Д.А. К операционализации понятия «толерантность» Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 2009. — № 5. — С. 4−19.
  63. , В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию Текст. / В. Е. Лепский. М.: Когито-Цент. 2009. 208 с.
  64. , В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете Текст. / В. Е. Лепский, А. Г. Рапуто. М. 1999.
  65. , Дж. Сочинения в 3-х т. Текст. / Дж. Локк. М. 1985.
  66. , А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ-Платон Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство. 1976. 237 с.
  67. , А. Предательство тела Текст. / А. Лоуэн. М.: 1999. 338 с.
  68. , А. Радость Текст. / А. Лоуэн. Минск, 1999. 496 с.
  69. , С.И. Образ Другого: опыт типологии Текст. / С. И. Лучицкая // Вестник РГНФ. 2000. — № 1. — С.72−80.
  70. , М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека Текст. / М. Маклюэн. М. 2003. 464 с.
  71. , К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс // Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000. 784 с.
  72. , А. Психосоматика. ННБФ «Онтопсихология» Текст. / Менегетти. М., 2004. 360 с.
  73. , Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов Текст. / Н. В. Мотрошилова. М.:ИФРАН, «Канон+». — 2010. 480с.
  74. На пути к толерантному сознанию Текст. / М.: Смысл, 2000. 255 с.
  75. , А.А. Психологические защитные механизмы Текст. / А. А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАМ-М», 2000. 564 с.
  76. Нанси, Ж.-Л. Corpus Текст. / Ж.-Л. Нанси. Перевод Е. Петровской и Е. Гальцовой М. Из-во Ad Marginern, 1999. 238 с.
  77. , В.Н. Психология телесного сознания Текст. / В. Н. Никитин. -М., 1998. 478 с.
  78. , В.Н. Энциклопедия телаТекст. / В. Н. Никитин.- М.:2000. 624 с.
  79. , Ф. Воля к власти Текст. / Ф. Ницше. Киев, 1994. 315с.81.0т Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога Текст. Минск: Менск, 1997.
  80. , А.Н. Рациофундаментализм Текст. / А. Н. Павленко // Вопросы философии. 2008. — № 1. — С. 29−44.
  81. , Н.С. Культурные аспекты социальной мобильности Текст. / Н. С. Петренко. Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. З. Новосибирск, 2009. — С. 112−121.
  82. , В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология Текст. /В.Н. Петров // Социс. 2009. — № 10. — С. 48−57.
  83. , В.А. Метафизика ландшафта Текст. / В. А. Подорога. -М., 1996.
  84. , В.А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ницше) Текст. / В. А. Подорога // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука. 1989.
  85. , В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию Текст. / В. А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995.
  86. , Г. С. Диалог и молчание Текст. / Г. С. Померанц // Человек. -1996. № 4.-С. 12−15.
  87. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями Текст. / Под ред. С. П. Капицы. Пер. с англ. Т. П. Вечериной. М.: Логос, 2002. 192 с.
  88. , Д.А. Само-иденти-званство Текст. / Д. А. Пригов // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. — № 13. — С. 10−37.
  89. Пробемы медиапсихологии Текст. / Под ред. Е. Е. Прониной. М.:РИП-холдинг. 2002.
  90. Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16−19 октября 2006, г. Звенигород Текст. / Под ред. В. Е. Лепского. М.: Когито-Центр. 2006.
  91. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А.Ауэрбаха. -СПб.: Питер, 2006.
  92. , Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Текст. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. Т.1.
  93. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Текст. М.: ТЕРРА: Республика, 1997.-543с.
  94. , В.М. Человек культурный. Введение в антропологию Текст. / В. М. Розин. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 304с.
  95. , Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) Текст. / Л. Л. Рыбаковский. М., 2003. 199 с.
  96. , В.А. Кровь и культураТекст. / В. А. Савчук. СПб., 1996. ЮО. Середкина, Е. В. Международный макроэтический проект Г. Кюнга
  97. Мировой этос": взгляд из России Текст. / Е. В. Середкина // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24−28 мая 2005 г. Т.2. М.: «Современные тетради», 2005. С. 481−487.
  98. , Д. А. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в болонский процесс Текст. / Д. А. Силичев. -М. 2005.
  99. , Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России Текст. / Д. А. Силичев. // Вопросы философии. 2009. — № 8. — С. 8489.
  100. Словарь философских терминов Текст. М.: Инфра-М, 2004. 675 с.
  101. , П. Критика циничного разума Текст. / П. Слотердайк. -Екатеринбург, 2001.
  102. , И.П. Человек человеку философ Текст. / И. П. Смирнов. -СПБ. 1999.
  103. , И.П. Самозванство, или Ролевая революция Текст. // И. П. Смирнов // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. — № 13.-С. 30−37.
  104. , Э. Национализм и модернизм Текст. / Э. Смит. М. 2004. 461с.
  105. Современная западная социология: Словарь. Текст. / М., 1990. 432с.
  106. Современная западная философия. Словарь. Текст. / Сост.: B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат. 1991, 789с.
  107. , Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» Текст. / Г. У. Солдатова, JI.A. Шайгерова, О. Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.
  108. , В.А. Психология религии: американский опыт Текст. / В. А. Соснин // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 2. — С.118−127.
  109. ПЗ.Соснин, В.А., Нестик Т. А. Современный терроризм: Социально-психологический анализТекст. / В. А. Соснин, Т. А. Нестик. М.: Институт психологии РАН. 2008. 237 с.
  110. , Б. Избранные произведения в 2-х томах Текст. / Б. Спиноза. -М., 1957.
  111. , Т. Новая миграционная политика России Текст. / Т. Становая // Социс. -2006. № 10. С. 34−48.
  112. , М. Охота на ведьм. Исторический опыт интолерантности. Текст. / М. Тендрякова. М.: Смысл, 2006. 127 с.
  113. , П. Д. Телесность человека: междисциплинарные исследования Текст. / П. Д. Тищенко. М.: 1991.
  114. , П.Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // психология телесности между душой и телом Текст. / П. Д. Тищенко / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. 723 с.
  115. , А. Дж. Цивилизация перед судом истории Текст. / А.Дж. Тойнби. -М.: Прогресс-Культура, СПб.: Ювента, 1996. 592 с.
  116. , А.В. Миграция высококвалифицированных кадров Текст. / А. В. Топилин, И. А. Малаха // Народонаселение. 2002, — № 2. — С. 126−134.
  117. , Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности Текст. / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 2009. -№ 4. — С. 42−57.
  118. , Г. Л. Самозванство и новая антропология Текст. / Г. Л. Тульчинский // Человек. 2008. — № 1. — С.43−57.
  119. , Г. Л. Тело свободы Текст. / Г. Л. Тульчинский. СПб.: Алетейя. 2006.
  120. , Е.В. Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования Текст. / Е. В. Тюрюканова, Л. И. Леденева // Социс. 2005, — № 4. -С. 20−47.
  121. , Л. Избранные философские произведения Текст. / Л. Фейербах. М., 1955.
  122. Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения Текст. / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864с.
  123. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. М: Республика. 1993. 287 с.
  124. , М. Германевтика субъекта Текст. / М. Фуко. СПб.: «Наука», 2007.
  125. , М. Забота о себе. История сексуальности Текст. / М. Фуко. М., Рефл-бук. 1998. 283 с.
  126. , М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. / М. Фуко. М.: «Ad Marginem». 1999. 460 с.
  127. , М. Ненормальные Текст. / М. Фуко. СПб.: «Наука». 2004.
  128. , М. Рождение клиники: археология взгляда медика Текст. / М. Фуко. -М., 1963.
  129. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. / Ю. Хабермас. СПб., 2000. 380 с.
  130. , Ю. Расколотый Запад Текст. / Ю. Хабермас. М., 2008.
  131. , С. Столкновение цивилизаций Текст. / Хантингтон С. -М, 2003. 603 с.
  132. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс. 1997. 608 с.
  133. , О. Миграционные намерения выпускников высших учебных заведенийТекст. / О. Чудиновских, М. Денисенко, Е. Донец. М., 2003.
  134. , Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» Текст. / Н. В. Чудова // Психологический журнал. 2002. — том 23. — № 1. — С. 111−119.
  135. , Н.В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета Текст. / Н. В. Чудова, М. А. Евлампиева, Н. А. Рахимова // Медиапсихология. М., 2001.
  136. , Ю. Ижемское «возрождение» Текст. / Ю. Шабаев // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. 2003. — № 49. — С.30−34.
  137. , Ф. Сочинения в 2-х томах Текст. / Ф. Шеллинг. М., 1987.
  138. , Е.В. Миграционная политика России в условиях глобализации Текст. / Е. В. Шереметьева // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2004. — № 5.
  139. , М.В. «Праздная» толерантность: постмодернистский сценарий Текст. / М. В. Шугуров // Общественные науки и современность. -2003. № 5. — С.140−149.
  140. , М.Н. Философия тела Текст. / М. Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, — 2006. 432 с.
  141. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.:Республика, 1996.
  142. , A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века Текст. / A.M. Эткинд. М., 1996. 344 с.
  143. , Т.Н. Социология миграции Текст. / Т. Н. Юдина. М.- 2007. 272с.
  144. Язык и текст: онтология и рефлексия Текст. СПб., 1992. 348 с.
  145. Bandura A., Zimbardo P., Osofsky M. The role of moral disengagement in the execution Process // Lawand Human behav. 2005.V.29. № 4. P.371−393.
  146. Baumeister R.F.(Ed.) The self in social psychology. Philadelphia: Psychology Press, 1999.
  147. Butler J. Critically Queer// Bodies That Matter: on the Discursive limits of «Sex». New York & London: Routledge, 1993, pp.223−242.
  148. Cooley C.H. Human Nature and Social Order. N.Y., 1964
  149. FAZ. 31. Mai 2003. № 125/S.33.
  150. Frohock Fred M. Special Care Medical Decisions at the Deginning of life. Chicago, London, 1986. P.97.
  151. Giddens A. The Transformation of Intimacy.- Cambridge, 1997.
  152. Grosz E. Experimental Desire: Rethinking Queer Subjectivity // Space, Time, and perversion., pp.207−227.
  153. Haraway D. A Manifesto for Cyborg // Socialist review. 15.
  154. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und Phanomenologischen Philosophie. Zweites Buch, Hague, 1969, s. 143−172.
  155. Jonas H. The Imperative of Responsibility (In Search of an Ethics for the Technological Age). Chicago & London: The University of Chicago Press. 1984
  156. McCauley C. Psychological issues in understanding terrorism and the response to terrorism // Psychology of terrorism, Greenwood Publishing. University of Pennsylvania. 2001.P.2−40.
  157. McCormick G.H. Terrorist decision making // Ann. Rev. Polit. Sci. 2003.V.6. P.473−507.-
  158. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. P., 1990, p. 199.
  159. Poster M. CyberDemocracy: Internet and The public sphere. Irvine: University of California, 1995.
  160. Post-Theory, games, and Discursive Resistance. The Bulgarian Case.N.Y., 1995.
  161. Sedgwick. E.K. Epistemology of the Closet. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1990.
  162. Silentium. Философско-художественный альманах. Вып.З. СПб. 1996. С. 523−534.
  163. Taylor D.M. The quest for identity: From minority group to generation Xers. Westport, CT: Praeger, 2002.
Заполнить форму текущей работой