Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв
Диссертация
Персидско-таджикские моралисты Х-Х1вв., стремясь показать взаимосвязи политики и этики, раскрыли суть тех факторов, которые обусловили воздействие религии в целом, и этики в частности, на формирование и развитие политико-правовой практики и теории халифата и султаната. Важно иметь в виду, что жанр «поучения владыкам», имеющий целью посредством этики и нравоучения повлиять на консерватизм… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблематика власти как основа политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
- 1. Идейные источники политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
- 2. Взаимосвязь политики и этики в трудах таджикских мыслителей Х-Х1вв
- 3. Сущность и общие установки политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
- Глава II. Политическая этика таджикских мыслителей Х~Х1вв. — этика рационализма и активизма
- 1. Проблема соотношения божественного предопределения и действий целеполагающего человека
- 2. Категориальный аппарат политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв
- 3. Вопросы политического и этического совершенствования характера правителя
- 4. Значение политической этики таджикских мыслителей Х-Х1вв. для современности.+
Список литературы
- Абуали Ибн Сина. Ар-Рисала фи-л-ахлак (Трактат об этике)//Абуали Ибн
- Сина. Соченения.Т.2.-Душанбе: Дониш, 2005.-С.739−754
- Абу Бакр ар-Рази. Духовная медицина.-Душанбе: Ирфон, 1990.-87с.
- Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение три-умфа//Этическая мысль: Науч.-публицист.чтения.1991/Общ.ред. А. А. Гусейнова.-М. Республика, 1992.-С. 101−104
- Аль-Джахиз. Книга о скупых. Пер. и предис. Х. К. Баранова, под ред. И. М. Фильштинского.-М., 1968. 112 с.
- Аль-Фараби A.M. Историко-философские трактаты. -Алма-Ата: Наука, а. 1985.-624с.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты.-Алма-Ата:Наука, 1973.-399с.
- Аль-Фараби.Филосфские трактаты.-Алма-Ата:Наука, 1970−43Ос
- Аноним. Конун ас-сияса ва дастур ар-рияса (Канон политики и правило предводительства//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М.:Республика, 1992.-С. 107−111
- Аристотель. Этика: Пер. с греч. Э.Радлов.-Спб., 1884.-209с. Ю.Аристотель. Сочинения: В 4-х т.-М.:Мысль, 1976−1983.Т 1.1976,550с., Т2,1978, 678с, ТЗ, 1981, 613с, Т4 1983, 830с.11. Ахд Ардашир.-Бейрут, 1967.
- Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах.-М.:Наука, 1984.
- Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Арабшах. Приятный плод для халифов и развлечение для остроумов. Фрагменты. Пер. введ. и коммент. А.А.Игнатенко//Рационалистическаятрадиция и современность: Ближний и Средний Восток. -М.: Наука, 1990. -С. 92−99
- Ахмад Мухаммад Ибн-Аби-р-Раби. Путь владыки в устроении владений (Сулюк аль-малик фи тадбир аль-мамалик). Публ. Наджи ат-Тикрихи. Бейрут-Париж, 1978//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения.-М.-.Республика, 1992.-С. 104−106
- Беруни А. Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танзим.-Душанбе:Дониш, 1973.-285с.
- Восифи 3. Удивительные события/Пер.с тадж. Ховари С.-Душанбе, 1984.-113с.
- Джами Абдурахман. Избранные произведения. В 4-х т.-Душанбе:Ирфон, 1972−1981.-Т.1−4.Т1, 1972−431, Т2−1973−334с., ТЗ 1973−225, Т4, 1981−351с.
- Дониш Ахмади. Рисола дар назми тамаддун ва таовун.-Душанбе: Дониш, 1976.- 94с.19.Дониш Ах20.мади. Наводир-ул-вакоеъ.-Душанбе:Дониш, 1988. Китоби 1.-268с.
- Ибн Сина. Избранные произведения.-Душанбе, 1980.
- Калила и Димна. Пер. И. Ю. Крачковского и И. П. Кузьмина, предисл.
- И.Ю. Крачковского. M-JL, 1934. Изд 2−6. Предисл.Е. Э. Бертельса.-М., 1957.117с.
- Кайковус У. Кобуснома.-Душанбе:Адиб, 1999.-89с.
- Кашифи Воиз. Бадаи ал-афкар фи санаи ал-аш'ар. Изд. текста, предис, прим и указ Р Мусульманкулова.-М.:Наука, 1977.-3 Юс.
- Кошифи Воиз. Футувватномаи султони. Бо эхтимоми Мухаммад Джа’фари Ма’джуб. Интишори и Бунёди фарханги Эрон.-Тегеран, 1350 г. х.-149с.
- Кошифи В. Ар-рисалат ул-улаййа фи ахадис-ин-набавийа. Ба тасхех ва таълики Сайд Джалолидини Мухандис.-Тегеран, 1344 г. х.~176с.
- Низам Ал-Мульк. Сиясат-наме.-М.- Л.:Изд. АН СССР, 1949.-194с.
- Низомулмулк. Сиёсатнома. Ба чоп тайёркунанда Д. Девонакулов-Душанбе: Адиб, 1989.- 200 с.
- Низам ал-Мульк. Книга об управлении государством.-Душанбе:Шарки озод, 1988.-200 с.
- Платон. Сочинения. В 3-х т.-М.:Мысль, 1968−1972.Т1, 1968,-623с.т3ч1 1971−687с., ТЗ ч2, 1972−67
- Платон. Сочинения. В 4-х т.Т.1.-М.:Мысль, 1990.
- Рози Закариё. Тибби рухони//Закариё-и Рози. Мунтахаби осор.-Душанбе, 1989. 87с.
- Саъдии Шерози. Гулистон.-Душанбе:Дониш, 1988.-149с.
- Сино Абуали. Тадбири манзил//Осори мунтахаб.-Душанбе:Ирфон, 1983.-чил.2.-С.25−37
- Фирдоуси А. Шахнаме. В. 6 т. T.VI.-M., 1963.-270c.
- И. Монографии, коллективные труды, брошюры, статьи, авторефераты
- Азимов К.А., Сатыбекова С. К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека)//Философ.науки.-1987.-№ 3.-С.71−80
- Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока//Мораль, общество, личность. -Изд-во Моск. универ., 1979.-С. 79−89
- Айни С. Шайхурраис Абуали Сино.-Сталинабад-Ленинград: Нашрдав-точик, 1941.-с.
- Аликулов X. Джалолиддин Давани//Из философского наследия народов Востока.-Ташкент:Фан, 1972.-С. 76−89
- Аликулов X. Взаимовлияние и развитие общественно-политической мысли и утопические идеи в Средней Азии и Иране в XIV—XV вв..//Соци-ально-утопические идеи Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.-С. 47−58
- Аликулов X. Прогрессивная и общественно-философская мысль Средней Азии в 14−15 вв. и ее роль в формировании социально-этических взглядов Давани: Автореф .канд. дисс.-Ташкент, 1971. -27с.
- Арипов М.К. К проблеме социальной утопии на Востоке//Социально-утопические идеи в Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.- С.21−36
- Асимов М.С., Диноршоев М. Д. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации// Ибн Сина (Авиценна), Избр. Филос. произвед.-М, 1980.-С.7−44
- Асимов М.С., Турсунов А. Восток и Запад: проблема преемственности в развитии философии/Методологические и мировоззренческие проблемы философии.-М.:Наука, 1988.-С. 21 -33
- Атоев А. Проблемы нравственности в «Шахнаме» Абулкосима Фирдавси.-Душанбе,-1999. 209 с.
- Афганов С. Учение Газали о политике и государстве.-Автореф.канд.дисс,-Душанбе, 2002.-23 с.
- Ашуров Г. Античные философы в поэме Джами «Хирадномаи Искандари»//Абдурахман Джами.-Душанбе: Дониш, 1973 .-Чилди 2-С45−54
- Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава.-Душанбе, 1965. 1 13с.
- Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии.-Душанбе: Дониш, 1967.-116с.
- Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. -Фрунзе: Илим, 1989.-168с.
- Бобоев К. Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька. -Автореф. канд. дисс. -Душанбе, 1996. -24 с.
- Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961. -27 вс.
- Богоутдинов A.M. Избранные произведения.-Душанбе, 1980.418
- Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы.-Душанбе:Ирфон, 1965.-174с.
- Брентьес Б., Брентьес С. Ибн Сина (Авиценна)/Пер. с нем.-Киев:Изд-во Киевского гос. ун-та Вища школа, 1984.-229с.
- Бурабаев М.С., Курмангалиева Г. К. Социальные взгляды Аль-Фараби//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1984, — С.44−57
- Бурабаев М.С. Предмет, категории и задачи этики//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1984.-С.31−44
- Бурабаев М.С., Сагадаев А. В. Особенности: развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока// Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1984.-57−68
- Вагабов М.В. Ислам и семья.-Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1973.-47с.
- Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.: Наука, 1989-Кн 1.- 382 е.: Кн. 2- 480с.
- Гафуров Б., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры.-М.: Наука, 1975.-176с.
- Гафуров Б., Касымжанов А. Х. Социально-этические воззрения Аль-Фа-раби/Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1973. -С. 27−35
- Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).-Баку:Б.и., 1982. 180с.
- Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане.-Баку: Гянджлик, 1968. 564с.
- Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.-М.:Наука, 1966.- 352с.
- Гулямов М. Шанкара Бедил — Шопенгауэр (к проблеме взаимовлияния философских систем)//История философии и современность.-Душанбе: Дониш, 1988.- С 44−51
- Гуревич А .Я. Категория средневековой культуры. -2-е- изд. испр. и доп.-М.: Искусство, 1989.
- Гусейнов А.А. Введение в этику.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985.-241с.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.-М.:Молодая гвар-дия, 1988. -269с.
- Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987. 587с.
- Гусейнов А.А. Этика Аристотеля. -М.: Знание, 1984. -64 с.
- Денисова Т.А. Категория «мират» в трактате Абд-ар-Рауфа «Дакаик ал-хуруф»//Суфизм в контексте мусульманской культуры.-М., 1989. -С. 76−88
- Джафарли Т.М. Вопросы истории и общей теории этических категорий: Автореф. докт. дисс. -Тбилиси, 1972.-39с.
- Джафарли Т.М. Из истории домарксистской этической мысли.-Тбилиси: Ганатлеба, 1970.-178с.
- Джахид М.Р. Абу Наср аль-Фараби о государстве.-Душанбе: До-ниш, 1966.-240с.
- Джумабаев Ю.Д. Этические воззрения Абуали ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе: Дониш, 1988 .-С.68−79
- Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш. Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX—XV вв..-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1974.-37 вс.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе:Дониш, 1985. 255с.
- Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.-Душанбе: Дониш, 1968. 156с.
- Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма.-Душанбе: До-ниш, 1976.-189с.
- Додихудоев X. Философия крестьянского бунта.-Душанбе: Ирфон, 1987.-243с.
- Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии.-Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987.-174с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали.-М.:Наука, 1974.-388с.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.-М.:Наука, 1977. 333с.
- Захаров А. А. Аристотель о сознательном выборе и моральной ответственности личности//Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. -Душанбе: Дониш, 1987. -С. 43−50
- Иванов В.Г. История этики древнего мира.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.-224с.
- Иванов История этики средних веков.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1984.-279с.
- Игнатенко А.А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти//Социально-политические представления в исламе. История и современность. -М.: Наука, 1987. -С.21−44.
- Игнатенко А.А. Зеркало как составляющая спекулятивной парадиг-матики в1арабо-исламской мысли эпохи средневековья// Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. -М.: Вост. лит. 1996.- С. 210 -249.
- Игнатенко А.А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в средневековых арабских назиданиях правителям.-М., 1994.-241с.
- Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»).-Одиссей.-1993.-184с.
- Игнатенко А.А. Человек в истории. Образ «другого» в культуре.-М., 1994,-299с.
- Игнатенко А.А. В поисках счастья (Общественно-политические воззрения арабо-исламской философии средневековья).-М.: Мысль, 1989.-255с.
- Игнатенко А.А. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья)// Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. -М.: Наука, 1990. -С. 238−249
- Игнатенко А.А. Деятельный человек Versys божественное всемогущество//Этическая мысль-1991. Научно-публицистические чтения. -М.: Республика, 1992. -С 219−228
- Идибеков Н. Ибн Сино о свободе воли//Торжество разума. -Душанбе: Дониш, 1988.-С. 48−56
- Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли,-Душанбе: Дониш, 1987.-92с.
- Исаев М. Этическое учение Мискавейха и его роль в развитии этической мысли средневековья.-Автореф.канд.дисс.-ДушанбеД 993.-22с.
- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв.-М.:Соцэкгиз, 1961.-629с.
- История философии. В 6-ти т.-М.:Изд-во АН СССР, 1957−1965.-Т. 1−6
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение,-М.Д986.-342с.
- Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья. Автореф.дисс.док.филос.наук, 1988.№ 4.-37с.
- Климович Л.И. Ислам.-М.:Наука, 1965.-139с.
- Кечекаян С. Учение Аристотеля о государстве, о праве.-М.- Л.: Акад. Наук СССР, 1947.-276с.
- Козлов Е.Б. Платон о славе и признании//Историко-философский ежегодник.-М.:Наука, 1988.-С. 43−59
- Кулматов Н.А. Насириддин Туси о предмете и задачах науки этики// Вопросы истории философии.-Душанбе:Дониш, 1977.-С. 12−17
- Кульматов Н.А. Этические взгляды Саади.-Душанбе, 1969.-129с.
- Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.-Душанбе: Дониш, 1987.-163с.
- Лей Г. Очерки средневекового материализма.-М.:Изд. иностр. лит., 1962.-367с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: Полит издат, 1988.-364с.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М.:Мысль, 1989.-393с.
- Мамедов Ш. Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965 .-174с.
- Махмаджонова М. Этические взгляды Джалолуддина Руми,-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 1995.-187с.
- Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.-М.:Наука, 1987.-263с.
- Мирбабаев М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасана в XV в.//Изв. АН Тадж.ССР.-№ 4.-1983.-С. 33−39
- Момджян К.Х. Введение в социальную философию.-М.:Высш.шк., КД «Университет», 1997.-349с.
- Мустафаев Дж.В. Философские и этические воззрения Низами.-Баку: Изд-во Акад. наук. АзССР, 1962.-189с.
- Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма.-Душанбе:Дониш, 1990.113с.
- Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фаридиддина Аттора.-Душанбе: Дониш, 1974.-116с.
- Николаичев Б.О. Моральный выбор и нравственная свобода//Вестник Моск. ун-та. Сер.7 Философия, 1988. № 4. -С.27−32
- Олимов К. Мировоззрение Санои.-Душанбе:Дониш, 1973.-136с.
- Олимов К. /о4онбинии Абдулло3и Ансорй.-Душанбе: Дониш, 1988.-133с.
- Оранский И.М. Введение в иранскую филологию.-М.:Наука, 1988.-234с.
- Очерки истории этики/ под ред. Б. А. Чагина -М.:Мысль, 1969.-430с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв..-JI.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1966.-400с.
- Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти//Социально-политические представления в исламе. История и современность.-М., 1987.-С.20.
- Проблемы этики в философских учениях стран Востока.-М.:Наука, 1986.-126с.
- Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения).-Душанбе:Ирфон, 1976.-13 6с.
- Раджабов М.Р. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави.-Душанбе:Ирфон, 1982.-229с.
- Раджабов М. Мировоззрение Убайда Закани.-Сталинабад: Таджик-Госиздат, 195 В.-115с.
- Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV в.-Душанбе:Ирфон, 1968.-318с.
- Ризозода Шафак. Таърихи адабиёти форс.-Техрон, 1337, — 294с.
- Сайдуллаева Г. Этические взгляды Кайковуса.-Автореф.канд.дисс,-Душанбе, 2000.-21с.
- Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш, 1988.-С. 49−53
- Садиков А.С. Этика Абунасра Фараби/ЛЗопросы истории философии. -Душанбе:Дониш, 1977.-С. 48−61
- Садиков А. С. Акидахои ахлокии мутафаккирони Шарк.-Душанбе: Ирфон, 1989.- 144с.
- Смирнов А.С. Справедливость (опыт контрастного понимания)//Сред-невековая арабская философия: Проблематика и решения.-М.:Вост.лит. РАН, 1998.-С. 87−98
- Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975.-143с.
- Сатыбекова С.К. Проблема ценности человека в философии класси-ческого восточного перипатетизма//Вест. МГУ. Сер. 7. Философия. 1987.- № З.-С. 28−34
- Семенов А.А. Абуали ибн Сина.-Сталинабад:Таджикгосиздат, 1953.-174с.
- Сиддик Исо. Таърихи фарханги Эрон.-Техрон.1338. -293с.
- Смилянская И.М. Предисловие//Социально-политические представле-ния в исламе. История и современность.-М.:Наука, 1987.-С. 3−12
- Соколов В.В. Средневековая философия.-М.:Высш.шк., 1979.-58с.
- Социально-утопические идеи в Средней Азии.-Ташкент:Фан, 1983.-139с.152.153.154.155,156,157,158,159,160 161,162163164165166,167.
- Степанянц М.Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джалал-ад-Дина Руми и Мухамада Икбала//Творчество Мухамада Икбала.-М.:Наука, 1982.-С. 34−48
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма.-М.:Наука, 1987. 190с. Султонов М. Проблема совершенного человека в контексте суфийской доктрины Али Хамадани//История философии и современность.-Душанбе: Дониш, 1988.-С. 48−56
- Сюкияйнен Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока//
- История политических и правовых учений.-М., 1998.-С. 124−139
- Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды Аль
- Фараби.-Алма-Ата:Наука, 1975 .-276с.
- Турсунов Акбар. Эхьёи Ачам.-Душанбе:Ирфон, 1984.-208с.
- Тревер К.В. Сасанидский Иран в Шахнаме//Фирдавси. 934−1934.-Л., 1934.1. С.177−196
- Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.-Душанбе: Ирфон, 1984.-62с.
- Уразбеков А.У. Этическая концепция Фараби и Ибн Сино//Торжество разума.-Душанбе:Дониш, 1988.-С. 62−67
- Фиш Р. Джалолиддин Руми.-М.: Молодая гвардия, 1972.-193с. Философская энциклопедия.-М.:Сов.энциклопедия, 1964, Т.3.-400с.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.-М.:Политиздат, 1989.-558с.
- Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии.-Ташкент:Фан, 1967.-3 56с.
- Хушкадамов Д. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи.-Автореф.канд.дисс.-Душанбе, 2004. -25с.
- Чалоян В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества.-М.:Наука, 1979.-213с.
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период).-М.:Наука, 1979. 152с.
- Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси.-Душанбе:ДонишД994. -210с.
- Шамолов А.А. Хуччатулислом Газоли: Андешахои ичтимои ва сиёси,-Душанбе:ДонишД996.- 330с.
- Шамолов А.А. Хикмати назми ниёгон.-ДушанбеД999.-94с.
- Шамолов А.А. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе:Дониш, 2002. -384с.
- Шарипов А. Великий мыслитель Абу Райхан Беруни.-Ташкент: УзбекистанД 972.-299с.
- Шишкин А.Ф. Из истории этических учений.-М.:Госполитиздат, 1959.-344с.
- Этикет у народов Передней Азии.-М.:НаукаД988.-343с.
- Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.:Политиздат, 1988.-249с.