Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Американская модель менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Японцы смогли применить наиболее выгодные концепции управления, созданные западными странами. Приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя свои ценности и способствуя формированию особого стиля экономического мышления, японские менеджеры создали гениальный метод организации бизнеса, который признали во всем мире. В японской модели менеджмента работает правило «мы все являемся одной… Читать ещё >

Американская модель менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX — XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Американский менеджмент формировался в конце 19 — начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда, введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам [7, с. 103−107].

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 — 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им. Основы системы Ф. Тейлора:

  • — умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
  • — подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
  • — обучение и тренировка рабочих;
  • — сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы — ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

  • — определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
  • — подбор функциональных мастеров — по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово — распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
  • — введение инструкционных карт;
  • — дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
  • — калькуляция затрат на производство [9, с. 237−244].

Также огромный вклад в изучении американской модели менеджмента внес Г. Форд. Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные принципы системы Г. Форда:

  • — массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
  • — непрерывность и подвижность процесса производства;
  • — максимальный темп работы;
  • — новая технология на основе поточного производства;
  • — точность как стандарт и качество продукции;
  • — определяющая роль технико-технологической системы;
  • — экономический эффект системы;
  • — не быть зависимым от человека, его слабостей [10, с. 98−113].

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

Начиная с середины 80-х гг. в США интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому способствовал ряд факторов:

  • — увеличение институциональных инвестиций в стране;
  • — усиление государственного контроля в США с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам;
  • — деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80-х;
  • — чрезмерно высокие оклады исполнительных директоров во многих американских корпорациях
  • — растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским корпорациям [3, с. 105−113].

Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

Акционирование — это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа — третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

  • — участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
  • — создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; зарубежный менеджмент российский бизнес
  • — разработка систем участия в прибыли;
  • — привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению — партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента, поэтому изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес.

2. Японская модель менеджмента Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

По мнению А. Б. Бахур, «в японской модели управления менеджмент главным ресурсом становится человек. Именно таким способом одной из первых в мире Япония начала привлекать в свои организации сотрудников. В этом государстве всегда культивировался подобный принцип работы. Создавая условия для благоприятного использования человеческого фактора, японская модель менеджмента стала достаточно известной. Поэтому в последние годы так возрос интерес к использованию этой схемы организации и управления бизнесом. Поскольку в Японии экономика быстро и стремительно развивается, это привлекает интерес к ее моделям создания рынка товаров и услуг, делает государство мировым лидером в производстве легковых машин, микросхем и других товаров. Япония заявила о себе как о конкурентоспособной и сильной в экономическом плане стране. Такой статус ей принесла японская модель менеджмента, широко используемая сегодня во всем мире» [1, с. 61−68].

Японцы смогли применить наиболее выгодные концепции управления, созданные западными странами. Приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя свои ценности и способствуя формированию особого стиля экономического мышления, японские менеджеры создали гениальный метод организации бизнеса, который признали во всем мире. В японской модели менеджмента работает правило «мы все являемся одной семьей». Может, это один из секретов успеха, что часто подтверждают и социологические опросы, проводимые на таких фирмах. Организаторы стараются создать атмосферу самомотивации и самостимуляции. Для коллектива должна существовать цель, и к ней все стремятся идти дружно и организованно. Слово «профессия» отождествляется не с работой, а с образом жизни. Может, в этом недостатки японской модели менеджмента, однако отрицать продуктивность использования подобной экономической схемы нельзя [5, с. 334−337].

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  • 1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании.
  • 2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.
  • 3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
  • 4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота — получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
  • 5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решения проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств.
  • 6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку [12].

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сперва применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития [12, с. 238−244].

В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность — как индивидуальность части целого.

Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой — либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение. Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учиться на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из — за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой