Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретический анализ сущности социально-педагогического сопровождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на глубокий анализ понятия «поддержка», можно сделать несколько важных выводов: а) постановка вопроса о педагогической поддержке как подсистеме наряду с обучением и воспитанием, которая наполняет конкретным содержанием в педагогике категорию «развитие», органично входит в деятельность и учителя-предметника, и профессионала-воспитателя; б) поддержка, как явление универсальное, возможна… Читать ещё >

Теоретический анализ сущности социально-педагогического сопровождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

право дети воспитание.

Сравнительно-сопоставительный анализ социально-педагогического сопровождения

Возможности успешного развития общества и государства во все времена определялись уровнем образования и воспитания их социализации, способностью адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, воспринимать новое, умением ставить цели и их достигать. Обретение детьми и молодежью необходимого для активной самостоятельной жизни социального опыта сопряжено с определенными трудностями, сопровождается рядом проблем, требующими решения противоречий между «хочу», «могу», «должен». В то же время многие дети и взрослые самостоятельно найти выход их этих ситуаций оказываются, не способны, поэтому нуждаются в оперативной, превентивной помощи со стороны специалистов. Чтобы помочь им обрести уверенность в правильности собственных шагов, найти опору в прежнем опыте, ослабить воздействие негативных влияний, научиться обнаруживать и прогнозировать преграды, преодолевать их, необходимо четко представлять себе, что мешает нормальному развитию, полноценной жизни. По мнению преобладающего большинства исследователей, помощь реализуется через поддержку. Очень досконально понятие «поддержка», ее смысл анализирует Ф. И. Кевля. Она предлагает, во-первых, обратиться к словарю В. Даля, где слово «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддерживать» — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой — всем, что поддерживает тяжесть; укрепой — всем, что прида? т крепость, прочность, силу. Исходя из того, что в педагогике — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется — находится в динамике. В России в научный обиход термин «поддержка» введен О. С. Газманом и другими и предусматривает обеспечение педагогической помощи в индивидуальном развитии (саморазвитии), включает ее психологический, социальный и медицинский аспекты в их интеграции.

Опираясь на глубокий анализ понятия «поддержка», можно сделать несколько важных выводов: а) постановка вопроса о педагогической поддержке как подсистеме наряду с обучением и воспитанием, которая наполняет конкретным содержанием в педагогике категорию «развитие», органично входит в деятельность и учителя-предметника, и профессионала-воспитателя; б) поддержка, как явление универсальное, возможна и имеет сходные основания в многообразных условиях, но в зависимости от ситуации может быть по содержанию и форме педагогической, психологической и нравственной; в) в педагогическом плане целесообразно говорить об опережающей поддержке, которая, раздвигая границы времени, обеспечивает осторожное приближение к сокровенным сторонам внутреннего мира, к элементам «Я-концепции» ребенка с учетом заповеди: «Не навреди!». Опережающая педагогическая поддержка личностного развития ребенка — это деятельность по моделированию условий и траектории развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоопределения, обеспечивается субъект-субъектным взаимодействием, включает комплекс средств индивидуальной помощи; характеризуется гуманистической направленностью и основывается на совокупности принципов. В современной отечественной педагогической литературе можно встретить два подхода к рассмотрению этой проблемы. Один — трактует социально-педагогическую поддержку с позиции социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, второй — рассматривает ее как помощь, содействие ребенку в развитии индивидуальности. Для первого подхода к проблеме социально-педагогической поддержки характерно рассмотрение ее с позиции помощи государства и общества социально незащищенным слоям, в том числе как решение индивидуальных проблем жизни и деятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такой подход встречается в социальной педагогике. В контексте этого подхода Л. Я. Олиференко, Т. Н. Шульга, И. Ф. Дементьев и другие считают, что социально-педагогическая поддержка — это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь детям в выявлении, определении и разрешении их проблем в ситуациях нарушения их базовых прав. Н. А. Соколова считает такую позицию достаточно спорной, поскольку нельзя сводить все многообразие проблем ребенка только к нарушению его базовых прав и ограничивать социально-педагогическую поддержку лишь категорией детей, оказавшихся в трудной ситуации. Близкую позицию, по мнению этого же автора, занимают А. Т. Бойцова, Н. Ю. Конасова, B.C. Кошкина и еще ряд исследователей, трактующих социально-педагогическую поддержку как «систему деятельности, организованную на основе межведомственного взаимодействия и направленную на создание условий реализации прав особых категорий детей (детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей)». Они считают, что социально-педагогическая поддержка решает задачи реализации прав ребенка на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого. Второй подход к определению социально-педагогической поддержки, разделяемый данным автором, касается всех без исключения детей и ориентирован на помощь и содействие ребенку в процессе развития его индивидуальности. Использование термина «сопровождение» продиктовано, по мнению Г. И. Симоновой, необходимостью интеграции этих процессов, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. В словаре русского языка С. И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Следовательно, изначально этимология самого слова предполагала взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться в разных отношениях: путника и сопровождающего, и сам путь, который они проходят вместе. Согласно В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Такая трактовка созвучна с целями социального становления ребенка, когда на каждом возрастном этапе перед ним стоит широкий спектр задач овладения культурой общества, самостроительства собственной личности. Безусловно, в этих ситуациях ребенку необходим сопроводитель, взрослый человек, помогающий ему преодолеть трудности взросления, социализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой