Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественные достижения. 
Художественная культура XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная незадача крестьянского реализма — утверждаемый им герой. Плодоносившая ветвь нашей литературы — деревенская проза — высохла, потому что не может быть идеалом крестьянин, превращенный раскулачиванием, коллективизацией и десятилетиями несвободного труда в люмпен-крестьянина, не способного прокормить свой народ. Люмпен-крестьянин сегодня не всегда хочет взять землю и обрабатывать ее… Читать ещё >

Художественные достижения. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деревенская проза имела важный социальный результат. Еще до того как опустели полки продовольственных магазинов, до того как партия соорудила очередную вавилонскую башню — «Продовольственную программу», писатели-деревенщики смело осудили тогда еще неприкасаемую коллективизацию. Эта социальная смелость крестьянского реализма сочеталась с его художественными достижениями (в частности, вводились в литературный обиход новые пласты народной речи, новые характеры, высокие традиционные нравственные ценности). Серьезные художественные завоевания проявились и в том, что были созданы произведении больших социально-эстетических достоинств («Привычное дело» Василия Белова, «Живи и помни», «Прощание с Матерой» Валентина Распутина).

Герой

Главная незадача крестьянского реализма — утверждаемый им герой. Плодоносившая ветвь нашей литературы — деревенская проза — высохла, потому что не может быть идеалом крестьянин, превращенный раскулачиванием, коллективизацией и десятилетиями несвободного труда в люмпен-крестьянина, не способного прокормить свой народ. Люмпен-крестьянин сегодня не всегда хочет взять землю и обрабатывать ее, завидует новому фермеру и живет по формуле: казалось бы, какое мне дело, что у соседа корова сдохла, а все-таки приятно. Для люмпен-крестьянина зажиточный крестьянин — чужой и сомнительный человек. Можно ли люмпен-крестьянина, забывшего землю и Бога, выдавать за идеал? Может ли он быть героем великой литературы? В ответах на эти вопросы кроются причины кризиса крестьянского реализма и его исторически относительно быстрый уход с литературной авансцены несмотря на большие художественные движения, которые несомненно останутся в истории культуры.

Философско-политическое основание

Ряд концептуальных положений крестьянского реализма резко противостоял официальной советской идеологии, ортодоксальным марксистским догмам: (I) взамен идеализации рабочего класса давался образ крестьянина как носителя исторического и эстетического идеала; (2) взамен интернационализма выдвигалась национальная идея; (3) Энгельс писал об «идиотизме деревенской жизни» — новое художественное направление стало критиковать идиотизм городской жизни.

Преодоление цензурного барьера

Как же при таком резком расхождении с официальной советской ортодоксией крестьянскому реализму удалось выйти из-под жесткой опеки партийного руководства и преодолеть цензурные барьеры? Это объясняется рядом причин: (I) ослаблением авторитета официальной марксистской идеологии, начавшей претерпевать кризис, что заставляло партийную элиту искать новые идеологические опоры в деревенском мифе и национальных идеях; (2) продовольственным кризисом, бедами сельскохозяйственной колхозной системы; (3) известным сочувствием ряда партийных руководителей (М. Суслова, например) некоторым идеям деревенской прозы (многие работники ЦК и главное его идеологических отделов были выходцами из деревни и им льстило возвеличение крестьянина, звучавшее в произведениях деревенской прозы).

Крестьянский реализм / соцреализм

В известном смысле крестьянский реализм уникален — после середины 30-х годов это единственное художественное направление, допущенное к легальному существованию в советской культуре рядом с социалистическим реализмом.

Крестьянский реализм сформировался в самостоятельное художественное направление, которое стало развиваться параллельно социалистическому реализму, в ряде постулатов совпадая с ним. Так, деревенской прозе несмотря на отрицание коллективизации была не чужда идея насильственного вмешательства в исторический процесс, а также обязательный для соцреализма поиск «врагов» .

В ряде других отношений крестьянский реализм расходился с соцреализмом: деревенская проза утверждала светлое прошлое, соцреалисты — светлое будущее; деревенская проза отрицала многие незыблемые для соцреализма ортодоксальные ценности — осуждала колхозный строй, не считала раскулачивание социально плодотворным и справедливым действием.

Общественное внимание Деревенской прозе уделяли восторженное внимание критики, издатели, переводчики. Сельская жизнь, нравственные ценности крестьянского мира — темы актуальные и глобальные. В ряде южных и восточных непромышленных и доиндустриальных стран, где преобладает крестьянское население (Индия, Китай, Африка, Латинская Америка), проблемы, поднятые литературой русского крестьянского реализма, оказываются, если не центральными, то значительными. В индустриальных же и постиндустриальных странах «деревенская» тема затрагивает внимание общества в связи с тем, что люди стремятся преодолеть отрицательные следствия урбанизации и тянутся к естественным природным корням бытия. Все это делает отклик в мире на творчество писателей русской «деревенской прозы» закономерным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой