Развитие выразительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
Диссертация
Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование у учащихся младших классов вспомогательной школы представлений о выразительности как о необходимом коммуникативном качестве устной речи, создание предпосылок для коррекции и совершенствования навыков интонационно выразительной речи, развитие выразительных коммуникативных навыков будет протекать наиболее эффективно, если… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- 1. 1. Проблема развития выразительной речи в лингвистической литературе
- 1. 2. Проблема развития выразительной стороны речи в психолого-педагогической литературе
- 1. 3. Работа над развитием выразительной стороны речи учащихся младших классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида (вспомогательной школе)
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
- 2. 1. Анализ программы, учебников по чтению в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. 2. Характеристика знаний и умений выразительной речи и чтения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
- 3. 1. Задачи, программа и организация экспериментального обучения
- 3. 2. Методика, ход и анализ результатов экспериментального обучения
Список литературы
- Агейкина З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать / Дисс. к.п.н. М., 1983. — 204 с.
- Агейкина З.А. Некоторые особенности работы над интонацией на уроках чтения // Начальная школа, 1984.- № 4.- С 21−30.
- Адамович Е.А. Выразительное чтение в начальной школе. М., 1953.- 114 с.
- Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы. М., 1991.- 112с.
- Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. М., 1994. -271 с.
- Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1972.- 256 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.- 607с.
- Артемов В.А. Культура речи. М., 1960. — 104 с.
- Бабина Г. В., Идее Р. И. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией // В сб.: Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Л. Б. Халиловой М., 1998, — С.86−92.
- П.Барлас Л. Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка РЯШ, 1989. № 1.- С.75−80.
- Барская Н.М. Книга для чтения. Учебник для 2 класса вспомогательной школы.-М., 1989.- 175 с.
- З.Бахтин М. М, Эстетика словесного творчества, М., 1979. -178.C
- Бедор Ё. Словесное воспроизведение умственно отсталыми школьниками содержания прочитанного им рассказа // Вопросы обучения и изучения аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1963. — С. 28−34.
- Белякова И.В. Особенности запоминания стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками / Дисс. к.п.н. М., 1982.- 195 с. 1 б. Богородицкий В. Н. Общий курс русской грамматики. М — Л., 1935. — 356 с.
- П.Богоявленский Д. Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М., 1959.-348 с.
- Брудный A.A. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. — С. 163−172.
- Брызгунова Е.А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации. ВЯ, 1971. — № 4.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. — 279 с.
- Брызгунова Е.А. Интонация. // Русская грамматика. М., 1980, т. 1.-163 с.
- Буслаев Ф. И О преподавании отечественного языка. Л., 1941.- 153 е.
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. -М., 1986. 145 с.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М., 1960. — 120 с.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.- 231 с.
- Вербовая Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977. — 94ч
- Витт Н.В. Речь и эмоции. М, 1984.- 106 с.
- ВоронковаВ.В. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М." 1994. — 416 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.-98 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1978. — С. 348−350.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М., 1966. С.236−277.
- Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. М.-Л., 1949.- 154с.
- Гей Н. К. Искусство слова. М., 1956. — 486 с
- Гнездилов М.Ф. Развитие речи учащихся в процессе обучения // Труды 2 научной сессии по дефектологии. М., 1959. — С.87−92.
- Гнездилов М. Ф Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.-272 с.
- Говоров А. Ораторское искусство в древнее и новое время. М., 1987. — 362 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. — 320 с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. — 175 с.
- Голубков В.В. Общие вопросы развития устной речи // Мастерство устной речи. -М.51 965. -С.7−116.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение. М., 1976. — 175 с.
- Горбушина Л.А. Первоначальные представления о выразительности речи и чтения // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М., 1978. — С. 161 — 167.
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. -М., 1981.- 160 с.
- Гордиенко Е.А. Научно педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи. — Ташкент, 1985. — 99 с.
- Горецкий В.Г. Выразительность, правильность и скорость чтения. М., 1967.- 137с.
- Горецкий В. Г, Тикунова Л. И. Чтение (контрольные работы в начальной школе). М., 1995. — 156 с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10−11 классов. М., 1995. — 336 с.
- Гусева Г. М. Методика работы над сказкой в 1 классе вспомогательной школы // Дефектология, 1988.- № 4. С.35−38.
- Гусева Г. М. Смирнова З.Н. Книга для чтения. 4 класс вспомогательной школы. -М., 1990.-321 с.
- Далецкий Ч.С. Практикум по риторике. М., 1996. — 188 с.
- Данилкина Г. И Работа по развитию устной связной речи в 1−4 классах вспомогательной школы // Коррекционная работа в процессе обучения ивоспитания. Л., 1974. — С.63−69. *
- Дульнев Г. М. Учебно воспитательная работа во вспомогательной школе. -М., 1981. -177с.
- ЗЗ.Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953. -159 с.
- Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М., 1982. 116 с.
- Ерёменко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности // Автореферат дис. канд. пед. наук. Киев, 1967. — 16 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н. Формирование связной речи у детей -олигофренов. М., 1970. — 205 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М, 1970. — 96 с.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. М., 1992. — С.21−45.
- Ильин B.C. Луч слова. Его изобразительность и выразительность. М., 1973. -83 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М., 1998. — 496 с. X
- Каше Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся младших классов вспомогательной школы и опыт их преодоления / Автореф. дис.к.п.н., 1956. -16 с.
- Капинос и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы: Книга для учителей. М., 1991. — 191 с.
- Книга для чтения. Учебник для 3 класса вспомогательной школы / Авт. -сост. Смирнова З. Н., Гусева Г. М. М., 1991. — 222 с.
- Книга для чтения. Учебник для 4 класса вспомогательной школы / Авт. -сост. Гусева Г. М., Смирнова З. Н. М., 1990. — 321 с.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.- 143 с.
- Комская С.Н. Коррекционная роль обучения умственно отсталых школьников старших классов пониманию и использованию образных сравнений// Дисс. к.п.н. М., 1972. — 216 с.
- Коренюк Л.Ю. Обучение выразительному чтению в начальной школе. Методические рекомендации для занятий выразительным чтением / Авт. сост. Н. М. Соловьева. М., 1979. 86 с.
- Корнев И.П. Изучение основных грамматических категорий во «вспомогательной школе в связи с развитием логического мышления // Вопросы олигофренопедагогики / Под ред. А. Н. Граборова. М. — Л., 1949. -С. 113−225.
- Корнев И.П. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. М., 1955.- 164 с.
- Коровин К.Г., И.М. Гилевич, Н. Ю. Донская и др. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению. Под ред. К. Г. Коровина. М., 1995. — 160 с.
- Кочергина И.А. Постижение подтекста' как способ подготовки выразительного чтения художественного произведения. // Научные труды МПГУ. М., 1998, — С73−74.
- Кубасова О.В. Выразительное чтение // Учебное пособие. -М., 1997. -134 с.
- Кузьмина Е.С. Формирование воображения учащихся 3−4 классов специальной школы для умственно отсталых дётей // Современные проблемы психолого педагогических наук./ Под ред. чл. — корр. РАО, проф. Е. Г. Осовского — Вып.5. — Саранск, 1996. — С.83−84.
- Кузьмина Н.Ф. Воспитание познавательных интересов учащихся вспомогательных школ. М., 1958.- 82 с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения II Учебное пособие. М., 1986. — 125 с.
- Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5−6 классов. М., 1963. -Вып.125. — 135 с.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательнойшколы. М., 1978. ¦
- Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988.
- Лапшин В.А. Особенности понимания образной речи учащимися вспомогательной школы и коррекционно-воспитатедьная работа в связи с её развитием // Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1972.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1992.
- Лапшин В.А. Изучение особенностей и развития обобщений учащихся вспомогательной школы (на материале пословиц) // Проблемы обучения умственно отсталых детей. М., 1979. — С.73−81.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. — 231с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 201 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1989.
- Липкина А.И. Об особенностях представлений, возникающих у умственно отсталых детей на основе словесного описания // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. 1961. — С. 81−99.
- ЮО.Липкина А. И., Оморокова М. П. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. М., 1967. — с.81.
- Логвинова Л.Л. Обучение монологической речи умственно отсталых школьников //Дис. к.п.н., 1983.- 17 с.
- Ю2.Ломизов А. И. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1968.
- ЮЗ.Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика // Полн. собр. соч. М.- Л., 1952. — т.2.- 364 с.
- Луцкина Р.К. Умение умственно отстаШх школьников критически относиться к прослушанному тексту // Дефектология, 1973. № 6. — С.67−72.
- Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихсявспомогательной школы в процессе обучения // Дис. к. п. н М., 1974.- 231 с. «
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.-196 с.
- Львова С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла. // РЯШ. 1986. — № 6. — С. 18−27.
- Ю8.Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1961. -150 с.
- Мали Л.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ //Автореф. дис. к.п.н. М., 1994.- 16 с.
- Ю.Морозова Н. Г. Развитие познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.-280 с. 111 .Микулинская М. Я. Психологический анализ овладения учащимися логической выразительностью чтения / Дисс. к.пс.н. М., 1951.- 243 с.
- Найденов Б.С. Выразительное чтение // Учебное пособие. М., 1972.-162 с.
- Н.Николаева Т. М. О существующих принципах отбора речевого материала при изучении интонации // Русская разговорная речь. Саратов, 1970.- С. ЗЗ-39.
- Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы (методические рекомендации) / Авт.- состав. В. В. Белявский, Т. С. Купцова. -М, 1993.-186с.
- Павлова Л.А. Выразительное чтение как средство нравственно -эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения. // Автореферат дис. к.п.н. М., 1988. — 16 с.
- Пархоменко Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами художественных произведений. М., 1976.-Лек.1. -52 с.
- Педагогическое речеведение: словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. М., 1998. — 310 с.
- Певзнер М.С. Дети олигофрены. — М., 1959.- 151 с.
- Петрова В.Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками // Специальная школа, 1958. № 3. — С.45−46.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М, 1977. -233 с.
- Пешковский A.M. Интонация и грамматика // Избранные труды. М., 1959. -Т.1.-С. 78−96.
- Пинский Е. И Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников М., 1962. — С. 57−59.
- Плотникова Ю.П. Работа над эмоционально-экспрессивной лексикой в 4−5 классах на уроках русского языка. М., 1973. — 184 с.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Сб. 1. М., 1990. — С. 3−63.
- Психология эмоций / Под ред. Вилюнаса В. К. М., 1993.- 321 с.
- Разуван Е.И. Развитие речи учащихся специальной школы. Саранск, 1996. — 153 с.
- Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1997.- 302 с.
- Рожкова Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций / Автореферат дис. к.п.н. М., 1971.- 18 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 247 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.193 с.
- Русская риторика: Хрестоматия /Авт.сост.Л. К. Граудина. М., 1996.- с. 559.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова. М., 1988.- 83 с.
- Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи детей / Автореф. дис. к.п.н. -М., 1972.- 16 с.
- Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. М.- JL, 1982. -175 с.
- Светловская H.H. Методика внеклассного чтения. Кн. для учителя. М., 1991.-206 с.
- Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи.-СПб, 1913.-113 с.
- Сергеева Н.М. Преемственность в обучении выразительному чтению в начальных и средних классах / Дисс. к.п.н. М., 1989.- 213 с.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980. — 354 с.
- Скворцов Л.И. Язык, общение, культура (экология и язык) // РЯШ, 1994. -№ 1. С. 81−86.
- Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. М., 1971.- 92 с.
- Смирнова Л.А. Нарушение понимания речи у умственно отсталых школьников младших классов / Автореф. дис. к.п.н. М., 1973.- 16 с.
- Смирнова Т.Н. Изучение рассказов со скрытым смыслом в 3 классе вспомогательной школы //Дефектология, 1996. № 2. — С.22−27.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966. — 133 с.
- Соловьева Н.М. Методика выразительного чтения в 5−8 классах / Дисс. к. п.н.-М., 1951.- 174 с.
- Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у учащихся вспомогательной школы // Вопросы олигофренопедагогики. М., 1977. — С.43−44.
- Сороколетов Ф.П., Федоров А. И. Правильность и выразительность устной речи.-Л., 1963.- 94 с.
- Станиславский Работа актера над собой. М., 1951, ч. 1,2.- С.84−85.
- Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми томах. М., 1955. — Т.З. — С.112 — 174.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология, 1988. № 3. — С. 8−15.
- Сумарокова В.А. Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками / Автореф. дис. к.п.н. -М., 1981.- 169 с.
- Суханова Т.В. Влияние эмоционального фактора на мнемическую деятельность младших слабослышащих школьников / Дис. к.п.н. М, 1995. -147 с.
- Сыркина В.Е. Понимание выразительности речи школьниками // Известия АПН РСФСФР. Отд. психологии. М. — Л., 1947, вып. 7. — С.79−120.
- Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классоввспомогательной школы именами прилагательными / Автореф. дис. к.п.н- -М., 1973. 16 с.
- Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1979. — 111 с.
- Торшина Л.Г. Использование сюжетных картин на уроках чтения в младших классах вспомогательной школы // Дисс. к.п.н. М., 1985. — 176 с.
- Трегубова Л.С. Принципы русской пунктуации как основы методики ее преподавания в начальных классах / Автореферат дисс.канд.пед.наук. -М., 1994.- 16 с.
- Тугова H.A. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями // Дефектология, !995. № 2. — С.53−57.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. соч. в 2-х т. М., 1971. — Т.2. — С.251.
- Ушинский К.Д. Родное слово (хрестоматия) М., 1997. — 352 е.
- Федоренко Л.П. Совершенствование речи учащихся: принцип выразительности речи // РЯШ, 1980. № 6. — С.40−46.
- Федоренко Л.П. Основные закономерности усвоения русского языка. М., 1984.- 318 с. *
- Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. М., 1955.- 141 с.
- Филлипова О.В. Интонационные стили речи учителя: методические рекомендации. Саранск, 1996. — 28 с.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Под ред. акад. Виноградова В. В. М., 1962. — С. 67−68.
- Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. -471 с.
- Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, 1984. — 272 с.
- Чернышев В.И. Азбука выразительного чтения // Избранные труды в 2-х т -М., 1970.-Т.2.-С. 501−517.
- Чернышев В.И. В защиту живого слова // Избранные труды в 2-х т. М., 1970.-Т.2.-С. 521−530.V
- Чудинов Проблемы формирования коммуникативных навыков у учащихся вспомогательной школы // Речь и мышление детей с отклонениями в развитии. Екатеринбург, 1992. — С.4−7.
- Чуковский К.И. За живое образное слово. М., 1967. — С.55−58.
- П1аталова В. М. Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка в 4 классе // Актуальные проблемы развития речи учащихся. М., 1980. — С. 2530.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., 1966.- 165 с.
- Шкатова JI.A. Средства и приемы выразительности речи. М., 1985.- С. 16.
- Шпунтов А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся. / Дис. к. пед. н. М, 1980.
- Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка. // Начальная школа, 1981. № !. — С. 23−26.
- Эльконин Л.Д. Развитие устной и письменной речи учащихся Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М., 1998. — 112 с.
- ЮнинаЕ.А. Педагогическая риторика. Пермь, 1995. — С.81−82.
- Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Изд. 2. Л., 1963.- с.