Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности употребления числительных в сочетании с существительными

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примечание. Так как целые количественные числительные не имеют столь жестких ограничений на сочетаемость с существительными, то в ситуациях, когда можно использовать собирательное числительное, возникают равноправные варианты употребления: шестеро подростков — шесть подростков, пятеро щенят — пять щенят и т. п. Однако в некоторых случаях предпочтение отдается только одному из этих вариантов. Так… Читать ещё >

Особенности употребления числительных в сочетании с существительными (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правильное употребление имен числительных не ограничивается только умением образовывать их падежные формы. Заслуживают внимания и особенности, проявляющиеся при сочетании числительных с именами существительными. Говоря о таких особенностях, необходимо отметить, что, во-первых, не каждое существительное может сочетаться с любым числительным: существует ряд ограничений, регулирующих такую сочетаемость, а во-вторых, словосочетание «числительное + существительное» у разных разрядов числительных может строиться на основе неодинаковых видов связи.

Большая часть ограничений, регулирующих сочетание числительных с существительными, носит смысловой характер.

Так, например, целые количественные и порядковые числительные обычно сочетаются только с существительными, называющими конкретные предметы и понятия, другими словами, сочетаются с существительными, которые называют то, что можно пересчитать, то, что может образовать единый однородный ряд {два дня, второй день: пять карандашей, пятый карандаш; три землетрясения, третье землетрясение и т. п.). И напротив, эти числительные не могут сочетаться с вещественными {молоко, крупа, песок и т. п.), собирательными (молодежь, родня, студенчество и т. д.) и абстрактными, отвлеченными (свечение, модернизм, желтизна и т. п.) существительными.

Так же, как количественные и порядковые, сочетается с существительными неопределенно-количественное числительное несколько {несколько книг, несколько явлений и т. п.), а вот остальные неопределенно-количественные {много, мало, немного, немало, столько, сколько и т. п.) сочетаются не только с конкретными {немало друзей, столько книг! и т. п.), по и с вещественными {много сливок, мало кофе, сколько воды! и т. д.) существительными, поскольку предметы, называемые этими существительными, хотя и не являются счетными, но могут подлежать измерению.

Все дробные числительные (кроме слова полтораста) могут сочетаться с конкретными существительными, но далеко не со всеми, а лишь со словами, обозначающими предметы, которые можно сосчитать как в целых, так и в дробных единицах (вспомните курьезный ответ — полтора землекопа, — к которому пришел, решая задачу, герой мультфильма «В стране невыученных уроков»), т. е. по частям, из которых они состоят или на которые могут быть разбиты {пять седьмых текста, полтора часа, две пятых ведра и т. п.), а также (но в этом случае — кроме слов полтора и полтораста) с собирательными существительными и словами, которые во мн. ч. могут приобретать значение собирательности {три четвертых нашей молодежи, четыре пятых привезенных сухофруктов, две третьих избирателей, девять десятых делегатов и т. д.).

Дробное числительное полтораста употребляется так же, как и количественные числительные. Это связано с тем, что, с одной стороны, по своей внутренней форме данное слово называет дробное количество —.

1 ½ от 100, что и позволяет включать его в состав дробных числительных. Но, с другой стороны, но своему лексическому значению, оно синонимично числительному сто пятьдесят, т. е. называет целое количество. Именно лексическое значение и оказывает влияние на употребление этого слова.

Однако наибольшее количество ошибок возникает при употреблении собирательных числительных, поскольку на их сочетаемость в современном русском языке накладывается больше всего ограничений. Собирательные числительные (двое, трое, четверо. пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро) могут употребляться только 1) с существительными м. и общ. р., обозначающими лиц (трое друзей, двое мальчиков, пяуперо зануд и т. п.); 2) с существительными, обозначающими детей человека или детенышей животных (семеро козлят, пятеро котят, трое детей и т. п.); 3) с существительными люди, лица, а также такими, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (двое людей, трое подозрительных лиц, четверо знакомых, шестеро неизвестных, семеро отдыхающих и т. п.); 4) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. ч. (двое брюк, /w/зое саней, пятеро суток и т. п.); а также 5) с личными местоимениями мы, вы и они (нас было трое, двое из них, трое из вас и т. п.). Здесь же необходимо отметить, что, хотя в современном русском языке существует девять собирательных числительных (от двое до десятеро), в речи (как письменной, так и устной) активно употребляется только шесть из них (от двое до семеро).

Примечание. Так как целые количественные числительные не имеют столь жестких ограничений на сочетаемость с существительными, то в ситуациях, когда можно использовать собирательное числительное, возникают равноправные варианты употребления: шестеро подростков — шесть подростков, пятеро щенят — пять щенят и т. п. Однако в некоторых случаях предпочтение отдается только одному из этих вариантов. Так, например, предпочтительнее употреблять собирательное числительное а) с существительными м. р., имеющими в им. п. окончание -а. трое мужчин, четверо юношей)', б) с существительными м. р., обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий: семеро играющих, трое конвойных и т. п.); в) с одушевленными существительными в косвенных падежах: хозяйка четверых котят, мать троих детей и т. п. (нежелательно: три мужчины, семь играющих, хозяйка четырех котят и т. д.). С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное а) с некоторыми существительными м. р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т. п.: три профессора, два инженера, пять майоров и т. д.; б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: около пяти суток, на шести санях и т. п. (нежелательно: трое проофессоров, на шестерых санях и т. д.). Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов — не хватает шести часов).

Имена существительные и числительные — изменяемые части речи; в составе словосочетаний они могут объединяться или на основе согласования, или на основе управления. При этом среди числительных выделяются такие, которые 1) всегда согласуются с существительным; 2) всегда управляют существительным; 3) допускают оба вида синтаксической связи.

  • 1. Всегда согласуются с существительными, т. е. зависят от них и стоят в форме того же рода, числа и падежа, что и существительное, все порядковые числительные (первый дождь; первого окна; о первой зиме и т. п.) и числительное один {один килограмм; одну книгу] одним веслом и т. п.).
  • 2. Всегда управляют существительными, т. е. являются главными в словосочетании и «требуют», чтобы существительное стояло в определенной форме, все дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста), слова тысяча, миллион, миллиард и т. п., а также четыре неопределенноколичественных числительных: много, мало, немного и немало. Что касается этих последних слов, то они (см. выше) употребляются только в им. и вин. п. Существительное, сочетаясь с этими неопределенно-количественными числительными, всегда стоит в форме род. п. При этом, если существительное употребляется только (или преимущественно) во мн. ч. (например, некоторые вещественные: отходы, дрожжи, сластит, п.; конкретные, обычно обозначающие парные предметы: часы, брюки, гольфы, туфли и т. п.; конкретные, изменяющиеся по числам: стена — стены, вол/с — волки, день — дни и т. п.), то это будет форма род. п. мн. ч. {много повреждений, лгало денег, немного сливок, немало проблем и т. п.). В том же случае, когда существительное употребляется только в форме ед. ч. (обычно вещественное: сахар, песок, водя и т. п.), эго будет форма род. п. ед. ч. {много снега, лгало молока, немного кислоты и т. п.). Дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста) также управляют формой род. п. ед. или мн. ч. существительных, но в этом случае выбор формы числа имеет иную обусловленность. В таких сочетаниях одно и то же существительное может стоять и в форме ед., и в форме мн. ч., и это зависит от того смысла, который мы хотим передать (ср.: три четверти ведра — три четверти ведер; две третьих дома — две третьих домов и т. д.). Как видно из приведенных примеров, в том случае, когда дробное числительное называет количество частей, которые составляют сам предмет, называемый существительным, это последнее употребляется в форме ед. ч. {четыре пятых пути, одна восьмая работы, три десятых километра и т. п.). В том же случае, когда предмет, называемый именем существительным, является одним из составляющих некоторую совокупность, а числительное называет дробное количество таких предметов относительно их общего числа, существительное употребляется в форме мн. ч. {восемь девятых голосующих, пять восьмых квартир и т. п.). Слова тысяча, миллион, миллиард и т. п. всегда управляют формой род. п. мн. ч. существительных (о тысяче проектов, с миллионами жителей и т. п.).

Примечания.

  • 1. Выше уже упоминалось, что для того, чтобы назвать количество, выражаемое смешанным числом или десятичной дробью, мы используем в речи особое сочетание слов {сорок две целых пять десятых и т. п.). Обратите внимание на то, что существительное, употребленное с таким сочетанием, синтаксически будет связано лишь с его последней частью, т. е. дробным числительным. Соответственно, в таких сочетаниях, как тринадцать целых три десятых процента, четыре и двадцать три сотых километра и т. п., существительное употребляется в форме род. п. ед. ч.
  • 2. Слово тысяча в тв. п. имеет две формы (см. выше). Форма тысячей всегда управляет род. п. мн. ч. существительных (тысячей игрушек, с тысячей извинений и т. п.), а форма тысячью, наряду с управлением тысячью друзей, с тысячью рублей и т. д.), допускает в разговорной речи и согласование с существительным тысячью друзьями, с тысячью рублями и т. п.).
  • 3. Остальные числительные — все количественные (кроме слова один и слов тысяча, миллион, миллиард и т. д.), все собирательные, два дробных (полтора и полтораста), неопределенно-количественные столько, сколько и несколько (а также все образованные от них: столько-то, сколько-нибудь и т. п.) — в пределах одного словосочетания допускают оба вида названной синтаксической связи. При этом, если все предметно-количественное сочетание стоит в им. или вин. п., главным словом является числительное, которое управляет формой род. п. существительного {три самолета, четверо исключенных, полтораста избирателей, несколько поворотов и т. п.). В остальных формах такого словосочетания (в род., дат., тв. и предл. п.) главным словом является существительное, а числительное согласуется с ним в падеже (о десяти заповедях, троими неизвестными, /с полутора единицам, без стольких-то книг и т. д.). В этом последнем случае, т. е. при согласовании, как это видно из приведенных примеров, существительное всегда употребляется в форме мн. ч., а при управлении форма числа существительного зависит от того, какое числительное им управляет. Так, например, всегда управляют формой род. п. ед. ч. целые количественные числительные два, три, четыре и составные количественные, которые заканчиваются на одно из этих слов {три диска, сорок четыре чижа, сто тридцать два примера и т. п.), а также дробное числительное полтора {полтора гектара) и неопределенно-количественные столько и сколько, если они сочетаются с вещественными существительными, не имеющими форм мн. ч. {Выпало столько снега, сколько у нашей коровы молока!). Остальные рассматриваемые здесь числительные — все целые количественные, начиная с пяти (но кроме тысяча, миллион, миллиард и т. п.), все собирательные, слово полтораста и неопределенно-количественные несколько, столько, сколько (два последних — в сочетании с конкретными существительными) — всегда управляют формой род. п. мн. ч. {пять огурцов, тридцать семь подзатыльников; трое медвежат, семеро смелых; полтораста штук несколько тарелок, столько противоречий и т. п.).

Примечание. В форме тв. п. числительные, обозначающие круглые сотни от двухсот до девятисот, могут как согласовываться с существительным, так и управлять им пятьюстами рублями — с пятьюстами рублей; с двумястами детьми — с двумястами детей и т. п.). Оба этих варианта являются нормативными, но первый из них (с согласованием) преимущественно употребляется в книжной речи, а второй (с управлением) — в разговорной.

Завершая разговор о сочетаемости числительных с существительными, рассмотрим еще три случая, не лишенных некоторой курьезности, но тем не менее довольно важных, поскольку они часто встречаются в повседневном общении. Речь пойдет о сочетании числительных с такими словами, как человек, сутки и год.

Существительное человек в современном русском языке употребляется только в ед. ч., а в тех случаях, когда нам нужно употребить форму мн. ч., мы используем слово люди. Однако в сочетаниях с целыми количественными числительными слово человек может употребляться как в форме ед. ч. (с одним человеком, три человека и т. п.), так и в форме мн. ч. (восемь человек, десяти человекам, с двадцатью человеками и т. д.), а слово люди вообще не используется. В форме мн. ч. слово человек употребляется и с неопределенно-количественным числительным несколько (несколько человек), с которым также не используется слово люди. А с собирательными и неопределенно-количественными много, мало, столько, сколько и т. п., напротив, употребляется слово люди (трое людей, много людей, столькими людьми и т. д.) и не может быть использовано слово человек.

Существительное сутки употребляется только во мн. ч. и по правилам должно сочетаться с собирательными числительными (см. выше). Однако собирательных числительных только девять (от двое до десятеро), а в жизни нам часто приходится иметь дело с большим количеством предметов, называемых данным существительным. Соответственно, для обозначения этого большего количества мы пользуемся целыми количественными числительными (пятнадцать суток, сорок суток и т. п.). Более того, обычно со словом сутки употребляются только собирательные числительные двое, трое и четверо, а при количестве от 5 до 10 допустимы два варианта употребления: с собирательным (пятеро, шестеро суток) и с целым количественным (пять, шесть суток) числительными. При этом второй вариант (с целым количественным) является предпочтительным и более частотным. С другой стороны, так как собирательные числительные не могут быть частью составных, а целые количественные два, три и четыре не употребляются со словом сутки в им. и вин. и. (в этих формах они управляют род. п. ед. ч существительного), возникает серьезное затруднение, когда количество данных предметов равно 23, 52, 164 и т. д., т. е. выражается составным числительным, последнее слово в котором два, три или четыре. Соответственно, если нам необходимо указать на такое количество, мы должны использовать синонимичную конструкцию (сорок три дня, тридцать четвертые сутки и т. п.) или переделать предложение так, чтобы интересующее нас сочетание стояло в форме любого падежа, кроме им. и вин. п.

Для того чтобы назвать чей-либо возраст или обозначить длительный срок, мы используем в речи сочетание количественного числительного с существительным год. Однако при сочетании с числительными два, три и четыре в род. п., а также с числительными пять, шесть…, тридцать…, сто… и т. д. в им., род. и вин. п. используется другая форма — лет. То есть падежные формы данного сочетания выглядят следующим образом:

2, 3 и 4.

Им. п. два, три, четыре года

Род. п. двух, трех, четырех лет

Дат. н. двум, трем, четырем

5…, 40…, 200… и т. д. пять…, сорок…, двести… лет пяти…, сорока…, двухсот… лет пяти…, сорока…, двумстсш…

годам

годам

Вин. п.

Тв. п. двумя, тремя, четырьмя

годами

Предл. п. двух, трех, четырех годах

как в им. п.

пятью., сорока…, двумястами… годами

пяти…, сорока… двухстах… годах

Например: Эти два года пролетели как одна минута', Сорок лет — бабий век (им. п.); Они прожили около шестидесяти лет, не считая двух лет разлуки, когда он служил в армии (род. и.); К четырем годам он уже научился читать, а к пяти годам уже писал по-французски; (дат.п.); Обещанного три года ждут, а доведется — и тридцать лет (вин. п.); В этой экспедиции мы пожертвовали четырьмя годами комфортной жизни; Ваня был семью годами старше Пети (тв. и.); О трех годах, проведенных на Сахалине, он вспоминал вело жизнь; Тихон испугался: а вдруг в этих семи годах, которые нагадала кукушка, и заключена вся его оставшаяся жизнь? (предл. п.).

Примечания.

  • 1. Неопределенно-количественные числительные много, мало, немного, немало употребляются только с формой лет, а числительные столько, сколько и несколько ведут себя так же, как и числительные пять, шесть, семь и т. д. (iсколько лет, к нескольким годам, столькими годами и т. п.).
  • 2. Слова тысяча, миллион, миллиард и т. п. во всех падежах употребляются с формой лет (тысячи лет, миллиону лет, миллиардом лет и т. п.).

Задания.

1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд найденных числительных (количественные или порядковые). Количественные числительные разбейте на группы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопределенно-количественные. Определите, к какой части речи относятся слова, не являющиеся числительными.

раз.

много.

столько.

в-третьих.

две четверти.

три.

тройка.

полтора.

половина.

сорок второй.

трое.

третий.

тройной.

трешница.

восемь сотых.

ноль.

семеро.

двойной.

сто восемь.

четыре пятых.

пара.

двойня.

четверть.

несколько.

тройственный.

треть.

немало.

единица.

сороковой.

сорок сороков.

один.

первый.

в-шестых.

полтораста.

две с половиной.

сорок.

десяток.

единство.

четырежды.

пять и одна треть.

сотня.

пятерка.

триллион.

десятичный.

  • 2. В следующих детских стихотворениях и переводах из английской народной поэзии найдите имена числительные и определите, в форме какого падежа они употреблены.
  • (1) Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали И с одною убежали.

Подскочили две ноги, Ухватили три ноги, Закричали на весь дом Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали И с одною убежали.

  • (Пер. с англ. К. Чуковского)
  • (2) Однажды Две Двенадцатых

Позвали Трех Тринадцатых:

— Давайте, Три Тринадцатых, Пройдемтесь вечерком!

  • — Ах, что вы, Две Двенадцатых,
  • — Смутились Три Тринадцатых,
  • — Увидят Пять Пятнадцатых,

Что вы со мной вдвоем!

  • (С. Погореловский)
  • (3) А на площадь повернули,

а на площади стоит не компания, не рота, не толпа, не батальон, и не сорок, и не сотня, а почти что миллион!

Раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, сто четыре на четыре, полтораста на четыре, двести тысяч на четыре!

И еще потом четыре!

(Д. Хармс)[1][2][3]

А больше всех — Сто!

  • (Пер. с англ. Г. Кружкова)
  • (7) Школьник, школьник,

Что так рано Ты спешишь Сегодня в класс?

Ты всегда, А теперь Десятый час!

  • (Пер. с англ. С. Маршака)
  • 3. Образуйте формы родительного, творительного и предложного падежей следующих числительных и словосочетаний. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.

1982 год.

43 499 штук.

0,942.

3,265.

семеро.

сорок первый.

147/о1.

мало.

полтораста.

несколько.

трое.

сороковой.

полтора.

531/47Г,.

  • 4. Проанализируйте употребление слова один. Определите, в каких случаях оно является числительным, а в каких нет. Свой ответ поясните.
  • 1. Мы провели в этом городе один день.
  • 2. Тихон часто ходил на медведя один на один.
  • 3. Андрей во всем замечает одни недостатки.
  • 4. Один в поле не воин.
  • 5. Когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни.
  • 6. Порой ему казалось, что Растропович и виолончель — одно неразделимое и могучее существо.
  • 7. Вдали послышался паровозный гудок, один, затем другой, третий…
  • 8. По этому вопросу мы с ним придерживались одного мнения.
  • 9. Одно время мне очень нравилось приходить в этот сад.
  • 10. Одна бабушка заботилась о его воспитании.
  • 11. Он купил только один карандаш.
  • 12. После войны Григорий остался совсем один.
  • 13. Мы были одни в этом огромном парке.
  • 14. Один за всех, и все за одного![4][5][6][7][8]
  • 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.
  • 6. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

  • 7. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.
  • 1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года.
  • 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками.
  • 3. На площади собралось около четырехсот людей.
  • 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки.
  • 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.
  • 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными.
  • 7. В тысячу девятисот тринадцатом году они уехали из России.
  • 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными.
  • 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей.
  • 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.
  • 8. Когда мы говорим о знаменательных датах, событиях и т. п., то часто пользуемся сложными прилагательными и существительными, содержащими компонент -летний или -лешие (сорокалетний, столетие и т. п.). В составе таких слов количественные числительные стоят в форме род. п., а после числительных один и тысяча используется соединительный гласный (однолетний, тысячелетие). В следующих предложениях раскройте скобки и употребите соответствующее сложное прилагательное или существительное.
  • 1. В этом году мы праздновали (30 лет) юбилей нашей школы.
  • 2. Скоро мы будем отмечать (500 лет) нашего города.
  • 3. Этот город, известный с VI века до нашей эры, несмотря свой (2600 лет) возраст, гак и не стал мегаполисом.
  • 4. Праздник, посвященный (275 лет) годовщине университета, будет проходить в новом клубе.
  • 5. Мой дедушка собирался дожить до своего (95 лет).
  • [1] В зверинце трое негритятЗабрались в клетку льва. Растерзан насмерть третий брат, И братьев стало два. (Пер. с англ. С. Маршака)
  • [2] Шел КондратВ Ленинград, А навстречу — двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, В каждом лукошке — кошка, У каждой кошки — двенадцать котят. У каждого котенкаВ зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котятРебята несут в Ленинград?» (К. Чуковский)
  • [3] Один — это мало, А два —кое-что, Три — целая куча,
  • [4] Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужнойпадежной форме. 1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали ¾ (бак) воды.
  • [5] Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист).
  • [6] Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.
  • [7] За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся).
  • [8] В (2003 год) и произошло это печальное событие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой