Современные образовательные технологии
![Реферат: Современные образовательные технологии](https://westud.ru/work/6672241/cover.png)
Навык — это автоматизированный (доведенный до автоматизма) элемент какой-либо (в т.ч. профессионально значимой) деятельности, который выполняется с наименьшим напряжением и наивысшим результатом (быстро, легко, расчетливо и точно). Навык как бы высвобождает сознание и волю человека от излишней напряженности и помогает сосредоточиться на главном, основном. Успешное формирование навыка во многом… Читать ещё >
Современные образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшими поколениями и активного усвоения младшими поколениями знаний, навыков, умений, социального опыта, необходимых для жизни и труда, называется педагогикой.
Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.
Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например «школа», что означает досуг, «гимназия» — общественная школа физического развития и др.
В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561−1626). В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением» .
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592−1670). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.
Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как:
- · Джон Локк (1632−1704) в Англии;
- · Жан-Жак Руссо (1712−1778) во Франции;
- · Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;
- · Иоганн Фридрих Гербарт (1776−1841) и Адольф Дистервег в Германии и др.
Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:
- · широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;
- · в XVII веке Епифаний Славинецкий в своем труде «Гражданство обычаев детских» разрабатывает правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
- · большой вклад в развитие педагогической мысли внес М. В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;
- · значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, В. П. Острогорского, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, К. Н. Вентцеля и др.
Все это позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения и воспитания.
Основными категориями педагогики являются:
- · обучение;
- · воспитание;
- · методика преподавания;
- · знание;
- · навык;
- · умение;
- · и др.
Обучение — это процесс совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение определенных учебных целей. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
Обучение (преподавание и учение) всегда должно носить целенаправленный характер, без наличия четких целей преподавание и учение будут не эффективными. В наиболее общем виде учебную цель преподавания можно сформулировать, как формирование у обучаемых знаний, навыков и умений, а учебную цель учения — овладение обучаемыми знаниями, навыками и умениями.
Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека с целью формирования (развития) у него необходимых личностных качеств, в частности системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т. п.
Говоря о методике преподавания, мы, прежде всего, имеем ввиду совокупность методов (путей) достижения преподавателем учебных и воспитательных целей или иными словами, совокупность методов, применяемых преподавателем для формирования у обучаемых знаний, навыков, умений и личностных качеств.
Знание (З) — это проверенный практикой результат познания окружающей действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо. Мышление человека постоянно движется от незнания к З., от поверхностного к всё более глубокому и всестороннему З.
Навык — это автоматизированный (доведенный до автоматизма) элемент какой-либо (в т.ч. профессионально значимой) деятельности, который выполняется с наименьшим напряжением и наивысшим результатом (быстро, легко, расчетливо и точно). Навык как бы высвобождает сознание и волю человека от излишней напряженности и помогает сосредоточиться на главном, основном. Успешное формирование навыка во многом зависит от того, насколько обучаемые глубоко осознают значение, целесообразность и последовательность выполнения определенного действия. В противном случае выработка навыка осуществляется механически. Такой навык не может быть прочной основой успешной практической деятельности специалиста, особенно в трудной и сложной обстановке.
Различают умственные и практические (двигательные) навыки. Эти виды навыков органически взаимосвязаны друг с другом. Поэтому в процессе обучения, как правило, формируется комплекс умственных и двигательных навыков как единого целостного образования.
По уровню своего развития различают простые и сложные навыки.
Простые навыки — это действия и приемы, совершаемые с определенным напряжением сознания недостаточно четко и быстро. В процессе упражнений и тренировок простые навыки «шлифуются», высвобождают сознание и объединяются в сложные автоматизированные действия. Появляются сложные навыки, как новое качественное образование, автоматизированное действие, выполняемое легко, точно и быстро при незначительном напряжении внимания.
Умение — это приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески использовать имеющиеся у него знания, навыки и жизненный опыт в своей (в т.ч. профессиональной) деятельности.
Знания, навыки и умения находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Поэтому их формирование у обучаемых должно происходить комплексно.
Эффективность методики преподавания той или иной учебной дисциплины в решающей степени обусловливается целями, которые ставит перед собой преподаватель на каждое занятие. Наличие четких и конкретных целей занятия является необходимым условием для выбора эффективных методов их достижения. Поэтому при подготовке к каждому занятию преподаватель, как минимум, обязан:
- · сформулировать четкие и конкретные цели проведения занятия;
- · определить наиболее эффективные методы достижения этих целей.
И еще одно важное замечание в связи с вышеизложенным, любое новое знание, навык или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда логично вытекает один из главных принципов педагогики — принцип единства обучения и воспитания.
Таким образом, на каждое занятие преподаватель должен определять не только учебные цели: формирование у обучаемых тех или иных знаний, навыков и умений, но и воспитательные цели: формирование у обучаемых необходимых личностных качеств и т.п.
Далее будут рассмотрены современные, широко известные образовательные технологии (технологии обучения и воспитания) и, прежде всего, наиболее общие методы формирования у обучаемых необходимых знаний, навыков, умений и личностных качеств, отражающих сущность данных технологий обучения и воспитания. Знание современных образовательных технологий позволит преподавательскому составу РВВДКУ:
- 1. Осмыслить свой опыт преподавательской деятельности и подвести под него добротную теоретическую основу, которая необходима для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
- 2. Расширить свой кругозор и осознать сферы своей педагогической некомпетентности, как отправной точки для дальнейшего повышения своей квалификации.
Вместе с тем, здесь не ставится целью вести разговор о конкретных (применительно к той или иной учебной дисциплине) методах преподавания, так как это целесообразно делать там, где есть необходимые условия для предметного разговора и широкого обмена мнениями по различным аспектам частной методики преподавания отдельных учебных дисциплин, например в ходе обсуждения пробных и открытых занятий.