Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция человека (антропогенез)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обитание в условиях тропического влажного леса требовало увеличения спектра всеядности. Для этих биотопов характерно исключительно богатое видовое разнообразие, но представители каждого вида животных и растений, как правило, рассредоточены и редко формируют скопления, представляющие стабильную кормовую базу для специализированного вида. В таких условиях выгодна стратегия низкой пищевой… Читать ещё >

Эволюция человека (антропогенез) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антропологию кратко определяют как науку об изменчивости человека в пространстве и времени. Изменчивость во времени можно рассматривать на индивидуальном уровне (онтогенез — см. гл. 4) и на уровне истории вида (филогенез). Филогенетический, эволюционный взгляд важен для специалиста в области гуманитарных дисциплин, поскольку позволяет грамотно оценивать «долги прошлому» — видеть возможности и ограничения, обусловленные эволюционной историей нашего вида.

Антропогенез — история биологического вида Homo sapiens, т. е. процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека разумного.

Согласно современным представлениям, первые наземные полуобезьяны около 60 млн лет назад под давлением со стороны конкурентовнасекомоядных перешли к полудревесному, а затем — полностью древесному образу жизни в тропических лесах.

Успешное освоение трехмерного пространства древесных стволов и крон требовало высокого развития нервной системы. Соответствующую специфику органов чувств сохраняют и современные приматы: это хороший слух, развитая тактильная чувствительность, объемнопространственное оптическое восприятие, синтез восприятия свойств и пространственных соотношений объектов. По-видимому, развитие сложного мозга у приматов было обусловлено сочетанием развития высшей нервной деятельности (особенно объемно-пространственного зрения, способностей к ориентации в пространстве, координации действий) и передних конечностей, приспособленных к лазанию и все более тонким манипуляциям.

Обитание в условиях тропического влажного леса требовало увеличения спектра всеядности. Для этих биотопов характерно исключительно богатое видовое разнообразие, но представители каждого вида животных и растений, как правило, рассредоточены и редко формируют скопления, представляющие стабильную кормовую базу для специализированного вида. В таких условиях выгодна стратегия низкой пищевой специализации, отсутствия ориентации на сравнительно узкий спектр биологических видов как основной источник энергии и питательных веществ. Но разнообразие потенциальной пищи несет и опасности: необходимо уклоняться от столкновений с конкурентами, быстро запоминать несъедобную и ядовитую пищу и затем безошибочно избегать ее. Преимущества получают особи, способные четче реагировать, точнее дифференцировать, эффективнее накапливать и использовать информацию. Они вынуждены затрачивать больше энергии на поддержание работы развитой нервной системы и ее координирующего центра, головного мозга, но выигрывают за счет повышения безопасности и экономии времени и сил при питании.

Закрепление в генотипе элементов предпочтения или избегания конкретных видов пищи при их высоком разнообразии неэффективно. К тому же для всеядных существ требуется определенная «свобода маневра» при сборе беспозвоночных, ловле мелких животных. В результате выгодным вариантом становится передача негенетической информации — обучение детенышей элементам пищевого поведения. Подвижный древесный образ жизни в сочетании со всеядностью требовал сокращения числа рождаемых детенышей, но при этом возникала необходимость большей родительской опеки каждого из рожденных. Таким образом, отбор благоприятствовал репродуктивной Д-стратегии, для которой характерны небольшое количество рождаемых детенышей, уход за ними, обучение и социализация (противоположными характеристиками отличается r-стратегия). В результате увеличивалась продолжительность онтогенеза, соответственно — продолжительность детства, т. е. периода, когда существо находится под опекой взрослых особей. Стадность (социальность) позволяла перераспределить заботу о детях с родителей на всю группу. Это требовало возрастания коммуникационных способностей, соответственно — развития мозга, органов чувств, мимики, жестов, голосового общения.

Жизнь на деревьях вынуждала приматов осваивать разнообразные движения при сохранении более или менее вертикального положения тела. Это стало одной из биологических предпосылок развития прямохождения (бипедии) — специфического для человека способа передвижения.

Предки гоминид имели определенные преадаптации к бипедии, давшие им некоторые преимущества перед другими приматами. Это были сравнительно крупные животные, а крупному существу перенос единицы массы тела на единицу пути обходится с энергетической точки зрения дешевле, чем мелкому. Говоря о двуногом способе передвижения гоминид, следует иметь в виду два разных с точки зрения биомеханики варианта. Бег — способ передвижения двуногого существа, при котором в один из моментов (тактов) обе конечности отрываются от площади опоры. При ходьбе одна из конечностей всегда обеспечивает опору. Двуногий бег энергетически менее выгоден, чем бег с опорой на четыре конечности, но двуногая ходьба при скорости до 6—8 км/ч оказывается более экономичным способом передвижения, чем ходьба четвероногих млекопитающих. Именно ходьба, а не бег, является наиболее естественным и «физиологичным» способом передвижения человека.

Бипедия требует от изначально четвероногого млекопитающего значительных анатомических модификаций. Соотношением длин верхних и нижних конечностей, морфологией стопы и таза, формой позвоночника и типом фиксации черепа к позвоночному столбу двуногие прямоходящие приматы резко отличаются от четвероногих. Таз прямоходящих существ должен выдерживать существенно большую нагрузку, чем у четвероногих. У гоминид он превратился в опору для позвоночника, укоротился и приобрел в целом более шарообразную форму.

Освоение двуного способа локомоции потребовало не только анатомических и физиологических, но и поведенческих и социальных адаптаций, имевших важнейшее значение в эволюции человека (на этих вопросах мы подробнее остановимся в параграфе 2.3). Но прежде мы должны кратко рассмотреть основные этапы эволюции, которые привели к возникновению Homo sapiens — человека разумного.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой