Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Персидско-таджикские моралисты Х-Х1вв., стремясь показать взаимосвязи политики и этики, раскрыли суть тех факторов, которые обусловили воздействие религии в целом, и этики в частности, на формирование и развитие политико-правовой практики и теории халифата и султаната. Важно иметь в виду, что жанр «поучения владыкам», имеющий целью посредством этики и нравоучения повлиять на консерватизм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблематика власти как основа политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
    • 1. Идейные источники политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
    • 2. Взаимосвязь политики и этики в трудах таджикских мыслителей Х-Х1вв
    • 3. Сущность и общие установки политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
  • Глава II. Политическая этика таджикских мыслителей Х~Х1вв. — этика рационализма и активизма
    • 1. Проблема соотношения божественного предопределения и действий целеполагающего человека
    • 2. Категориальный аппарат политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
    • 3. Вопросы политического и этического совершенствования характера правителя
    • 4. Значение политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв. для современности.+

Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Демократизация общественной жизни, процесс развития национального самоуправления и самосознания, происходящие в Республике Таджикистан с приобретением государственной независимости, преодоление сопутствующих негативных последствий и быстрые темпы мировой глобализации, преодоление разгула терроризма и самоотчуждения человечества, культа насилия и противостояния религиозных ценностей, игнорирования общечеловеческих ценностей и т. д. никак невозможны без обращения к человеку, его внутреннему бытию, следовательно, и к науке философии и этики, без их глубокого освоения и анализа. Ведь именно в философии, особенно в ее практической части, наиболее сконцентрировано выражена проблематика, связанная с бытием, развитием, нравственным самосовершенствованием и духовными поисками человека вообще и правителя (политического лидера), в частности. В этом плане особый интерес представляет исследование проблемы политической этики таджикских мыслителей X—XI вв., с ее поиском новых духовно-нравственных основ человеческого существования.

В теоретическом отношении изучение данной темы связано с тем, что без основательного и глубокого анализа истории отечественной этики, вобравшей и объединившей в себе многовековой морально-нравственный опыт, без всестороннего изучения и овладения практической части этики, рассматривающей вопросы политической этики («поучения владыкам») и проблематику власти, их роль и значимость для персидско-таджикской культуры невозможно успешное познание закономерностей развития современной политической этики и морального сознания современного таджикского общества, его выход к мировому сообществу и общечеловеческим ценностям, а вместе с тем оптимальное и рациональное решение стоящих перед отечественной наукой нравственных проблем.

Актуальность исследования проблемы политической этики таджикских моралистов Х-Х1вв. обусловлена потребностями практического опыта для усовершенствования моральных устоев государственных служащих в Республике Таджикистан, развития нравственности в современном таджикском обществе, необходимостью систематического и последовательного изучения истории отечественной этической мысли, пополнения того нравственного вакуума, который превалирует в нашем обществе. Последовательное и целенаправленное решение проблемы ценностей и адекватная реконструкция сложившейся на региональном уровне идеологической и культурной ситуации возможно лишь при условии активного изучения не только теоретической части национальной этики, но и ее практических аспектов.

Необходимость систематического изучения истории таджикской этической мысли диктуется также настоятельными идеологическими и религиозными потребностями, связанными с задачами объективной оценки места и роли ислама и мусульманских мыслителей в развитии общечеловеческих ценностей. Этические взгляды многих наших мыслителей давно стали объектом анализа и интерпретации в современной западной философии и этике.

Целесообразность анализа политического аспекта этики таджикских мыслителей Х-Х1вв. определяется также наличием в современной политической литературе своеобразных мотивов, претендующих на выделение «собственного» исторического духовного наследия.

Степень разработанности проблемы. В историко-философской литературе имеется прочная традиция исследования этики представителей таджикских мыслителей X—XI вв. Основу этой традиции заложили труды С. Айни1, А.Э. Бертельса2, А.М.Богоутдинова3, Б.Г.Гафурова4,.

1 Айни С. Шайх-ур-раис Абуали Сино.-Сталинабад-Ленинград:Нашрдавточик, 1941.

2 Бертельс А. Э. Насири Хосрав и исмаилизм.-М.:Изд-во вост.лит., 1959.

3 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад:Таджикгосиздат, 1961.

4 Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х. Социально-этические воззрения аль-Фараби//Аль-Фараби. Социально-этичес-кие трактаты.-Алма-Ата:Наука, 1973.

С.Н.Григоряна1 и др. Работа по научному анализу этики средневековья была предложена советскими исследователями и публицистами К. А. Азимовым, М.С.Бурабаевым3, З. Геюшевой4, Ю.Д.Джумабаевым5, М. Муллоахмедовым6,.

7 8 9 10.

И.П.Петрушевским, М. Р. Раджабовым, А. Садыковым, С. К. Сатыбековой ,.

11 12 1Я.

У.Султоновым, Г. Шаймухамбетовой, А. А. Шамоловым и др.

Что же касается анализа собственно политической этики в трудах мусульманских мыслителей, особенно X—XI вв. то рассмотрению этого вопроса посвящены в первую очередь работы аль-Фахури14, И. Гольдциера15, П.А.Денисовой16, А.А.Игнатенко17, И. М. Филынтинского и др. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М.:Наука, 1966. «Азимов К. А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока//Мораль, общество, личность.-Изд-во Моск. ун-та. 1979.

3 Бурабаев М. С. Предмет, категории и задачи этики//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби,-Алма-Ата:Наука, 1984; Он же. Особенности развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока. Там же.

4 Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).-Баку, 1982; Она же. Этическая мысль в Азербайджане.-Баку:Генджлик, 1968.

5 Джумабаев Ю. Д. Этические воззрения Абуали ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш, 1988; Он же. Этическая мысль в Средней Азии в IX—XV вв.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1974.

6 Муллоахмедов М. Ганджинаи хикмат//Кайковус Усурулмаоли Кобуснома.-Душанбе:Маориф, 1979.

7 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV вв.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1966.

8 Раджабов М. Р. Фирдоуси и современность.-Душанбе:Ирфон, 1976; Он же. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави.-Душанбе: Ирфон, 1982; Он же. Мировоззрение Убайда Зокони.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958 и др.

9 Садыков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе: Дониш, 1988; Он же. Акидахои ахлокии мутафаккирони Шарк.-Душанбе:Ирфон, 1989.

10 Сатыбекова С. К. Гуманизм Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975; Он же. Проблема ценности человека в философии классического восточного перипатетизма// Вест.МГУ. Сер.7: Философия. 1987. № 3.

11 Султонов У. Акидахои фалсафи, иджтимои ва ахлокии Абуали ибни Сино.-Душанбе:Дониш, 1975; Он же. Муосирони Абуали ибни Сино.-Душанбе:Дониш, 1980.

12 Шаймухамбетова Г. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция.-М.:Наука, 1972.

13 Шамолов А. А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси.-Душанбе:Дониш, 1994; Он же. Худжатулислам Газали: Социально-политические взгляды.-Душанбе:Дониш, 1996; Он же. Хикмати назми ниёгон.-Душанбе: 1999; Он же. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе:Дониш, 2002 и др.

14 Аль-Фахури Хана. История арабской литературы.-Т.1−2.-М.1959;1961.

15 Гольдциер И. Адаб//Энциклопедия ислама.-М., Т.1.-С.129−130.

16 Денисова Т. А. Категория «мират» в трактате Абд-ар-Рауфа «Дакаик ал-хуруф"//Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М., 1989.

17 Игнатенко А. А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти"//Социально-политические представления в исламе. История и современиость.-М.:Наука.1987.-С.21−44- Он же. Зеркало как составляющая спекулятивной парадигматики в арабо-исламской мысли эпохи средневеков1>я//Средневековая арабская философия: Проблемы и решения.-М.: Вост.лит.1996.-С.210−249- Он же. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в средневековых арабских назиданиях правителям.-М., 1994; Он же. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»), 1993. Он же. Человек в истории. Образ «другого» в культуре.-М., 1994; Он же. Поиски счастья//Обществеиио-политические воззрения арабо-исламской философии средневековья.-М.Мысль, 1989; Он же. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья)//Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средиий Восток.-М.:Наука, 1990; Он же. Деятельный человек Versys божественное всемогущество// Этическая мысль-1991.Научно-публицистические чтеиия.-М.:Республика, 1992 и др.

Каждый из перечисленных исследователей, предлагая в своих работах индивидуальное понимание проблемы политической этики в целом, и «поучений владыкам» в частности, а также, рассматривая труды представителя той или иной эпохи анализирует какой-то ее конкретный аспект на выбранном им материале. Во многом они сходятся во мнениях — в убежденности в рационалистическом характере политической этики, в подходе к ней как к восприемнику античной и средневековой философско-этической мысли и в признании несомненной самостоятельности данной этико-политической доктрины.

В то же время есть и некоторые отличия в понимании сущности этой этической доктрины и её научно-методологической и философско-литературной интерпретации. К примеру, в работах аль-Искандери, аль-Фахури, И. М. Фильштинского политическая этика («поучения владыкам») рассматриваются как сугубо литературный жанр, как произведения художественной прозы. Эти авторы, анализируя произведения основоположников данного жанра в мусульманском Востоке, в том числе Ибн аль-Мукаффы «Большой адаб» и «Малый адаб», «Калила и Димна», аль-Джахиза «Послание о квадратности и округлости», «Книга о скупых», «Книга о животных», Ибн Кутайбы «Благовоспитанность катиба», «Источники сведений», а также труды поздних представители этой течении Ибн Абураббиха, ас-Сули, аль-Амиди, ас-Са'алиби, аль-Казвини, ад-Дамира и др., находят в них только литературные основания. Они объясняют жанр «поучения владыкам» как жанр «адаба» в плане соответствия его художественной прозе.

Именно такая интерпретация «поучений», но вместе с тем модифицированная каждым по-своему, проходит красной нитью через все работы названных исследователей. Они «не замечают» в трудах представителей этого жанра философского содержания, в наличии которого обычно усматривается особенность политической этики.

Исследуя творчество Ибн аль-Мукаффы, Ибн Кутайбы, аль-Джахиза и других основоположников жанра «поучений владыкам», вышеназванные исследователи аргументируют тезис о том, что в раннем средневековье на арабо-мусульманском Востоке возникли «новые прозаические жанры» и «были созданы первые произведения художественной прозы в точном смысле этого слова» и книги указанных мыслителей принадлежат к этому жанру. В то же время некоторые из этих исследователей, в том числе И. М. Фильштинский утверждает, что в трактатах этого жанра «ощущается сильное влияние греческой, персидской и даже индийской философской мысли и культуры», и отмечает, что авторы трактатов советуют «заимствовать знания у древних народов», «разум объявляют главным источником познания и основным судьёй в вопросах этики"1.

Для понимания философско-этических аспектов данной доктрины важное значение имеют книги и статьи И. Гольдциера, А. В. Пайковой, и др. где даются не только определения этого «прагматического рационализма», предназначенного для воспитания правителей, но и философский анализ, и критическое переосмысление политической этики. По справедливому замечанию этих авторов, особенно И. Гольдциера, политическая этика была призвана показать мощь движения интеллектуалов средневековья за рационализацию общественной мысли и общественного сознания.

Из работ, непосредственно посвященных анализу политической этики в арабо-мусульманском средневековье в целом, и персидско-таджикской философии этого периода, в частности отметим работы А. А. Игнатенко. Российский исследователь, рассматривая вопросы политической этики и проблематику власти в средневековых арабских и персидско-таджикских назиданиях правителям, их роль и значимость для средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока, их морализаторскую и этическую сущность, идеалы человека деятельного и многое другое, считает их не только.

Фильштинский И. М Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII) и др. рационалистическими, но и имеющими большое теоретическое и практическое значение, так как они демонстрируют наличие значительного по масштабам светского течения в общественно-политической мысли эпохи средневековья народов Ближнего и Среднего Востока. Он постарался определить философские и мировоззренческие основы этого учения. Исследование А. А. Игнатенко примечательно тем, что оно выполнено на основе глубокого изучения первоисточников. Исследователь вводит в научный оборот много работ, на основе которых можно более детально анализировать и другие философско-этические проблемы. Тем не менее, автор не смог ответить на ряд весьма важных вопросов. Во-первых, он недостаточно четко изложил суть и категориальный аппарат этого жанра. Во-вторых, характеристику поучений нельзя считать полной, если удовлетвориться констатацией только их положительных сторон. Необходимым представляется и видение того, насколько был ограничен этот жанр и этот тип рациональности для историко-философской литературы и для современности.

Выяснению причин возникновения, сущности и социальной роли политической этики персидско-таджикских мыслителей Х-Х1вв. посвящено немало работ современных таджикских исследователей истории философии, в том числе, работы С. Афганова1, А. Атоева2, К. Бобоева3, М. Исаева4,.

М.Махмаджоновой3, Г. Сайдуллаевой6, Д. Хушкадамова7 и др.

К примеру, таджикский исследователь социально-политической и этической доктрины Низамулмулька К. Бобоев в своей работе «Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька» наряду с проблемами государственного устройства, управления, политики, а также и социальных слоев общества эпохи мыслителя рассматривает и вопросы этического характера. А другой Афганов С. Учение Газали о политике и государстве. Автореф. канд дисс.-Душанбе, 2002. Атоев А. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси.-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 1998.

3 Бобоев К. Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька. Автореф. канд. Дисс.-Душанбе, 1996.

4 Исаев М. Этическое учение Мискавейха и его роль в развитии этической мысли средневековья. Автореф. канд. дисс,-Душанбе, 1993.

5 Махмаджоиова М. Этические взгляды Джалолуддина Руми-Автореф. канд. дисс.-Душаибе, 1995.

6 Сайдуллаева Г. Этические взгляды Кайковуса.-Автореф. канд. дисс.-Душаибе, 2000.

7 Хушкадамов Д. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи.-Автореф. канд. дисс.-Душанбе, 2004. исследователь, Г. Сайдуллаева, анализируя этические взгляды Кайковуса, вопросы профессиональной этики и этики джавонмарди в его творчестве, ограничивается лишь рамками теоретической этики. К. Бобоев и Г. Сайдуллаева подробно не остановились на анализ прагматической и поучительной сути, основных принципов проблемы «поучений». Хотя справедливости ради надо отметить, что в воззрениях Кайковуса и Низамулмулька реально отсутствует развитие теории морали, которая носила бы сугубо философский характер, тем не мене, особенности морали обусловливает тот факт, что ее теория неизбежно принимает философский характер, так как философия играет не только методологическую роль, но и выступает в качестве принципа, организующего саму теорию морали.

Этот существующий вакуум частично восполняет работа Д. Хушкадамова «Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи», в которой автор, характеризуя особый социально-политический жанр, «имевший достаточно солидное влияние в мусульманском обществе» под названием «княжьи зерцала"1, исследует ключевые направления этого жанра. Он, приводя большой список памятников средневековой словесности, показывает суть практической ориентированности назиданий, их результативность, а также реалистическую позицию авторов «зерцал». Заметим, что на сегодняшний день данное исследование является одной из лучших работ в области анализа практической этики в «поучениях владыкам», или, иначе говоря, политической этики.

Отдавая должное научной и практической значимости работ, посвященных рассмотрению различных аспектов политической этики Х-Х1вв. вместе с тем необходимо отметить, что в зарубежной и отечественной философской литературе, недостаточно внимания уделяется анализу этических воззрений представителей жанра назиданиях правителям. А ведь именно этическая проблематика находилась в центре их рассмотрения, составляла своеобразное Хушкадамов Д. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи.'- Душанбе: Адиб, 2003.-С.44. методологическое ядро создаваемых ими концепций. Неразработанность в теоретическом плане этих вопросов, а также необходимость анализа исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных некоторым аспектам этих проблем, и обусловили обращение диссертанта к избранной теме.

Цель и задачи исследования

Целью работы является выявление политической этики в трудах таджикских мыслителей (X-XI вв) — раскрытие её социальной сущности и идеологических функцийосновных закономерностей генезиса и эволюции данной проблематики в системе этики представителей жанра политической этики («поучений владыкам»). Для достижения поставленной цели диссертант считает необходимым решить следующие теоретические задачи:

— раскрыть идейные истоки политической этики таджикских мыслителей XXI вв.;

— исследовать этические взгляды отдельных представителей жанра «поучений владыкам», прежде всего Ибн Сины, аль-Фараби, Кайковуса, Низамулмулька и др., раскрыть их теорико-методологическую ограниченность, социально-политическую и нравственно-мировоззренческую направленность;

— проанализировать специфический понятийный аппарат образующий теоретический каркас их концепций;

— раскрыть сущность и общие установки политической этики мыслителей этого периода;

— показать практическую и прагматическую направленность политической этики этих мыслителей;

— осуществить анализ категориального аппарата их политической этики.

Научная новизна работы. На основе анализа этико-политических воззрений раскрыты основные понятия, идейные истоки, и механизмы интерпретации их этических взглядов.

Научная новизна работы также состоит в том, что в ней: — впервые:

— более обстоятельно выявлено влияние предыдущих философских школ на формирование этико-политических идей и воззрений таджикских мыслителей X-Х1вв.;

— выдвинута и обоснована идея существования прагматического рационализма в политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв;

— дан системный анализ категориального аппарата политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв;

— раскрыта нравственно-мировоззренческая направленность этических концепций таджикских мыслителей X—XI вв.;

— выявлена теорико-методологическая ограниченность политической этики персидскотаджикских мыслителей Х-Х1вв.

Теоретической и методологической основной исследования являются принципиальные выводы и положения, содержащиеся в произведениях классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской и общественно-политической и этической мысли. При исследовании проблемы политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв. автор опирался на историко-логической, сравнительный и системный методы анализа.

Источниками исследования являются труды Ибн Сины — «Ар-рисола фи-л-ахлак» («Трактат об этике»), ал-Маварди — «Насиха ал-мулук» («Поучения владыкам»), «Тасхил ан-назар ва та’джил аз-зафар» («Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа»), «Каванин ал-визара» («Законы везирства») — Кайковуса -«Кабуснаме" — Низамулмулыса — «Сиасатнаме" — ар-Рази — «Духовная медицина" — ат-Тартуши — «Сиродж аль-Мулук («Светильник владык») и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы работы:

— углубляют и расширяют существующие в современной философской науке представления о таджикской философии и этики Х-Х1вв.;

— содействуют совершенствованию форм и методов критики различных концепции философско-этического характера.

Основные положения и выводы работы могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории философской и этической мысли таджикского народа. Выводы работы можно использовать при разработке курсов лекций и подготовке спецкурсов по истории таджикской философии и этики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в статьях автора, опубликованных в различных республиканских изданиях. Полученные в ходе исследования результаты были доложены на ежегодных научных конференциях, проходивших в Таджикском Государственном педагогическом университете им. К. Джураева.

Работа была обсуждена на заседании кафедры философии культуры Таджикского Государственного педагогического университета, в Отделе истории философии Института философии им. ак. Багоутдинова Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите.

Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе историко-этического анализа вопросов политической этики в трудах таджикских мыслителей X—XI вв. мы выявили ее идейно теоретические предпосылки и некоторые особенности и пришли к следующим выводам:

1. В формировании и развитии философско-этического учения средневекового Среднего и Ближнего Востока политическая этика или философско-политический и этико-литературный жанр «поучения владыкам» в творчестве персидско-таджикских мыслителей Х-Х1вв. оставил определенную полосу в познавательном процессе. Жанр «поучения владыкам» как одно из направлений средневековой этики представляет собой систему, имеющую историко-философскую ценность. Данная система намного отличалась от теоретической этики, и философскому мышлению представителей этого жанра присущи активный творческий характер, оригинальность. Прежде всего их теоретические положения рациональны, что отличает их уровень прагматичностью и активизмом. Творческое наследие моралистов данной эпохи впитало в себя мудрость и духовные особенности предыдущих поколений мыслителей и мировоззренческие основы различных философско-этических школ и течений, и в то же время в их учениях значительное место занимают идеи, изложенные в философских трактатах Аристотеля, Ибн Мискавейха, аль-Фараби, Ибн Сины, аль-Газали и др. Однако их этическое учение не представляет собой механический сплав вышеуказанных идеологий.

2. Основными и главными источниками политической этики персидско-таджикских мыслителей Х-Х1вв. были: а) древнегреческая этическая и политическая мысльб) культурные традиций Ирана и Индиив) этические и социально-политические идеи религии исламаг) социально-этические учения персоязычных народов средневекового Востокад) арабские культурные традиции и т. д.

Однако моралисты X—XI вв. не просто изучали и осваивали эти источники, но и критически перерабатывали их в духе своей эпохи — эпохи классицизма, обогатив тем самым философско-этическую мысль относительно новыми теоретическими положениями.

3. Персидско-таджикские моралисты Х-Х1вв., стремясь показать взаимосвязи политики и этики, раскрыли суть тех факторов, которые обусловили воздействие религии в целом, и этики в частности, на формирование и развитие политико-правовой практики и теории халифата и султаната. Важно иметь в виду, что жанр «поучения владыкам», имеющий целью посредством этики и нравоучения повлиять на консерватизм политики, препятствующий развитию не только общества и общественных отношений, но и других форм идеологии. При этом нравственность и политика как бы приобщились к «ореолу святости» религии. Тем не менее, средневековые мыслители считали, что этика как регулятор индивидуальных и социальных действий, ее неразделенность с политикой в религиозно-правовом оформлении приводит общественные установления в регулирующий и интегративный факторы человеческой и социальной активности, активности и нравственности владык и их окружения.

4. Содержание политической этики, представляя собой ряд рекомендаций, касающихся различных сторон жизни средневековых правителей и постоянно призывающих к извлечению пользы из всей известной политической истории, в том числе и из истории немусульманских народов, затрагивает вопросы этикета, экономической и финансовой этики, административной организации, и, самое главное, воспитания правителей в духе нравственности и справедливости.

5. В учении таджикских мыслителей Х-Х1вв. отражены образы активного и целеполагающего человека. Для них квиетизм не был приемлем.

6. В политической этики или жанре «поучений» персидско-таджикских мыслителей Х-Х1вв. в основном рационалистически интерпретирована онтологическая и гносеологическая природа этических категорий. Общие понятия в рамках категориального аппарата отражают объективные стороны, отношения и связи с предметной действительностью. Категорология в «поучениях» построена по определенной субординации и в известной степени соответствует принципам средневековой этики. Основой всех категориальных высказываний является мораль человека, в связи с чем все категории с различных сторон конкретизируют и раскрывают содержание человеческой нравственности, добродетельного характера и аффектов души.

7. Персидско-таджикские мыслители Х-Х1вв., придавая личности правителя большое значение и определяя его роль в государстве, рассматривали вопрос совершенствования его этических качеств. Они, считая правителя «источником для подражания», ставили перед ним важные и ответственные задачи, для выполнения которых он должен был этически самосовершенствоваться. Это является одним из условий добродетельной политики. Ведь в государстве приверженца добродетельной политики каждый хотел достичь определенного совершенства и счастья. Если государством правит совершенный и справедливый владыка, то все люди, равняясь на него, стремятся к приобретению добродетели и совершенства.

8. Таджикские представители жанра «поучений владыкам» X—XI вв. высказывали ряд ценных идей о нравственном воспитании и совершенствовании человека и руководителей государств. В частности, ими высказаны идеи о влиянии характера владык на нравственную атмосферу общества, о правителях как источниках нравственности и подражания, об идеальном и справедливом государе и т. д., соответствующие здравому смыслу и действительности. Примечательно то, что их попытка утвердить науку этику как социальный регулятор и повлиять на правителей посредством этой науки в известной степени сыграла свою положительную роль не только в социальной действительности средневековой эпохи, но и в дальнейшем развитии отечественной этической мысли. Почти все концептуальные моменты их учения, их объективное содержание нашли свое отражение в этических учениях последующих мыслителей.

9. Однако персидско-таджикские мыслители исследуемой эпохи, так же как и другие философы того времени, не могли выйти из рамок тех идеологических ограничений, которые им ставила их собственная эпоха. Этим объясняются многие философско-теологические и идеологические моменты и ограничения их концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абуали Ибн Сина. Ар-Рисала фи-л-ахлак (Трактат об этике)//Абуали Ибн
  2. Сина. Соченения.Т.2.-Душанбе: Дониш, 2005.-С.739−754
  3. Абу Бакр ар-Рази. Духовная медицина.-Душанбе: Ирфон, 1990.-87с.
  4. Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение три-умфа//Этическая мысль: Науч.-публицист.чтения.1991/Общ.ред. А. А. Гусейнова.-М. Республика, 1992.-С. 101−104
  5. Аль-Джахиз. Книга о скупых. Пер. и предис. Х. К. Баранова, под ред. И. М. Фильштинского.-М., 1968. 112 с.
  6. Аль-Фараби A.M. Историко-философские трактаты. -Алма-Ата: Наука, а. 1985.-624с.
  7. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты.-Алма-Ата:Наука, 1973.-399с.
  8. Аль-Фараби.Филосфские трактаты.-Алма-Ата:Наука, 1970−43Ос
  9. Аноним. Конун ас-сияса ва дастур ар-рияса (Канон политики и правило предводительства//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М.:Республика, 1992.-С. 107−111
  10. Аристотель. Этика: Пер. с греч. Э.Радлов.-Спб., 1884.-209с. Ю.Аристотель. Сочинения: В 4-х т.-М.:Мысль, 1976−1983.Т 1.1976,550с., Т2,1978, 678с, ТЗ, 1981, 613с, Т4 1983, 830с.11. Ахд Ардашир.-Бейрут, 1967.
  11. Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах.-М.:Наука, 1984.
  12. Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Арабшах. Приятный плод для халифов и развлечение для остроумов. Фрагменты. Пер. введ. и коммент. А.А.Игнатенко//Рационалистическаятрадиция и современность: Ближний и Средний Восток. -М.: Наука, 1990. -С. 92−99
  13. Ахмад Мухаммад Ибн-Аби-р-Раби. Путь владыки в устроении владений (Сулюк аль-малик фи тадбир аль-мамалик). Публ. Наджи ат-Тикрихи. Бейрут-Париж, 1978//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения.-М.-.Республика, 1992.-С. 104−106
  14. А. Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танзим.-Душанбе:Дониш, 1973.-285с.
  15. Восифи 3. Удивительные события/Пер.с тадж. Ховари С.-Душанбе, 1984.-113с.
  16. Джами Абдурахман. Избранные произведения. В 4-х т.-Душанбе:Ирфон, 1972−1981.-Т.1−4.Т1, 1972−431, Т2−1973−334с., ТЗ 1973−225, Т4, 1981−351с.
  17. Дониш Ахмади. Рисола дар назми тамаддун ва таовун.-Душанбе: Дониш, 1976.- 94с.19.Дониш Ах20.мади. Наводир-ул-вакоеъ.-Душанбе:Дониш, 1988. Китоби 1.-268с.
  18. Ибн Сина. Избранные произведения.-Душанбе, 1980.
  19. Калила и Димна. Пер. И. Ю. Крачковского и И. П. Кузьмина, предисл.
  20. И.Ю. Крачковского. M-JL, 1934. Изд 2−6. Предисл.Е. Э. Бертельса.-М., 1957.117с.
  21. У. Кобуснома.-Душанбе:Адиб, 1999.-89с.
  22. Кашифи Воиз. Бадаи ал-афкар фи санаи ал-аш'ар. Изд. текста, предис, прим и указ Р Мусульманкулова.-М.:Наука, 1977.-3 Юс.
  23. Кошифи Воиз. Футувватномаи султони. Бо эхтимоми Мухаммад Джа’фари Ма’джуб. Интишори и Бунёди фарханги Эрон.-Тегеран, 1350 г. х.-149с.
  24. В. Ар-рисалат ул-улаййа фи ахадис-ин-набавийа. Ба тасхех ва таълики Сайд Джалолидини Мухандис.-Тегеран, 1344 г. х.~176с.
  25. Низам Ал-Мульк. Сиясат-наме.-М.- Л.:Изд. АН СССР, 1949.-194с.
  26. Низомулмулк. Сиёсатнома. Ба чоп тайёркунанда Д. Девонакулов-Душанбе: Адиб, 1989.- 200 с.
  27. Низам ал-Мульк. Книга об управлении государством.-Душанбе:Шарки озод, 1988.-200 с.
  28. Платон. Сочинения. В 3-х т.-М.:Мысль, 1968−1972.Т1, 1968,-623с.т3ч1 1971−687с., ТЗ ч2, 1972−67
  29. Платон. Сочинения. В 4-х т.Т.1.-М.:Мысль, 1990.
  30. Рози Закариё. Тибби рухони//Закариё-и Рози. Мунтахаби осор.-Душанбе, 1989. 87с.
  31. Саъдии Шерози. Гулистон.-Душанбе:Дониш, 1988.-149с.
  32. Сино Абуали. Тадбири манзил//Осори мунтахаб.-Душанбе:Ирфон, 1983.-чил.2.-С.25−37
  33. А. Шахнаме. В. 6 т. T.VI.-M., 1963.-270c.
  34. И. Монографии, коллективные труды, брошюры, статьи, авторефераты
  35. К.А., Сатыбекова С. К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека)//Философ.науки.-1987.-№ 3.-С.71−80
  36. К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока//Мораль, общество, личность. -Изд-во Моск. универ., 1979.-С. 79−89
  37. С. Шайхурраис Абуали Сино.-Сталинабад-Ленинград: Нашрдав-точик, 1941.-с.
  38. X. Джалолиддин Давани//Из философского наследия народов Востока.-Ташкент:Фан, 1972.-С. 76−89
  39. X. Взаимовлияние и развитие общественно-политической мысли и утопические идеи в Средней Азии и Иране в XIV—XV вв..//Соци-ально-утопические идеи Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.-С. 47−58
  40. X. Прогрессивная и общественно-философская мысль Средней Азии в 14−15 вв. и ее роль в формировании социально-этических взглядов Давани: Автореф .канд. дисс.-Ташкент, 1971. -27с.
  41. М.К. К проблеме социальной утопии на Востоке//Социально-утопические идеи в Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.- С.21−36
  42. М.С., Диноршоев М. Д. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации// Ибн Сина (Авиценна), Избр. Филос. произвед.-М, 1980.-С.7−44
  43. М.С., Турсунов А. Восток и Запад: проблема преемственности в развитии философии/Методологические и мировоззренческие проблемы философии.-М.:Наука, 1988.-С. 21 -33
  44. А. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси.-Душанбе,-1999. 209 с.
  45. С. Учение Газали о политике и государстве.-Автореф.канд.дисс,-Душанбе, 2002.-23 с.
  46. Г. Античные философы в поэме Джами «Хирадномаи Искандари»//Абдурахман Джами.-Душанбе: Дониш, 1973 .-Чилди 2-С45−54
  47. Г. Философские взгляды Носири Хисрава.-Душанбе, 1965. 1 13с.
  48. К. Мухаммад Шахристани историк философии.-Душанбе: Дониш, 1967.-116с.
  49. А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. -Фрунзе: Илим, 1989.-168с.
  50. К. Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька. -Автореф. канд. дисс. -Душанбе, 1996. -24 с.
  51. A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961. -27 вс.
  52. A.M. Избранные произведения.-Душанбе, 1980.418
  53. М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы.-Душанбе:Ирфон, 1965.-174с.
  54. ., Брентьес С. Ибн Сина (Авиценна)/Пер. с нем.-Киев:Изд-во Киевского гос. ун-та Вища школа, 1984.-229с.
  55. М.С., Курмангалиева Г. К. Социальные взгляды Аль-Фараби//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1984, — С.44−57
  56. М.С. Предмет, категории и задачи этики//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1984.-С.31−44
  57. М.С., Сагадаев А. В. Особенности: развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока// Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1984.-57−68
  58. М.В. Ислам и семья.-Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1973.-47с.
  59. . Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.: Наука, 1989-Кн 1.- 382 е.: Кн. 2- 480с.
  60. ., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры.-М.: Наука, 1975.-176с.
  61. ., Касымжанов А. Х. Социально-этические воззрения Аль-Фа-раби/Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1973. -С. 27−35
  62. Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).-Баку:Б.и., 1982. 180с.
  63. Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане.-Баку: Гянджлик, 1968. 564с.
  64. С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М.:Наука, 1966.- 352с.
  65. М. Шанкара Бедил — Шопенгауэр (к проблеме взаимовлияния философских систем)//История философии и современность.-Душанбе: Дониш, 1988.- С 44−51
  66. А .Я. Категория средневековой культуры. -2-е- изд. испр. и доп.-М.: Искусство, 1989.
  67. А.А. Введение в этику.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985.-241с.
  68. А.А. Золотое правило нравственности.-М.:Молодая гвар-дия, 1988. -269с.
  69. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987. 587с.
  70. А.А. Этика Аристотеля. -М.: Знание, 1984. -64 с.
  71. Т.А. Категория «мират» в трактате Абд-ар-Рауфа «Дакаик ал-хуруф»//Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М., 1989. -С. 76−88
  72. Т.М. Вопросы истории и общей теории этических категорий: Автореф. докт. дисс. -Тбилиси, 1972.-39с.
  73. Т.М. Из истории домарксистской этической мысли.-Тбилиси: Ганатлеба, 1970.-178с.
  74. М.Р. Абу Наср аль-Фараби о государстве.-Душанбе: До-ниш, 1966.-240с.
  75. Ю.Д. Этические воззрения Абуали ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе: Дониш, 1988 .-С.68−79
  76. Ю.Д., Мамедов Ш. Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX—XV вв..-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1974.-37 вс.
  77. М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе:Дониш, 1985. 255с.
  78. М. Философия Насириддина Туси.-Душанбе: Дониш, 1968. 156с.
  79. X. Очерки философии исмаилизма.-Душанбе: До-ниш, 1976.-189с.
  80. X. Философия крестьянского бунта.-Душанбе: Ирфон, 1987.-243с.
  81. Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии.-Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987.-174с.
  82. О.Г. Понятие морали.-М.:Наука, 1974.-388с.
  83. О.Г. Проблемы нравственности.-М.:Наука, 1977. 333с.
  84. А. А. Аристотель о сознательном выборе и моральной ответственности личности//Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. -Душанбе: Дониш, 1987. -С. 43−50
  85. В.Г. История этики древнего мира.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.-224с.
  86. Иванов История этики средних веков.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1984.-279с.
  87. А.А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти//Социально-политические представления в исламе. История и современность. -М.: Наука, 1987. -С.21−44.
  88. А.А. Зеркало как составляющая спекулятивной парадиг-матики в1арабо-исламской мысли эпохи средневековья// Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. -М.: Вост. лит. 1996.- С. 210 -249.
  89. А.А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в средневековых арабских назиданиях правителям.-М., 1994.-241с.
  90. А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»).-Одиссей.-1993.-184с.
  91. А.А. Человек в истории. Образ «другого» в культуре.-М., 1994,-299с.
  92. А.А. В поисках счастья (Общественно-политические воззрения арабо-исламской философии средневековья).-М.: Мысль, 1989.-255с.
  93. А.А. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья)// Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. -М.: Наука, 1990. -С. 238−249
  94. А.А. Деятельный человек Versys божественное всемогущество//Этическая мысль-1991. Научно-публицистические чтения. -М.: Республика, 1992. -С 219−228
  95. Н. Ибн Сино о свободе воли//Торжество разума. -Душанбе: Дониш, 1988.-С. 48−56
  96. Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли,-Душанбе: Дониш, 1987.-92с.
  97. М. Этическое учение Мискавейха и его роль в развитии этической мысли средневековья.-Автореф.канд.дисс.-ДушанбеД 993.-22с.
  98. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв.-М.:Соцэкгиз, 1961.-629с.
  99. История философии. В 6-ти т.-М.:Изд-во АН СССР, 1957−1965.-Т. 1−6
  100. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение,-М.Д986.-342с.
  101. Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья. Автореф.дисс.док.филос.наук, 1988.№ 4.-37с.
  102. Л.И. Ислам.-М.:Наука, 1965.-139с.
  103. С. Учение Аристотеля о государстве, о праве.-М.- Л.: Акад. Наук СССР, 1947.-276с.
  104. Е.Б. Платон о славе и признании//Историко-философский ежегодник.-М.:Наука, 1988.-С. 43−59
  105. Н.А. Насириддин Туси о предмете и задачах науки этики// Вопросы истории философии.-Душанбе:Дониш, 1977.-С. 12−17
  106. Н.А. Этические взгляды Саади.-Душанбе, 1969.-129с.
  107. А. Эстетическая доктрина суфизма.-Душанбе: Дониш, 1987.-163с.
  108. Лей Г. Очерки средневекового материализма.-М.:Изд. иностр. лит., 1962.-367с.
  109. А.Ф. Дерзание духа. -М.: Полит издат, 1988.-364с.
  110. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М.:Мысль, 1989.-393с.
  111. Ш. Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965 .-174с.
  112. М. Этические взгляды Джалолуддина Руми,-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 1995.-187с.
  113. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.-М.:Наука, 1987.-263с.
  114. М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасана в XV в.//Изв. АН Тадж.ССР.-№ 4.-1983.-С. 33−39
  115. К.Х. Введение в социальную философию.-М.:Высш.шк., КД «Университет», 1997.-349с.
  116. Дж.В. Философские и этические воззрения Низами.-Баку: Изд-во Акад. наук. АзССР, 1962.-189с.
  117. А. Гносеология суфизма.-Душанбе:Дониш, 1990.113с.
  118. А. Мировоззрение Фаридиддина Аттора.-Душанбе: Дониш, 1974.-116с.
  119. .О. Моральный выбор и нравственная свобода//Вестник Моск. ун-та. Сер.7 Философия, 1988. № 4. -С.27−32
  120. К. Мировоззрение Санои.-Душанбе:Дониш, 1973.-136с.
  121. К. /о4онбинии Абдулло3и Ансорй.-Душанбе: Дониш, 1988.-133с.
  122. И.М. Введение в иранскую филологию.-М.:Наука, 1988.-234с.
  123. Очерки истории этики/ под ред. Б. А. Чагина -М.:Мысль, 1969.-430с.
  124. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв..-JI.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1966.-400с.
  125. М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти//Социально-политические представления в исламе. История и современность.-М., 1987.-С.20.
  126. Проблемы этики в философских учениях стран Востока.-М.:Наука, 1986.-126с.
  127. М.Р. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения).-Душанбе:Ирфон, 1976.-13 6с.
  128. М.Р. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави.-Душанбе:Ирфон, 1982.-229с.
  129. М. Мировоззрение Убайда Закани.-Сталинабад: Таджик-Госиздат, 195 В.-115с.
  130. М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV в.-Душанбе:Ирфон, 1968.-318с.
  131. Ризозода Шафак. Таърихи адабиёти форс.-Техрон, 1337, — 294с.
  132. Г. Этические взгляды Кайковуса.-Автореф.канд.дисс,-Душанбе, 2000.-21с.
  133. А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш, 1988.-С. 49−53
  134. А.С. Этика Абунасра Фараби/ЛЗопросы истории философии. -Душанбе:Дониш, 1977.-С. 48−61
  135. Садиков А. С. Акидахои ахлокии мутафаккирони Шарк.-Душанбе: Ирфон, 1989.- 144с.
  136. А.С. Справедливость (опыт контрастного понимания)//Сред-невековая арабская философия: Проблематика и решения.-М.:Вост.лит. РАН, 1998.-С. 87−98
  137. С.К. Гуманизм Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975.-143с.
  138. С.К. Проблема ценности человека в философии класси-ческого восточного перипатетизма//Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. 1987.- № З.-С. 28−34
  139. А.А. Абуали ибн Сина.-Сталинабад:Таджикгосиздат, 1953.-174с.
  140. Сиддик Исо. Таърихи фарханги Эрон.-Техрон.1338. -293с.
  141. И.М. Предисловие//Социально-политические представле-ния в исламе. История и современность.-М.:Наука, 1987.-С. 3−12
  142. В.В. Средневековая философия.-М.:Высш.шк., 1979.-58с.
  143. Социально-утопические идеи в Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.-139с.152.153.154.155,156,157,158,159,160 161,162163164165166,167.
  144. М.Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джалал-ад-Дина Руми и Мухамада Икбала//Творчество Мухамада Икбала.-М.:Наука, 1982.-С. 34−48
  145. М.Т. Философские аспекты суфизма.-М.:Наука, 1987. 190с. Султонов М. Проблема совершенного человека в контексте суфийской доктрины Али Хамадани//История философии и современность.-Душанбе: Дониш, 1988.-С. 48−56
  146. Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока//
  147. История политических и правовых учений.-М., 1998.-С. 124−139
  148. А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды Аль
  149. Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975 .-276с.
  150. Турсунов Акбар. Эхьёи Ачам.-Душанбе:Ирфон, 1984.-208с.
  151. К.В. Сасанидский Иран в Шахнаме//Фирдавси. 934−1934.-Л., 1934.1. С.177−196
  152. И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.-Душанбе: Ирфон, 1984.-62с.
  153. А.У. Этическая концепция Фараби и Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш, 1988.-С. 62−67
  154. Фиш Р. Джалолиддин Руми.-М.: Молодая гвардия, 1972.-193с. Философская энциклопедия.-М.:Сов.энциклопедия, 1964, Т.3.-400с.
  155. И.Т. О человеке и гуманизме.-М.:Политиздат, 1989.-558с.
  156. М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии.-Ташкент:Фан, 1967.-3 56с.
  157. Д. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи.-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 2004. -25с.
  158. В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества.-М.:Наука, 1979.-213с.
  159. Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период).-М.:Наука, 1979. 152с.
  160. А.А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси.-Душанбе:ДонишД994. -210с.
  161. А.А. Хуччатулислом Газоли: Андешахои ичтимои ва сиёси,-Душанбе:ДонишД996.- 330с.
  162. А.А. Хикмати назми ниёгон.-ДушанбеД999.-94с.
  163. А.А. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе:Дониш, 2002. -384с.
  164. А. Великий мыслитель Абу Райхан Беруни.-Ташкент: УзбекистанД 972.-299с.
  165. А.Ф. Из истории этических учений.-М.:Госполитиздат, 1959.-344с.
  166. Этикет у народов Передней Азии.-М.:НаукаД988.-343с.
  167. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.:Политиздат, 1988.-249с.
Заполнить форму текущей работой