Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мода 1970-х годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Плюралистичность в эпоху постмодерна понимается как индивидуализация, что меняет отношение к модной одежде, которая теперь рассматривается не только как средство социальной идентификации, но и как еще одна возможность для творческого самовыражения личности. Современный дизайн признает право каждого человека на воплощение его как индивидуальности и, следовательно, право каждого человека на выбор… Читать ещё >

Мода 1970-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мода в эпоху постмодерна

Идеи «революционных шестидесятых» в 1970;е гг. стали достоянием всего общества. Сексуальная революция, отказ от воинской повинности, борьба за права женщин, проблемы разоружения и экологии стали волновать всех. Однако иллюзии предыдущей эпохи были развеяны. Молодое поколение страдало не только от безработицы и инфляции, но и от депрессии — теперь постоянной проблемы западных стран с высоким уровнем жизни. Семидесятым были присущи цинизм и экстремизм во всем — от политики до моды. «Лекарства» против скуки выбирали самые радикальные — от участия в массовых демонстрациях протеста (выступления против атомной и водородной бомб, химического оружия, демонстрации феминисток и «зеленых») до терроризма. Эти годы стали десятилетием разгула терроризма — захваты заложников, взрывы на улицах городов, угоны самолетов постоянно присутствовали в сводках новостей, что привело к появлению стиля «милитари». Семидесятые годы сотрясали и политические кризисы. Самый громкий скандал десятилетия — досрочная отставка Президента США Р. Никсона в результате Уотергейтского скандала.

Зимой 1972—1973 гг. произошел энергетический кризис — из-за обострения обстановки на Ближнем Востоке (война на Кипре) резко возросли цены на нефть. Это привело не только к падению доллара и началу экономического кризиса, но и стало вехой, которую считают началом нового этапа развития цивилизации. «Индустриальное общество» сменяет «постиндустриальная цивилизация», социальную структуру которой будут составлять не классы, а равнозначные «информационные сообщества». «Компьютерная революция» может привести к становлению «глобальной информационной цивилизации», важнейшими особенностями которой будут многообразие социальных и культурных систем, замена «вертикальной» иерархической структуры производства «горизонтальной» сетью исполнителей-профессионалов, творчески взаимодействующих друг с другом. В последней трети XX в. на смену строгим нормам и правилам поведения приходят плюрализм и свобода выбора. Реакцией на эти изменения стало появление новых концепций в философии, теории архитектуры, которые получили определение «постмодернизм». В массовое сознание новое понятие проникло с появлением книги Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (Лондон, 1975). Постмодернизм означает отказ от идеи единства и утверждение идеи множественности — радикального плюрализма во всех областях деятельности человека. Постмодернизм сознательно ориентируется на эклектичность, мозаичность, пародийное переосмысление традиции, смесь классики и авангарда, массового и элитарного. Эклектизм стал одной из важнейших, принципиальных особенностей нового направления. «Радикальный эклектизм» постмодерна (определение Ч. Дженкса) означает эклектику «открытой формы», свободной от всяких стилистических ограничений. Постмодернистские тенденции в культуре последней трети XX в. нашли выражение в таких явлениях, как постмодернизм в архитектуре, «новая волна» в изобразительном искусстве (трансавангард, «новые дикие», «культурная живопись», «свободная фигуративность», графика «новой волны»), «новый дизайн». В дизайне «новое мышление» стало признаком гуманитарно ориентированного сознания, стимулом обновления профессии дизайнера, приведшем к формированию «средового подхода» в дизайне. Четко определенные критерии «хорошей формы» были заменены неопределенным понятием «открытой формы». «Хорошая форма», как и «хороший вкус», рассматривается в качестве эстетического символа социального положения и образа жизни. «Хорошая форма» перестала удовлетворять эстетическим запросам современного человека. Достоинства формы теперь видятся не в упорядоченности и организованности, а в образности, обогащающей человека эмоционально.

В 1970;е гг. пафос отказа от эталонов и норм привел к тому, что их называли «десятилетием дурного вкуса», хотя «освобождение» продолжилось и далее — то, что в 1970;е гг. считали дурным вкусом, в 1980;е гг. стало нормой, а в 1990;е гг. — классикой. Это доказывает относительность критериев оценки и самого понятия «хороший вкус», которое в 1990;е гг. почти не употребляли. В эпоху постмодерна торжествует не «плохой», а индивидуальный вкус. Эстетический плюрализм стал определяющей тенденцией в развитии дизайна одежды и привел к изменению характера современной моды: с 1970;х гг. более не существует единой моды. Современная мода представляет собой не одно модное направление, а много «мод» для разных групп потребителей, множество стилевых направлений, сосуществующих друг с другом и удовлетворяющих разнообразные эстетические запросы. Эстетический плюрализм связан с тем, что у разных социальных групп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические представления. В основе концепции маркетинга также лежит представление о плюралистичности культурной, социальной и экономической ситуации, которое реализуется в ориентации маркетинга на множественного и непрерывно меняющегося потребителя. И в области дизайна одежды проектные задачи все более дифференцируются, учитывая нестандартные потребности малых групп потребителей и, в конечном счете, потребности отдельной личности.

Плюралистичность в эпоху постмодерна понимается как индивидуализация, что меняет отношение к модной одежде, которая теперь рассматривается не только как средство социальной идентификации, но и как еще одна возможность для творческого самовыражения личности. Современный дизайн признает право каждого человека на воплощение его как индивидуальности и, следовательно, право каждого человека на выбор индивидуального стиля жизни и манеры поведения, на реализацию своих собственных эстетических предпочтений, которые ранее могли оцениваться как проявление «плохого вкуса». Тенденция к индивидуализации образа остается актуальной и в дизайне одежды. Великий французский кутюрье И. Сен-Лоран сказал, что «мода — это не униформа. В нее надо непременно вносить нечто свое, индивидуальное. Она не должна доминировать над личностью, а, наоборот, подчеркивать ее особенности»[1].

О том, что ситуация изменилась, свидетельствовал провал кампании по внедрению длины макси, организованной производителями текстиля. Трижды с 1969 г. дома моды пытались ввести в моду длину до середины икры. В коллекциях «от кутюр» осень/зима 1970—1971 гг. не было ни одной мини-юбки, но летом большинство женщин опять вернулось к мини. Мини-мода обладала преимуществами — была практичной и молодежной. Только ретромода смогла вернуть длинные юбки. Кроме того, потребители изобрели альтернативу мини-юбке — короткие шорты. В 1970 г. американский журнал «Women's Wear Daily», который отслеживал все модные тенденции, ввел термин Hot-pants для обозначения коротеньких шорт из трикотажа.

Компромиссом между мини и макси были и юбки с огромными разрезами на пуговицах, которые носили расстегнутыми почти сверху донизу. Вполне самостоятельным выбором была и любовь потребителей к высоким платформам, которые носили до середины 1970;х гг. вопреки критике их модными журналами. Все это доказывало, кто на самом деле является настоящим «диктатором моды». В обзорах моды писали: «Сегодня, однако, может быть впервые за всю историю больше не существует «правильная или неправильная» манера одеваться, а это означает истинную свободу. Утверждение миди раз и навсегда доказало, что женщины избавились от «диктаторов моды»[2]. «Революция в моде» означала, что именно потребитель стал «диктатором моды», хотя им умело манипулируют. С тех пор производители никогда больше не пытались идти наперекор предпочтениям потребителей, учитывая их вкусы. Коммерческий успех превратился практически в единственный критерий оценки творчества дизайнера.

  • [1] Сен-Лоран И. Нельзя быть рабом моды // Неделя. 1986. № 4 С. 24.
  • [2] «The Christian Science Monitor». 1972. February 26.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой